Просмотр содержимого документа
«Статья. «Организация системного повторения пройденного, как одно из направлений эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Геометрия»»»
«Организация системного повторения пройденного, как одно из направлений эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Геометрия»»
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА(ОГЭ) можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков);
- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена)
Отличие геометрии от всех других образовательных предметов состоит в том, что ее содержание практически не меняется в течение многих веков и основные цели ее изучения также остаются неизменными: развитие пространственных представлений, формирование и развитие логического мышления. В прошлые годы сдача экзамена по геометрии в 9 классе предполагалась по выбору. Но у меня есть опыт подготовки всего класса для сдачи устного экзамена по геометрии, классным руководителем которого я была. Это было непросто, учитывая необходимость доказательства теорем, решения многоступенчатой задачи. Сейчас другие трудности.
Новые ФГОС предъявляют требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам обучения, что подразумевает развитие универсальных учебных навыков и личностный рост детей. Содержание образования практически не изменилось, но изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Учащимся предлагаются нестандартные задания. В некоторых заданиях от учащихся требуется выбор правильного утверждения из нескольких предложенных, анализ условия задачи. Вопросы ставятся не прямо, а формулируются в косвенной форме. Выполнение заданий предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и на практике, умение переводить задачи с реальными ситуациями на язык геометрии. В геометрических задачах требуется выполнять расчёты, используя основные формулы тригонометрии. В экзаменационные работы ОГЭ по математике также включены практические задачи, связанные с нахождением различных геометрических величин.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ является важным залогом успеха учащегося на экзамене, но предметная готовность наиболее значима и требует больше времени.
Для более успешной предметной подготовки к итоговой аттестации по геометрии в 9 классе необходимо:
целенаправленное систематическое повторение разделов курса геометрии 7–9 классов
систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов
осуществление систематического использования и отработка технологии тестирования при контроле знаний учащихся.
применение различных форм заданий, обеспечивающих разнообразие формулировок и способствующих пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному.
закрепление вычислительных навыков при выполнении действий с многозначными числами и умения переводить обыкновенные дроби в десятичные дроби
Говоря о предметных результатах, надо отметить, что в настоящее время многие учащиеся испытывают проблемы при решении геометрических задач ОГЭ, которые связаны с пробелами в знаниях школьного курса геометрии. Поэтому повторению и систематизации знаний по всем разделам геометрии, а также выработке навыков решения геометрических задач нужно уделять особое внимание.
Систематическое повторение пройденного материала особенно эффективно для прочного овладения всеми учащимися основными элементами содержания программы.
Виды повторения, которые традиционно применяются всеми учителями:
Повторение в начале учебного года.
При повторении в начале года необходимо наряду с повторением тем, тесно связанных с новым материалом, повторить и другие разделы, которые пока не примыкают к вновь изучаемому материалу. Здесь необходимо сочетать обе задачи: провести общее повторение в порядке обзора основных вопросов из материала прошлых лет и более глубоко повторить вопросы, непосредственно связанные с очередным материалом по программе нового учебного года.
Повторение можно проводить как в классе, так и дома. При решении вопроса, какой материал должен быть повторен в классе и какой оставлен учащимся для самостоятельного повторения дома, надо исходить из особенностей материала. Наиболее трудный материал повторять в классе, а менее трудный давать на дом для самостоятельной работы.
Текущее повторение
Текущее повторение проводится в связи с изучением нового материала.
В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый материал.
При доказательстве теоремы о сумме углов треугольника, например, нужно вспомнить следующие понятия и теоремы:
развернутый угол
углы, образующиеся при пересечении двух параллельных прямых третьей, и их свойства
неизменность суммы от замены ее слагаемых равными им слагаемыми.
Тематическое повторение (повторение в конце или после изучения данной темы, обычно перед контрольной работой).
При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе ее изучения или после некоторого перерыва.
Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых концентрируется и сообщается материал одной какой-нибудь темы или раздела программы.
После этого учащиеся получают задание повторить определенную тему и предупреждаются, что будет проведена контрольная работа или зачет.
Итоговое повторение (проводится в конце учебного года)
Заключительное обобщающее повторение (например, перед экзаменами).
Формы и методы организации работы по повторению:
Повторительно-обобщающая беседа.
Обзорная лекция.
Фронтальный опрос.
Письменный опрос.
Диктант на знание определений, формулировок.
Самостоятельная работа с последующей проверкой
Зачет.
Урок повторения и обобщения и повторения знаний.
Среди принципов организации работы по повторению можно выделить наиболее значимые:
Регулярность.
Системность.
Тщательный отбор материала. Выделение главного, существенного из учебного материала, наиболее важных тем для повторения.
Постановка четких целей, создание условий для мотивации учащихся к осознанному углублению и расширению своих знаний.
Воспроизведение ранее изученного материала на более высокой ступени в новых связях и комбинациях.
Обобщение, систематизация и закрепление наиболее существенного из учебного материала.
Использование наглядности, различных методов, форм и приемов повторения.
Последовательность: присутствие связи повторяемого материала с вновь изучаемым.
Формы и методы организации повторения из опыта моей работы:
Устная работа на повторение в начале урока
«Прицельные» опросы у доски, когда учащиеся сами задают вопросы друг другу
Зачеты по отдельным темам
Организация проектной деятельности
Ориентация более подготовленных учащихся на самостоятельную работу, выполнение тестов на математических сайтах (Меташколы и др.)
Дистанционное обучение (uztest.ru)
Домашние контрольные работы в виде заданий на печатной основе из различных источников.
Математику и, в частности, геометрию невозможно «выучить» за неделю, поэтому начинать систематическое повторение нужно начинать с первых значимых тем, изучаемых уже в 7 классе.Материал, который изучается в 7 классе, находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии: смежные и вертикальные углы, их свойства, признаки равенства треугольников используются при доказательстве многих теорем и при решении задач (как в курсе планиметрии, так и в стереометрии); признаки параллельности прямых, свойства углов при параллельных прямых и секущей широко используются при изучениичетырехугольников, подобия треугольников. Необходимо, чтобы знания по геометрии, полученные школьниками в 7 классе, были глубокими, прочными и осмысленными.
Для этого необходимо организовать повторение учебного материала по геометрии во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний - на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся. Желательно чаще использовать самопроверку, взаимопроверку работ, выполненных учащимися самостоятельно для осознанной корректировки и закрепления знаний, применять методы анализа, сравнения, обобщения.
Ушинский был против механического повторения. "Нет никакой надобности повторять выученное в том порядке, в каком оно было пройдено, а напротив, ещё полезнее повторения случайные, сводящие выученное в новые комбинации", - говорил он.
Повторение пройденного материала должно стать необходимейшим элементом в преподавании математики, органической и неотъемлемой частью каждого урока.