«Стремление учителя к лидерству- путь успешности обучения учащихся в условиях малокомплектной школы».
«Стремление учителя к лидерству- путь успешности обучения учащихся в условиях малокомплектной школы».
Тема : «Стремление учителя к лидерству- путь успешности обучения учащихся в условиях малокомплектной школы».
В одной древней притче говорится:" Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек. -Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно!- удивился человек. Если захочешь посадить человеку дерево,посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. -Как я это сделаю,если сам не умею летать? -А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним -его Учитель. Они приблизились к старику,опустились на землю и поклонились. -Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес: -А меня больше всего радуют твои крылья." Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Особенно важно внедрение новых идей и технологий обучения в практику сельских малокомплектных школ.
Особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей. На Востоке говорят: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Труд любого учителя – это труд огромного, может быть, не всегда осознаваемого общественно-государственного значения, труд чем-то рутинный и однообразный, который по плечу только сильным и увлекающимся личностям- именно таков труд учителя малокомплектной школы.
Работа здесь нестандартна, неповторима, сложна и интересна. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектной школы – сложная задача, требующая от учителей большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Стремление учителя к лидерству- путь успешности обучения учащихся в условиях малокомплектной школы».»
Тема «Стремление учителя к лидерству- путь успешности обучения учащихся в условиях малокомплектной школы».
Кузнецова Светлана Геннадьевна,
учитель математики ГУ «Долбушинская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района».
В одной древней притче говорится:" Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка . -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек. -Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно!- удивился человек. Если захочешь посадить человеку дерево ,посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. -Как я это сделаю ,если сам не умею летать? -А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок , а за ним -его Учитель. Они приблизились к старику ,опустились на землю и поклонились. -Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес: -А меня больше всего радуют твои крылья..." Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Особенно важно внедрение новых идей и технологий обучения в практику сельских малокомплектных школ.
Особенностью МКШ является многопредметность в работе учителей. На Востоке говорят: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Труд любого учителя – это труд огромного, может быть, не всегда осознаваемого общественно-государственного значения, труд чем-то рутинный и однообразный, который по плечу только сильным и увлекающимся личностям- именно таков труд учителя малокомплектной школы.
Работа здесь нестандартна, неповторима, сложна и интересна. Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся малокомплектной школы – сложная задача, требующая от учителей большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания.
За последние годы многое изменилось в подходе к обучению. Политические и социальные перемены принесли в нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, конкурентоспособность, инициативность, умение выживать в новом мире.
Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому обучению необходимо задавать цели, к которым нужно стремиться. А без управления и лидерства это совершенно невозможно.
Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты. Поэтому в МКШ особенно значима роль учителя.
В настоящее время решающим фактором развития малокомплетных школ является способность к изменениям, поиску новых методов и форм. Так как жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить которые невозможно, работая по- старому. Для того чтобы образование встало на путь изменений, необходим лидер, который смог бы повести всех за собой. В роли такого лидера я вижу в первую очередь учителя, который может изменить процесс обучения.
Как правило, в роли лидера выступают эрудированные, уверенные в себе люди. Если говорить о сообществах класса, то именно лидеры помогают учителю в решении многих кардинальных вопросов и проблем.
Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Исходя из этого более 50 % учебного времени в МКШ отводится самостоятельной работе, при выполнении которой дети оказываются лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом. Стоит ли говорить, что учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д. В совмещенных классах необходимо использовать работу в группах . Так как, пока учитель работает с одним классом- группой, второй класс- вторая группа, работает самостоятельно. Пока учитель занят работой с другим классом, ученик, являющийся лидером, организует работу внутри своей группы ( класса): распределяет роли между учащимися, контролирует их работу, корректирует, оценивает. Так роль спикера в группе можно поручить сильному ученику, тем самым давая ему возможность раскрыть и проявить свои таланты. Для реализации лидерства в классе можно использовать следующие приемы: создание проблемных ситуаций, использование заданий повышенной трудности для талантливых и одаренных учащихся, включение учащихся в группу экспертов, оценивание постеров и презентаций, использование дифференцированных заданий, творческих домашних заданий. Ученик-наставник помогает однокласснику повысить мотивацию к успеху, побороть страх или агрессию. Очень важно педагогу в классе помочь лидеру класса на этапе становления. От того насколько лидер будет осознавать серьёзность проводимой кампании, насколько он сможет увлечь за собой участников воспитательно - образовательного пространства, будет зависеть уровень развития классного коллектива, а, вместе с тем, и качество знаний класса в целом.
Самое главное ,чтобы учитель на уроках в МКШ смог создать атмосферу сотрудничества и вовлечь в активное участие, в собственное обучение учеников, а также обеспечить эффективную обратную связь, растить лидера- способного увлечь за собой, умеющего критически мыслить. Ведь обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия, является успешным учеником. А этот успех зависит от учителя.
Только успешный учитель может вырастить успешного ученика. Ибо, если учитель неуспешен, чему же он сможет научить?
Успешный учитель - успешный ученик. Эта формула уже давно признается формулой достижения высоких результатов нашей профессиональной деятельности. И каждый из нас должен состояться в жизни.
Успех и лидерство, как бы сказал Маяковский, близнецы-братья. Успеха не достичь тому, у кого лидерские качества не развиты. Так же верно и другое: настоящий лидер всегда стремится к успеху. Успех, к тому же, командная игра. И достичь его смогут только те, кто может повести за собой других.
Просто самому быть лидером – мало. Для успеха важно еще и уметь учить других, преподавать им своеобразные уроки лидерства.
Т.о. ко всему прочему, настоящий Лидер должен быть хорошим УЧИТЕЛЕМ и воспитывать лидерские качества у других.
Но КАЧЕСТВЕННО учить других можно лишь тогда, когда ты сам продолжаешь НЕПРЕРЫВНО развиваться. Настоящий Лидер всегда сам остается учеником. Только тогда у него будет постоянно и энергия, и сила, и вдохновение, чтобы двигаться вперед.
Вот пять коротких уроков лидерства, которые преподносят нам великие люди разных времен и народов.
Урок 1. Настоящий лидер никогда НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ в своем развитии. Как в свое время учил великий Аристотель: “Догоняй тех, кто впереди, и не жди тех, кто сзади”.
Урок 2. Достижение успеха напрямую зависит от того, насколько быстро человек может развиваться и приобретать новые знания и навыки. А вот интересный аспект – лучше всего это получается, когда обучаешь других. Роза Люксембург говорила так: “Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других”.
Т.е. вводя в свою практику обучение других и уроки лидерства для других, человек сам начинает более быстро развиваться и расти.
Урок 3. И замыкаться в себе, не передавать другим свои знания – по крайней мере, становится не разумным. Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)
Иначе можно сказать, что твоя мощь и величие, а значит, и твой спех, ЗНАЧИТЕЛЬНО зависит от того, насколько ты можешь научиться сам стать Учителем для другого. Ибо, если человек способен учить другого, значит, у енго уже есть достаточный опыт и талант.
Лидер и успешный человек – это гениальный учитель. Вот к чему надо стремиться каждому.
Урок 5. Однако, настоящий лидер никогда не отрывается от своих подопечных. Он знает, что от своих учеников всегда можно узнать много ценного и полезного.
Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников («Талмуд»)
Говоря другими словами, от вашего умения быть лидером зависит уровень вашего успеха — и не только вашего, но и успеха всех, кто работает вместе с вами..
Могу заверить, что позиция лидера имеет множество преимуществ: в первую очередь, это самосовершенствование. Тот, кто стоит не месте, вряд ли добьется хороших результатов: важно действовать, соблюдая правило трех Т, – Труд, Терпение, Творчество. Не бойтесь рисковать, идти нехожеными дорожками. Смело идите и экспериментируйте.
Закончить свое выступления я хотела бы словами Дугласа Мэллоха:
Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.