kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для учителей начальных классов при подготовке не только к урокам математики, но и к другим предметам. Мы знаем, что мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности.В данной статье я попыталась доказать, что для повышения мотивации к обучению математики у младших школьников важную роль играют активные формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ »

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Постановка проблемы в общем виде. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Повышение мотивационно-ценностного отношения к изучению математики у младших школьников, является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практического обучения. Проблема повышения мотивации к изучаемым предметам у младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, мотивация формируется и повышается при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

Активные формы обучения создают благоприятные условия для различных средств повышения мотивации к изучению математики у учащихся начальных классов, также личностно-деятельностный подход в обучении математики, создают между учителем и группой учащихся особенные отношения доверительности, приобретают форму приятной и полезной совместной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ последних исследований и публикаций показал, что формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике обучения и воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты: Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, И.В. Ковалев, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, А.Б. Орлов, О.Я. Савченко, Г.И. Щукина и другие рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности.

В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других - отношения с другими людьми. Однако именно их качество определяет сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.

Также, немаловажной проблемой является то, как повысить мотивационно-ценностные отношения у младших школьников к обучению, в частности к урокам математики. Наиболее широко этот вопрос исследован в работах Ш.А. Амонашвили, П.Б. Бондарева, В.В. Гузеева, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой, А.М. Матюшкина, А.М. Новикова, Н.Ф. Талызиной, И.Ф. Харламова, Г.И. Щукиной и других.

Цель статьи. Рассмотреть и проанализировать эффективность использования активных форм обучения как средства повышения мотивационно-ценностного отношения к математике у учащихся начальных классов.

Изложение основного материала. Активные формы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Опыт работы учителей начальных классов по реализации реформы школы показывает, что разнообразные формы занятий в методической системе, основанные на сотрудничестве учителя и учеников, позволяют значительно расширить самостоятельную работу школьников и активизировать их учебно-познавательную деятельность, создают благоприятные условия для установления внутрипредметных и межпредметных связей, усиления практической и прикладной направленности преподавания, воспитания добросовестного отношения к учебе и др. В результате отмечается более высокий уровень математической подготовки и развития учащихся.

В методике подготовки и проведения нетрадиционных уроков выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

1. Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

2. Урок (выделяют три основных этапа).

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их мотивацию к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока: уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «активных» формах обучения их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения, эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые «точки опоры».

С самого начала учебного процесса лучше всего, если учитель будет демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

Учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

Также, нужно исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

Учитель должен активно участвовать в групповом взаимодействии, стремиться к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

Эти моменты являются основными для работы в группах, а нетрадиционный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности учащихся, дальнейшее развитие субъект-субъектных отношений на уроке.

Существуют также рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Выводы. Мотивация представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Мотивационно-ценностное отношение к обучению способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды мотивации. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью мотивации (самостоятельная работа; опорные схемы; проблемное обучение; занимательный материал; геометрический материал; страницы истории на уроках математики; задания, направленные на развитие внимания; разминки; числовой диктант; цифровой диктант; игровое обучение; игра; кроссворд).

Все эти приемы помогают возбудить желание учиться. Нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды мотивационно-ценностного отношения к изучению математики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Семёнова Маргарита Евгеньевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства