Статья по теме "Формирование инженерного мышления младших школьников"
Статья по теме "Формирование инженерного мышления младших школьников"
В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях.В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация:В данной статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Отмечены психологические особенности формирования инженерного мышления. Дается понятие проектные задачи, какие способности могут быть сформированы. Определены основные проблемы, возникающие в результате развития инженерного мышления школьников в образовательных организациях.
В настоящее время созрела реальная необходимость в воспитании и обучении учащихся, которые в дальнейшем свяжут свою деятельность с промышленным производством. Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г № 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа» нацелен на формирование осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития.
Роль математических дисциплин в инженерном образовании общепризнанна. Во-первых, математика является важным инструментом в профессии инженера. Во-вторых, математическая деятельность обладает мощным потенциалом для формирования личностных качеств и качеств мышления, которые составляют культуру инженерного мышления. Кроме того, математика выступает и как часть общей методики решения инженерных задач, соединяющей теорию с практикой и задающей формы и способы мыслительных операций[3].
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего возраста он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир. Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка. Данной проблеме может помочь робототехника, которая знакомит детей с наукой в форме игры. Сборка модели, исследование поведения модели, на основе построенного алгоритма, позволяет учащимся самостоятельно овладеть первичными знаниями из разных наук, что помогает повысить интерес к новой науке в образовании[2].
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
Одним из средств формирования основ инженерного мышления младших школьников могут являться проектные задачи на уроках математики[4].
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального “продукта”. Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового результата. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Учителям проектная деятельность позволяет отслеживать динамику сформированности метапредметных и личностных результатов у обучающихся начальной школы, использовать дополнительные средства вовлечения обучающихся в содержание обучения, органически сочетать «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе, в группе[5].
Мы подтверждаем, что в действующем мире востребована личность, обладающая свойствами инженерного мышления. Это человек, который сам может ставить цели в своей работе, планировать пути их осуществления, регулировать и оценивать свои достижения, работать с разнообразными источниками информации, формировать собственное мнение и оценку. Младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для формирования основ инженерного мышления, т.к. именно в этом возрасте характерно формирование теоретического мышления, потребности и мотивов к обучению, способности к рефлексии, анализу, мысленному планированию. Данные возрастные особенности процессов позволяют создать условия для формирования инженерного мышления, как в естественнонаучных областях знаний, так и в математике.
Библиографический список
Донцова Т.В /Формирование инженерного мышления в процессе проектной деятельности / Донцова Т.В, Арнаутова А.Д .,2014.
Е. В. Погребняк, Л. А. Черняева.//
КуйвашевымЕ. В. /Комплексная программа "Уральская инженерная школа".06.10.2014 г.
Сиваченко А.А. /Методические подходы к развитию инженерного мышления у учащихся основной школы/Сиваченко А.А., Волкова Е.А.2012
Улитко В. В. /Проектные задачи в начальной школе. Методические материалы для учителя/ Улитко В. В.//http://schoolpmr.3dn.ru/UchNachKlassov/Proeqtnye_zadachi_w_nachalnoi_shqole.pdf
Яковлева Н. Ф./Проектная деятельность в образовательном учреждении. Учебное пособие/ Яковлева Н. Ф.//Проектная деятельность в образовательном учреждении : учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : флинта, 2014.