kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Развитие коммуникативных УУД на уроках математики, как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был озвучен на СЕМИНАРЕ-СТАЖИРОВКЕ слушателей курсов повышения квалификации    БОУ ДПО (ПК) С «ЧРИО» МО и МП ЧР  по программе «Психолого-педагогические технологии абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

Тема стажировки «Социализация детей с ОВЗ средствами специального образования»

 г. Чебоксары 2014

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие коммуникативных УУД на уроках математики, как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». »

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики как один из факторов социализации детей с ОВЗ. Начну с нескольких цитат из «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», авторы: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.:
  1. «Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами».

  2. «Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения».

  3.  «Специальный федеральный государственный образовательный стандарт является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.»  

В Федеральном государственном стандарте общего образования прописано, что школа должна научить детей универсальным учебным действиям (УУД). Эти действия можно сгруппировать в четыре категории: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Из всего вышеперечисленного следует, что развивая коммуникативные УУД на уроках и во внеурочной деятельности, мы социализируем детей, а социализация детей с ОВЗ является целью специального образования и должна «красной нитью» проходить через преподавание каждого предмета, в том числе и математики.

Математика является трудным для слабослышащих учащихся (в плане восприятия, понимания и усвоения) учебным предметом, требующим от них постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной.

У учащихся школ 1 и 2 вида нарушен слух, как следствие, недоразвитие самостоятельной связной речи, слабое развитие психических процессов, снижение мыслительных операций. Ограниченный запас слов, неточное понимание лексического значения слов, недостаточное овладение грамматическим строем речи вызывает у слабослышащих учащихся определенные трудности в связи с необходимостью понять обращенную речь и смысл читаемого текста.

Для слабослышащих учащихся диалоговое обучение на уроках математики вызывает определенные трудности, потому что нарушение слуха ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой. Из-за низкого уровня навыков общения становится невозможным получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточно включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Формирование речи слабослышащих учащихся – важнейший компонент социализации, без усвоения которого невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На уроках математики со слабослышащими учащимися обогащение словарного запаса, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных задач социализации и обучения.

Формированию коммуникативных УУД способствуют групповые и коллективные формы обучения, когда ученики самостоятельно изучают новый материал, обсуждают варианты решения задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление.  Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения:

- самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности,

- субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности,

- создание ученику ситуации успеха,

- активность, интерес, учебная мотивация.

Учитель выступает организатором сотрудничества.

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.



В содержании специального образования условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». 

«Жизненная компетенция» включает в себя:

- овладение умением использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.).

- развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

На уроках математики необходима реализация как общих, так и особых образовательных потребностей, поэтому при обучении слабослышащих усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных математических знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания детей с ОВЗ, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта.

Для формирования «жизненной компетенции» целесообразно проводить интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, включать каждого учащегося в проектную деятельность.

Коллективная проектная деятельность преследует цель социализации и развития коммуникативных УУД, помогает учащимся лучше запомнить новые слова и их лексическое значение. Создается ситуация, в которой у учащегося будет возможность говорить, делая что-то конкретное. Деятельность выступает как внешнее условие развитие у ребёнка познавательных процессов.

Как известно, дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде и заучили, а то, что открыли и выразили сами. В проектной деятельности учитель лишь направляет учеников, подвергает сомнению их высказывания, предлагает им прислушаться к мнениям друг друга. Деятельность учителя заключается в организации интерактивной работы в классе для обеспечения формирования универсальных учебных действий: общения и сотрудничества со сверстниками при поиске решения поставленной проблемы, формулировании выводов.

Ребята больше думают, учатся анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное общение, происходит автоматическая коррекция речи, мышления, развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему обучения и воспитания. Влияния людей друг на друга в процессе общения и совместной деятельности.

 Коммуникативная компетенция подразумевает использование различных способов взаимодействия слабослышащих учащихся с окружающими людьми, развивает навыки работы в группе, владение разными ролями в коллективе. Формирование математических знаний у неслышащего учащегося обязательно должно осуществляется с коррекцией речевого развития и слухового восприятия.

     Коммуникативная компетенция – деятельный подход к развитию речи означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а как речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

       Каждый учитель, обучающий глухих и слабослышащих детей, стремится к тому, чтобы выпускники школы смогли успешно пройти государственную итоговую аттестацию, применить знания для получения профессионального образования, реализовать свои способности на рабочем месте. Успешное будущее неслышащего обучающегося — это важно каждому учителю. Готовиться к нему необходимо и школа-интернат играет в этом важную роль.  У учителя математики -  это сорок пять минут урока математики.

     Слабослышащие учащиеся испытывают трудности в усвоении математики, что обусловлено их речевым недоразвитием, специфическими свойствами понятийного и логического мышления. Содержание математических знаний, выработанных человечеством обобщено  и закреплено в словесной форме, поэтому неслышащие учащиеся должны понимать словесную речь, включающие слова и словосочетания математического характера (речь товарищей, учителя, тексты учебников, формулировки заданий и т. п.), а также пользоваться ею.

           Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать математические диктанты, включающие задания на правильное произношение имен числительных, обыкновенных и десятичных дробей, математических терминов и обязательно при этом отрабатывать навыки чтения с губ. Устную речь обучающихся надо развивать на каждом уроке: исправлять ошибки в ударениях, учить правильному построению фраз. Письменную речь развивать во время проведения самостоятельных и контрольных работ, теоретических вопросов.

          Обучение математике в тесной связи с формированием словесной речи оказывает существенное влияние на овладение слабослышащими учащимися системой математических знаний и формирует коммуникативную компетентность.

         Изучение  математики     предполагает   наличие у слабослышащих учащихся определенного уровня сформированности связной речи, что обеспечивается всей системой предшествующей работы на уроках и во внеурочное время. Усвоение математических знаний зависит также от овладения специфическим речевым материалом, с помощью которого выражаются математические отношения. Поэтому обучение математике в школе для слабослышащих детей ведется с учетом речевого развития учащихся и предполагает дальнейшее повышение его уровня.

       Развитие математической  речи у слабослышащих  детей  на уроках   математики  в V классе особенно важно, так как - это начало всего, база, которую надо заложить.

              Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, новой темы или другого, где всегда присутствует словарь, который  ежедневно должен отрабатываться на уроке и предполагается, что  это должно делаться на самоподготовке, иначе нет смысла вообще работать….

      Лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по математике,  можно разделить  на две группы. К первой из них отнести  речевой материал, раскрывающий конкретно – предметное содержание задач и упражнений. Через слова и словосочетания этой группы в сочетании со словами, которые условно называются словами математического характера,  надо раскрыть  содержание математических понятий и отношений предметного мира. Другую группу   составляют слова и словосочетания, выражающие суть математических понятий, например, корень уравнения,  прямоугольный параллелепипед,  наименьшее общее кратное и.т.д.

    Речевой материал математического характера, используемый на уроках математики, в большинстве случаев знаком учащимся. Значение незнакомых или недостаточно усвоенных ими слов этой группы  можно раскрыть  по ходу работы с помощью ряда приёмов.

Например:    1. Выполнение практического действия.

    Этот прием используется  для пояснения значения глаголов. Например, надо разъяснить смысл слова приложить (линейку). Для этого надо показать это действие, т.е. приложить линейку к отрезку, начерченному на доске, и уточнить особенности его выполнения, пояснить, как она должна быть расположена по отношению к отрезку.

                     2.Использование предмета или картинки.

     Этот прием применим тогда, когда трудно подобрать слово-синоним или оно также незнакомо учащимся. К показу предметов для разъяснения значения слов надо обращаться, так как словесные обозначения предметов, которые могут быть продемонстрированы в классе, учащиеся, как правило, знают не все.

     В задачах и упражнениях учителя-математики  часто используют сюжеты, связанные с народным хозяйством, в которых нередко говорится о предметах, неизвестных учащимся. Значение таких слов раскрывается путем показа соответствующих картин и в словесных пояснениях к ним.

В тех случаях, когда не может быть использован ни один из рассмотренных приемов, можно обратиться к объяснению, т.е. содержание неизвестного слова или выражения передать  с помощью знакомых учащимся лексических средств.

  При изучении математики наряду с незнакомыми или недостаточно усвоенными словами учащиеся встречаются со знакомыми словами, употребленными в неизвестном для них значении. Так, например,  глагол разбить часто употребляется в значении разделить (разбить прямоугольник на части, разбить число на классы и.т.п.),  нужно объяснить это.

   Работу над речевым материалом надо стараться строить так, чтобы она не отвлекала учащихся от содержания текста. В тех случаях, когда это сделать трудно,   нужно предусмотреть ее не по ходу ознакомления с текстом, а перед этим.

      Своеобразие первоначальных обобщений, лежащих в основе математических понятий, а также нарушение соответствия в формирование словесных знаний и практических умений приводят к тому, что слабослышащих учащиеся не сразу усваивают подлинное значение математических терминов и нередко употребляют их ошибочно. Так, весьма характерно длительное смешение таких терминов, как взаимно простые и взаимно обратные числа, квадратные и кубические меры, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное и.т.п. Замена одного термина другим может быть спровоцирована как их внешним сходством, так и принадлежностью к одной учебной теме. Трудности формирования математических понятий проявляются также при усвоении слабослышащими учащимися обобщающих терминов. Они обусловлены тем, что рассмотрение одних и тех же объектов в разных аспектах сопряжено для слабослышащих учащихся с особыми осложнениями. Так, например, целое положительное число не сразу осмысливается ими как натуральное и, наоборот, натуральное не всегда осознается как целое положительное число.     Рассмотренные особенности усвоения слабослышащими учащимися этих математических знаний учитываются в процессе обучения, с тем, чтобы существенно уменьшить их отрицательные последствия.

   Для полноценного усвоения знаний необходимо также, чтобы новые сведения усваивались учащимися в системе, т.е. во взаимосвязи с ранее пройденным материалом. Так, изучая меры площади, лучше  включить их в систему известных учащимся мер. С этой целью перед изучением этой темы обязательно надо повторить ранее изученные меры, а в ходе работы по теме – сравнить меры площади с мерами длины, установить при этом их сходство (1кв.м - 1м, 1 кв. дм – 1дм, и.т.п.) и отличие (каждая квадратная мера есть квадрат, а каждая мера длины есть отрезок).

     Синтаксические замены можно использовать при работе над формулировками различных математических высказываний. Например, словесное оформление выражения « 1га = 10000 кв. м». Оно может быть следующим: 1га – это 10000 кв.м; 1га равен 10000 кв.м; 1га составляет 10000 кв.м; 1га содержит 10000 кв.м; в 1га содержится 10000 кв.м.

    Хотя с большей частью названных формулировок учащиеся познакомились применительно к другому учебному материалу уже в начальных классах, работа над ними продолжается в средних классах при изучении мер. В качестве исходных можно брать первые две формулировки, а остальные ввести при закреплении материала.   Отрабатывать словарь нужно ежедневно, ежеминутно, работать в контакте с учителями-дефектологами, работающими в этих классах и воспитателями. Речевой материал учителю-дефектологу давать в основном отработанный, но можно дать словарный материал сразу на всю четверть. Воспитатель продолжает данную работу на самоподготовке.

Практика показывает, что систематическая работа по развитию словесной речи слабослышащих учащихся на уроках математики значительно повышает продуктивность обучения данному предмету. Однако описанные выше приемы будут эффективными только в том случае, если они используются с учетом речевого развития учащихся   и   специфики   учебного     материала.

Работа над формированием речи не заканчивается на уроках, она продолжается и  на внеклассной работе.

Внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития творческих способностей учащихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации слабослышащих учащихся в общество. Развитие у учащихся способности восприятия прекрасного,  эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей  может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий учителями-математиками:  математических вечеров, праздников, спектаклей, кружков, недель математики, викторин, эстафет, конкурсов, олимпиад и др. При проведении классными руководителями классных часов, бесед, анкет и т.д., таких как: «Всё начинается с любви», «Уроки доброты», «Дружбу понимаю лишь такую», «Великие юбиляры», «Спешите делать добро» и др. Хочется сказать несколько слов о  режимных моментах. Можно с группой учащихся  посещать выставки, ходить на экскурсии, фестивали, кино, соревнования  и др. Там ребята общаются со слышащими детьми,  учатся жить в социуме. Перед выходом в свет, обязательно,  надо провести  беседу о том куда идём, зачем идём, как вести себя в музее, театре, в транспорте, в общественных местах, провести  инструктаж.

 А после выхода в свет  обязательно  надо обсудить  с ребятами увиденное, услышанное. Хочется отметить, что приобщение слабослышащих детей к драматическому искусству помогает корригировать черты характера, способствует исчезновению негативных проявлений и оказывает влияние на рост популярности в коллективе. Можно сделать вывод, что спектакли,  праздники, конкурсы  и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха.

Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Виды работы, направленные на формирование
личностных универсальных
учебных действий

  • Проблемный диалог

  • Оценивание своих успехов

  • Проектная деятельность

Виды работы, направленные на формирование
коммуникативных универсальных
учебных действий

  • Вступление в диалог

  • Постановка вопросов и ответы на них

  • Речевой треугольник

  • Оречевление своих действий и действий сверстников

  • Самооценка и оценка действий сверстников в виде речевого высказывания

  • Коммуникативные УУД:

  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умения поддерживать диалог, отвечать на вопросы учителя, оценивать свои ответы и ответы товарищей. коммуникативных (развитие произносительных навыков, связной монологической и диалогической речи воспитанников с нарушенной слуховой функцией, восприятие текста с учётом поставленной учебной задачи);

  • ФГОС нового поколения четко определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в частности, к сформированности у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности, умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владению устной и письменной речью, монологической контекстной речью, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, к способности использования освоенных универсальных учебных действия в учебной, познавательной и социальной практике.

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИЙ икт Использование презентаций на специальных занятиях, а также во внеурочной деятельности с детьми, имеющими нарушение слуховой функции, позволяет формировать более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребёнка с нарушением слуха, стимулируя его интерес, мыслительную и речевую деятельность.

Использование презентаций помогает представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ФОРМА СТИМУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.



Преподавание математики в школе для неслышащих детей ставит те же основные задачи, которые стоят и перед общеобразовательной школой:

  • Математическое развитие учащихся, формирование математических представлений и понятий.

  • Формирование математического мышления, рациональных способов и приёмов усвоения математических знаний.

  • Обучение самостоятельному поиску в приобретении новых знаний.

Содержание курса математики в школе для неслышащих детей в основном совпадает с учебным материалом, предусмотренным для школы общего назначения. Однако возможности неслышащих детей, приходящих в школу, не позволяют им сразу овладевать тем же материалом и в том же объеме, который предлагается их слышащим сверстникам.

Особенности усвоения знаний, обуславливаются тем, что несформированность словесной речи тормозит усвоение математических понятий.

При формировании математических понятий большое внимание следует уделять выработке взаимосвязей между реальными действиями детей с предметами, действиями в плане мыслительных представлений и словесными описаниями совершаемых действий. При этом необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям, поскольку обнаруживаются значительные различия у учащихся одного и того же класса в уровне владения математическими знаниями и развития умений оперировать ими.

Математическое развитие неслышащих осуществляется постепенно, по мере формирования и развития словесной речи, математического словаря, понятийного мышления в специально организованных условиях, с применением (наряду с общепедагогическими) специальных приемов (А.И.Дьячков, 1971, С.А.Зыков, 1977, Т.В.Розанова, 1984, Н.Ф.Слезина, 1967, В.Б.Сухова, 1986 и др.).

Работа по формированию и обогащению словарного запаса начинается в подготовительном классе. С целью более прочного закрепления материала для каждого ребенка был создан математический словарь по темам программы

проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Наталия Георгиевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145866


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства