kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор  своей статьей доказывает что умение задавать вопросы учащимися является является индикатором обученности. Вопросы-это свеобразный мост в неизвестное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ"»

Кудрявцева Н. В.

г. Костанай


УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ИНДИКАТОР

УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «А вопрос – это отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс»[1].

Вопросы – это своеобразный мост в неизвестное. Неизвестное может привлекать, а может и отпугивать. Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Ведь, не зря английское слово «question» («вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Происхождение слова «вопрос» (в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А т. к. неопределенность – это неотъемлемая черта современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы»[2]. Некоторые исследователи считают, что иметь представление насколько их ученики умеют думать, можно по тому, как они формулируют вопросы.

Если человек учится и при этом не задает вопросы, значит он не испытывает то состояние познавательного «голода», которое является основой для любой познавательной деятельности.

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Но поймает ли с его помощью ученик «рыбу» или сам попадётся на крючок? Какие причины влияют на это?

Обычная школьная практика использует одновариантные ответы, что по мнению психологов переносится на реальную жизнь и в окружающем мире подростки видят только белое и чёрное. Это приводит к тому, что, если не получается правильно, то дети решаются на крайние меры, не видя компромиссных путей.

Поэтому в школьную практику необходимо включать вопросы с многовариантными ответами, дающие простор для возможных альтернатив. «Хороший вопрос» несёт в себе несколько функций: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своей точки зрения, позиции, настройка сознания и эмоциональности собеседника.

Если ученик не может ответить на вопрос, это не страшно. При обучении также как и в жизни, мы постоянно сталкиваемся с трудностями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать (и в учебном процессе и в жизни

Перейдём к практике. Диалоговое обучение при работе в группах, в парах, вопросы высокого и низкого порядка я и раньше использовала на уроках. После прохождения курсов я решила проверить, а как мои ученики умеют составлять вопросы. Оказалось, что для многих из них это очень трудная задача, хотя выполняют они её охотно.

Для устранения трудностей при постановке вопросов я использую таблицу, которую составляем вместе с учащимися при актуализации темы.

Установление «подмостков»

Вопросы

Основные понятия темы

Как?

Отношение

Пропорция

Основное свойство отношений

Основное свойство пропорции

Крайние и средние члены пропорции

Неизвестный крайний член пропорции

Неизвестный средний член пропорции

Взаимно обратные отношения

Свойство членов пропорции

И т. д.

Что?

Где?

Почему?

Как?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит? И т. д.


Таблицу лучше использовать в среднем звене, а для старшеклассников можно использовать ромашку вопросов (интерпретация ромашки Блума)



Примеры поддержки учащихся при неправильных ответах.

Пример 1.

Вопрос: В чём отличия окружности и круга?

- Они могут отличаться цветом.

- Да, действительно, могут. Но давайте поищем более существенные различия.

- Размером.

- Верно. Кто знает другие различия?

- Окружность можно сделать, скрутив проволоку, а круг – нет.

- Молодец! Ты увидел существенное отличие. А кто сможет суть этого отличия выразить математическим языком?

- Круг имеет внутреннюю область, а окружность – нет.

- Хорошо, верно. Итак, запомните…

Пример 2:

- Как Вы думаете как возникла необходимость возникновения геометрии?

- Например, захотел построить дом, нужен план.

- Верно. Но мы говорим о зарождении геометрии. Совершим экскурс в историю, когда люди жили человеческими стадами.

- Делали оружие для охоты.

- Хорошо! Слушаю другие примеры.

- Одни племена жили за счёт охоты, а другие – за счёт рыболовства. При делении стада на племена, при разделе территории появилась необходимость измерять и делить землю.

- Умница! Абсолютно верно. Дословный перевод слова «геометрия» - «землемерие».

В старших классах использовала технику составления вопросов при помощи ромашки вопросов (с использованием различных источников информации).

Работа увлекла всех без исключения учащихся, результаты были непредсказуемые. Воспряли духом «смирившиеся» троечники – удивляли красивыми вопросами. Рефлексия показала, что работа была для них по-настоящему полезна, аргументируя это тем, что формулируя вопросы, они лучше поняли и запомнили материал.

Практика использования данной методики выявила проблемы отдельных учащихся с одной стороны, и мотивацию к активной деятельности – с другой стороны, что ещё раз доказывает её значимость для раскрытия интеллектуального потенциала учащихся.


Используемая литература:


  1. Веккер Л.М., 1998,- с. 6

  2. King, 1994, p. 18

  3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.

  4. Вуджек Т. Как создать идею. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 288 с. — (Серия «Тренировка ума»).

  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с.

  6. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб.: СПбГУ, 1999. — 116 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ КАК ИНДИКАТОР УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ"

Автор: Кудрявцева Наталья Викторовна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 493114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства