kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Система проведения самостоятельныж работ как залог успешного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О системе самостятельной работы.Виды самостоятельных работ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Система проведения самостоятельныж работ как залог успешного обучения"»

Система самостоятельной работы как залог успешного обучения.

Что же такое самостоятельная работа? Для одних—это форма и метод организации учения, для других — специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих— деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя. Однако, основные признаки самостоятельной работы на уроках математики — это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.

В статье О.Б Даутовой отмечено, что основной целью организации самостоятельной работы учащихся выступает самостоятельная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

Профессор Г.Д. Кириллова в концепции развивающего обучения отмечает, что главным признаком самостоятельной деятельности то, что обучащийся осознает все выполняемые им действия, которые подчинены поставленной цели. «Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания, деятельностный — этап самостоятельной работы обучающимся, рефлексивный, аналитический. На подготовительном этапе задачами выступают моделирование и проектирование деятельности обучающегося и конструирование методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.

Первый этап— это целеполагания, в задачу которого входит совместное определение цели и составление технологической карты самостоятельной работ. Обучающийся знакомится с требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий по самостоятельной работе, выбирает виды учебной работы. Второй этап — деятельностный. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Учитель выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика, т.е. отвечает на вопросы, вызывающие затруднения. Третий этап — контрольно-оценочный, включающий в себя оценивание учебно-познавательной деятельности школьника со стороны педагога, но и взаимооценивание и самооценивание деятельности. Четвертый этап — рефлексивный. Задача этого этапа – оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Следующий этап только для педагога— аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания.»

Можно выделить следующие виды самостоятельной работы на уроках математики:

1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;

2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;

3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

4) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

5) обобщающие с/р математики:

6) проверочные с/р.

Традиционно с/р рассматривается, как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы.

Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход-примечательная черта демократизации обучения.

В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации с/р.

Работа в группе – это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. При организации самостоятельной деятельности очень хорошо использовать технологии диалогового взаимодействия ,т.к. в этом случае «учитель придерживается принципов :

1)совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания ;

2) не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;

3) ведущий организующий силой является не взаимодействие пары «учитель-ученик»,а пара «ученик-ученик»

Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся-работа в парах постоянного состава или парах сменного состава.

В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника.

Домашняя с/р. по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений (решение примеров, задач), систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений(составление примеров на изученный прием вычисления, составление задач и т. п.), подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Домашние задания могут быть индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняет какое-то задание. Объем домашнего задания не должен быть слишком большим.

Результативность с/р. на уроке математики зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных учебно-познавательных задач. Поэтому целеполагание — важнейшая черта начального этапа управления самостоятельной деятельности. Намечая цели

каждой конкретной работы, важно учитывать общие цели обучения, которые проектирует школа и те ближайшие результаты, которые могут быть достигнуты. Даже самая небольшая и несложная с/р., планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.

Анализ передового опыта показывает, что с/р. на уроках математики в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом.

В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.

Значительно сложнее включать в структуру урока математики с/р. с целью изучения новых знаний.

Исследования показали, что если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю.

Определить место с/р. на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданием раньше других.

Нередко учителя пытаются найти выход из положения, предлагая учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы.

Некоторые с этим справляются легко и без ущерба для дела, другие-спешат, проявляя небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в содержание заданий. Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально-типическим особенностям учащихся.

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема с/р. на уроках математики—один из возможных путей устранения перегрузки.

Основная цель обучения -научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Как было уже указано выше, дифференцированные задания могут использоваться на уроках математики для с/р. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка.

Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа.

Другой тип заданий, которые можно использовать на с/р., направлен на выявление гибкости мышления, которая характеризуется отсутствием стандартного подхода к известному способу решения.

Для развивающего обучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в с/р можно включить следующие виды заданий:

1.придумать задачу с данными числами;

2.придумать как можно больше задач с данными числами;

3.придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;

4.придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;

5. придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи;

6. придумать, возможно, большее число условий к данному ответу задачи.

При формировании навыков самостоятельной работы учитель использует различные виды самостоятельных работ: фронтальную, индивидуальную, групповые и другие виды. Но только при правильной организации возможно активизация умственной деятельности детей.

Самостоятельную работу как прием обучения я применяю на разных этапах урока. На этапе осмысления изучаемого материала она занимает 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала–до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков–до 30 мин. Проводимые мною работы можно различить:

 по дидактическим целям (обучающие, тренировочные,

закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие);

 по уровню самостоятельности учащихся (по образу, реконструктивные, вариативные, эвристические, исследовательские);

по степени индивидуальности (групповые, индивидуальные);

 по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов);

по месту выполнения (классные и домашние);

по форме выполнения (устные, письменные, тесты).

Как правило, однообразие в работе снижает интерес учеников к учебе.

Использование различных видов работ необходимо,чтобы поддерживать этот интерес.

Рассмотрим примеры самостоятельных работ, используемых мною на уроках математики.

1.Самостоятельная работа по образцу.

2.Самостоятельная работа с тестовыми заданиями.

3.Математический диктант

–давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Чаще она носит контролирующий характер. В диктанты я включаю несложные устные упражнения. Но если на устном счете отвечает на вопросы только один ученик, то здесь каждый отвечает на все вопросы. Чтобы исключить списывание задания диктанта дается в двух вариантах. Работа содержит от 5 до 10 вопросов, темп работы –быстрый. Вся работа длится не более 10 минут. В диктанты я включаю как теорию, так и практику. Если характер работы обучающий, то проверку диктанта делаю сразу после выполнения работы. По одному человеку от каждого варианта на оценку зачитывают свои ответы. Остальные–проверяют себя, выставляют отметку. Лучше если проверку осуществляет сосед по парте.

4.В рамках ежегодно проводимой в нашей школе недели математики, я составляю сценарии математических викторин. Нескольким группам старшеклассников я раздаю эти сценарии, разъясняю суть, поясняю трудные места. Даю задание провести викторину в другом классе (несколько классов в параллели.) Прежде чем провести это мероприятие, ученики должны разобраться в решении каждой задачи, продумать ход работы, поделить между собой роли. Ребята чувствуют за собой ответственность, все проделывают самостоятельно, боясь плохо выглядеть перед чужим классом, стараются изо всех сил.

5.Еще один вид групповой самостоятельной работы

–составление презентаций. Учитель даёт название темы, формирует группы, консультирует, проверяет. Мои ученики приготовили презентации по темам «Геометрическая прогрессия», «Золотое сечение» и интегрированная с физикой работа «Движение тел переменной массы».

Такую самостоятельную работу можно назвать еще и творческой.

6. Практические лабораторные работы.

Большое значение в реализации теории связи математики с жизнью имеют практические и лабораторные работы. Это работы, которые решаются путем непосредственных измерений, построений. В процессе работы ученики должны научиться пользоваться различными инструментами, и знать когда их применить.

Эти работы я включаю в урок при изучении тем: «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс, «Осевая и центральная симметрия», «Параллельный перенос», «Поворот» 9 класс, «Замечательные точки треугольника», «Вписанная и описанная окружности» 8 класс, «Многогранники» 10-11 класс, «Масштаб» 6 класс.

Мои ученики также делают таблички, памятки, модели и т. д. Это домашний вариант практической работы.

Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности.. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Система проведения самостоятельныж работ как залог успешного обучения"

Автор: Сибул Елена Кузьминична

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496948

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства