Сущность индивидуальной образовательной траектории. Построение ИОТ – путь к успешности
Сущность индивидуальной образовательной траектории. Построение ИОТ – путь к успешности
одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. В статье описывается строительство индивидуальной индивидуальная образовательная траектория для обучаещегося
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность индивидуальной образовательной траектории. Построение ИОТ – путь к успешности»
«Сущность индивидуальной
образовательной траектории.
Построение ИОТ – путь к успешности»
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Сегодня мы будем говорить о строительстве индивидуальной образовательной траектории обучения школьника.
В самом общем понимании эта тема относится к индивидуализации процесса обучения. О ней мы говорили не раз. Индивидуализация, дифференцированное обучение – все эти понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов.
Практика работы школ и нашей в том числе показывает, что мы, учителя, как правило, осуществляем индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе детей, которые, по нашему мнению, в силу своих особенностей выходят за рамки «среднего ребенка». Чаще всего в эту группу попадают так называемые «трудные», «неуспевающие» дети, реже – особо одаренные, «продвинутые» ученики. Основная же часть детей, укладывающаяся в стандарты «среднего ребенка», совершенно незаслуженно оказывается лишенной индивидуального подхода со стороны учителя.
Можно выделить два разных способа, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:
1) ориентация на уровень достижений школьника;
2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности (речь идёт об особенностях психологических процессов учащихся)
Чаще всего учитель выбирает первый путь – его легко реализовать через индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие ученики получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.
Распределение заданий по уровням сложности – это дифференциация, а не индивидуализация, поскольку в основе распределения учеников на три группы (слабые, средние и сильные) лежит не сходство или различие индивидуальных особенностей их учебной деятельности, а успеваемость, которая является результатом этих особенностей. В итоге такой «индивидуальный подход» «закрепляет» каждого на соответствующем месте.
Организуя вариативное многофакторное поле выбора, учитель тем самым создает для каждого ребенка в классе реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории учения.
Во-первых, образование каждого обучающегося должно строиться в соответствии с его образовательными возможностями и потребностями. Во-вторых, современное общество предъявляет существенные требования к мобильности квалификации. А это в свою очередь сильно влияет на состав компетенций, формируемых в ходе обучения.
Обобщая, можно сказать, что задача школьного образования сегодня состоит в том, чтобы развивать все способности каждого. Сделать это можно только создав соответствующий инструментарий.
Одним из таких инструментов является индивидуальная образовательная траектория.
Сразу оговорюсь ещё раз. Моя задача об этом рассказать. Отлично понимаю, для создания ИОТ от каждого школьника и родителя требуется сформированные потребности в обучении. До такого состояния нам ещё далеко.
Индивидуальная траектория образования(ИОТ) – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.
Под траекторией в классическом смысле понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки». В педагогике индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностого потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе. То есть ИОТ можно трактовать как определённую последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, которые соответствуют их способностям, возможностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координации, организации, консультировании педагога во взаимодействии с родителями.
Для практической реализации ИОТ необходимо:
● выявить образовательные возможности обучающихся;
● выявить совокупность образовательных потребностей обучающихся и ранжировать их в соответствии возможностями образовательной среды;
● модернизировать ИОС (индивидуальную образовательную среду) школы в соответствии с принципами построения электронного образовательного пространства;
● сформировать механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию ИОТ на практике.
Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных образовательных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.
Порядок формирования ИОТ
Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, ученика и его родителей, а для детей с ОВЗ и междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения.
В основе формирования ИОТ лежит стратегия сотрудничества всех участников образовательного процесса. Перечислим участников образовательного процесса и опишем их действия в процессе формирования ИОТ в соответствии с этапами.
Предварительный этап
Родители участвуют в анкетировании;
учащемуся назначается куратор (классный руководитель); куратор анализирует анкеты и индивидуальные программы реабилитации (ИПР)
Диагностический этап
Педагоги проводят мониторинг УУД и диагностические контрольные работы (ДКР); психолог заполняет карту образовательных возможностей (блок психолога); психолог и логопед заполняют план индивидуального сопровождения.
Аналитический этап
Куратор (классный руководитель) заполняет учебный план и учебный график, используя данные карты образовательных возможностей и плана индивидуального сопровождения.
Рефлексивный
Педагоги всех учебных предметов проводят итоговые мониторинги и определяют уровень обученности, анализируют динамику развития ребёнка, возможность перехода учащегося из одной целевой группы в другую. Аттестация учащихся осуществляется по результатам четверти на основе промежуточных контрольных работ.
Средства информатизации
Для реализации ИОТ необходимо, чтобы и школьная ИОС, и оснащение рабочего места ученика соответствовали потребностям целевых групп. Целесообразно для каждой из групп установить свой стандарт оснащения.
Исходя из этого, можно сказать, что в традиционном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и творческой самореализации в целом.
Значит, задача педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь, а процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждому учебному предмету, и путь освоения этих предметов определяется не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого обучающегося. ИОТ реализуется при личностно-ориентированном образовательном процессе, специально разрабатывается для конкретного учащегося.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим обучать и воспитывать учеников с разным опытом и уровнем знаний в одном коллективе и нацеливать каждого ученика на достижение максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.
Нужно сказать об условиях необходимых для реализации ИОТ:
-мотивации учащегося,
- заинтересованности родителей,
- правильности выбора ИОТ учащимся и их родителями,
-правильной организации учебно-воспитательного процесса, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дистанционное обучение, самообразование, дополнительное образование, профильное обучение.
Нельзя сказать, что данный вопрос совершенно новый для нас. Мы используем ИОТ в работе :
- с учащимся с ОВЗ, индивидуальниками (составляя индивидуальную адаптивную программу;); -неуспевающими (программа ликвидации задолженностей по темам); - дифференцированное обучение; -элективные курсы, факультативы.
Но ещё предстоит много сделать для создания условий успешного обучения и воспитания через грамотное выстраивание индивидуальной траектории развития учащихся.