kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме "Формирование инженерного мышления младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях. В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Формирование инженерного мышления младших школьников"»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вайцехович А.А.

Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО «Нижний Тагильский педагогический колледж» №1

[email protected]

Ключевые слова: Инженерное мышление, проектная задача.


Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях. 


В настоящее время созрела реальная необходимость в воспитании и обучении учащихся, которые в дальнейшем свяжут свою деятельность с промышленным производством. Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г № 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа» нацелен на формирование осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития.

Роль математических дисциплин в инженерном образовании общепризнанна. Во-первых, математика является важным инструментом в профессии инженера. Во-вторых, математическая деятельность обладает мощным потенциалом для формирования личностных качеств и качеств мышления, которые составляют культуру инженерного мышления. Кроме того, математика выступает и как часть общей методики решения инженерных задач, соединяющей теорию с практикой и задающей формы и способы мыслительных операций[3].

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего возраста он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир. Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка. Данной проблеме может помочь робототехника, которая знакомит детей с наукой в форме игры. Сборка модели, исследование поведения модели, на основе построенного алгоритма, позволяет учащимся самостоятельно овладеть первичными знаниями из разных наук, что помогает повысить интерес к новой науке в образовании[2].

Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.

Одним из средств формирования основ инженерного мышления младших школьников могут являться проектные задачи на уроках математики[4].

Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового результата. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Учителям проектная деятельность позволяет отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся начальной школы, использовать дополнительные средства вовлечения обучающихся в содержание обучения, органически сочетать «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе[5].

Мы подтверждаем, что в действующем мире востребована личность, обладающая свойствами инженерного мышления. Это человек, который сам может ставить цели в своей работе, планировать пути их осуществления, регулировать и оценивать свои достижения, работать с разнообразными источниками информации, формировать собственное мнение и оценку. Младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для формирования основ инженерного мышления, т.к. именно в этом возрасте характерно формирование теоретического мышления, потребности и мотивов к обучению, способности к рефлексии, анализу, мысленному планированию. Данные возрастные особенности процессов позволяют создать условия для формирования инженерного мышления, как в естественнонаучных областях знаний, так и в математике.


Библиографический список


  1. Донцова Т.В /Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Донцова Т.В, Арнаутова А.Д .,2014.

Е. В. Погребняк, Л. А. Черняева.//

  1. КуйвашевымЕ. В. /Комплексная программа "Уральская инженерная школа".06.10.2014 г.

  2. Сиваченко А.А. /Методические подходы к развитию инженерного мышления у учащихся основной школы/Сиваченко А.А., Волкова Е.А.2012

  3. Улитко В. В. /Проектные задачи в начальной школе. Методические материалы для учителя/ Улитко В. В.//http://schoolpmr.3dn.ru/UchNachKlassov/Proeqtnye_zadachi_w_nachalnoi_shqole.pdf

  4. Яковлева Н. Ф./Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие/ Яковлева Н. Ф.//Проектная деятельность в образовательном учреждении : учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : флинта, 2014.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья по теме "Формирование инженерного мышления младших школьников"

Автор: Вайцехович Александра Андреевна

Дата: 27.01.2019

Номер свидетельства: 497320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства