kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Создание здоровьесберегающей среды на уроках путем реализации индивидуально-дифференцированного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

одной из главных щадач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья. основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Создание здоровьесберегающей среды на уроках путем реализации индивидуально-дифференцированного подхода»

3


Создание здоровьесберегающей среды на уроках путем реализации индивидуально-дифференцированного подхода

Одной из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.

Одним из факторов обеспечения здоровьесберегающей среды является реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для здоровьесбережения, формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы .

Свою работу в классе я начинаю с того, что нужно правильно рассадить детей в классе. Детей расторможенных нужно садить рядом с уравновешенными и пользующимися авторитетом. Для слабослышащего ребенка выбираю место напротив стола учителя. Учащегося с нарушением зрения располагаю с краю ряда.

Вначале очень важен психологический настрой детей на урок. Установление личных контактов. Эти контакты должны выстраиваться не только между учителем и детьми, но и между самими детьми.

На этапе обобщения и систематизации имеющихся знаний учащиеся учатся применять их в различных ситуациях, при решении учебных и практических задач. Большое место на данном этапе урока отвожу самостоятельной работе учащихся. Подбираю виды самостоятельной работы с учётом возможностей каждого ученика класса, осуществляя дифференцированный индивидуальный подход. Упражнения для самостоятельной работы не только формируют приёмы и способы учебной работы, но и активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают у них инициативу, смекалку, способствуют устранению утомления.

Учитывая быстрое забывание учащимися знаний, на этом этапе урока важно постоянно воспроизводить главное из ранее пройденного материала.


Закрепление на уроках математики


Варианты

I этап

II этап

III этап

IV этап

1

Основное задание

Творческое задание

Занимательное задание


2

Некоторая степень помощи

Основное задание

Творческое задание

Общее задание

3

Работа с учителем

Некоторая степень помощи

Основное задание



Таким образом, дети, работающие по первому варианту, выполняют на I этапе обучения то задание, которое ученики, работавшие по третьему варианту, смогут выполнить только на III этапе. Но в конце концов все ученики класса на IV этапе выполнят правильно одно и то же общее задание, что создаёт у слабых учеников (третий вариант) уверенность в своих силах, так как они выполняют то же задание, что и самые сильные ученики. Дети себя чувствуют комфортно, рады за свои успехи, этим создается «осознание своего опыта не только на уровне мышления, но и на уровне чувств и эмоций. А поскольку эмоции участвуют в формировании мотивов, то они наполняют его необходимой энергией» (Е. П. Ильин).

Эту линию последовательно провожу на всех уроках.

Намечая пути и приёмы дифференциации учебной деятельности учащихся, я придерживаюсь определённых условий, способствующих использованию дифференцированных заданий, а именно:

  1. Использую дифференцированные задания систематически, почти на каждом уроке, но не превращаю этот этап её изучения в стандарт, поскольку учитываю тему урока, этап её изучения, готовность учащихся.

  2. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий.

Такой подход создаёт равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию. Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик находится в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться. Перед использованием дифференцированных заданий предусматриваю пути, какими каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно определяю работу каждого. Конечным результатом усилий учителя и учеников будет усвоение материала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный материал разными путями.

Главным методическим принципом дифференциации обучения считают чётко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определённой теме.

Приведу пример, в котором прослеживается сочетание этих форм на одном из уроков.

Фрагмент урока


Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание.

Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает ученику, не мешая остальным.

Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведёт к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом.

Но я всё время даю возможность слабым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый ученик класса, напоминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное описание алгоритма действия, а для сильного ученика я готовлю совсем другие карточки.

Групповая работа: два-три ученика, закончивших самостоятельную работу, осуществляют взаимопроверку знаний.

Принципиальная особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это способствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений, нет случаев зазнайства сильных учеников и не вырабатывается комплекс неполноценности у слабых.

Такая форма организации деятельности отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.

Нелишне будет сказать, что я применяю технологии, приемы общения по Д.Карнеги:

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Таким образом, учитель слышит ученика, а ученик учителя. В науке говорят, что это психологический настрой плюс настрой учителя, здоровье и положительный фон обучения.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миронова Светлана Михайловна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства