Статья на тему: «Формирование универсального учебного действия целеполагания на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа»
Статья на тему: «Формирование универсального учебного действия целеполагания на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа»
Цель: рассмотреть регулятивные УУД, проанализировать приемы формирования действий целеполагания и показать применение этих действий в конспекте урока.
Содержание:
Введение
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Конспект урока математики в 1 классе.
Список литературы.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Функция регулятивных УУД - организация обучающимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Формирование универсального учебного действия целеполагания на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа» »
Статья на тему:
«Формирование универсального учебного действия целеполагания на уроках математики по УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Овсянова Надежда Владимировна
Место работы: МБОУ ВМР «Березниковская
основная общеобразовательная школа
имени Е.М. Ставцева»
Цель: рассмотреть регулятивные УУД, проанализировать приемы формирования действий целеполагания и показать применение этих действий в проекте урока.
Содержание:
Введение
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Проект урока математики в 1 классе.
Самоанализ урока, критериальная самооценка.
Список литературы.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Функция регулятивных УУД - организация обучающимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить обучающихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть.
Передо мной, учителем, встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
Тема урока математики «Задача. Условие и требование». О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отмечу, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Требования к цели:
диагностичность (замеримость - отражение степени достижения цели, точность, конкретность, однозначность понимания);
обеспечивает достижение планируемых результатов:
предметных, метапредметных, личностных;
формулируется через глаголы
Формулировку цели и задач (в деятельности детей) могут облегчить опорные слова:
обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить,
потренироваться, проверить, оценить, обнаружить ,
исправить …
Работа по удержанию цели:
-проговаривание;
-фиксация на доске;
-обращение во время урока к поставленной цели;
-разбивка цели на задачи.
Таким образом, цель должна иметь развивающий и дидактический аспект.
Конспект урока математики
Учитель: Овсянова Надежда Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»
Предмет и УМК: математика, 1класс УМК «Перспективная начальная школа»
Тема учебного занятия: «Число и цифра 8»
Место урока в теме:17-й урок в теме «Числа и цифры»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: научить обучающихся распознавать и писать цифру 8.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Подвести под понятие цифры и числа 8.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Воспитательные (личностные):
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Оборудование к уроку: учебник «Математика» 1класс (А.Л. Чекин), рабочая тетрадь «Математика в вопросах и заданиях», карандаши, карточки с цифрами.
Этап урока. Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Подготови-ельный этап.
Организовать направленное внимание на начало урока.
Начинаем урок математики. Проверяем готовность рабочих мест.
Я рада видеть вас отдохнувшими на перемене, настроенными на работу.
Проверка рабочих мест.
Приветствие учителя.
Положительное отношение к уроку,
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
В начале урока повторим изученный материал.
Помогите сказочному герою.
Из кувшина вдруг возник
Удивительный старик.
Джинн ребятам подмигнул,
Цифры все перевернул.
Выполните задания джина:
- выполните прямой и обратный счет в пределах 7;
- соотнесите количество предметов с цифрой (от 1 до 7);
- напишите цифры от 1 до 7 по порядку;
- поработайте в парах с раздаточным материалом на повторение состава числа 7 (поделить предметы на две группы).
Ситуация, при которой возникает необходимость получения новых знаний:
Посмотрите на изображение паука (задание 1, стр.66 учебника).
Диво дивное паук:
Восемь ног и восемь рук!
Если надо наутек –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Давайте сосчитаем и запишем количество его ног.
Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:
- осуществляют прямой и обратный счет в пределах 7.
- решают задания на соотнесение количества предметов с цифрой (от 1 до 7).
- записывают цифры от 1 до 7 по порядку;
- выполняют в парах задание на повторение состава числа 7.
Ищут правильный ответ относительно количества ног у паука путем подсчета на пальцах. (Сталкиваются с затруднением).
Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Взаимодействие с соседом по парте.
3. Постановка цели урока.
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Отгадайте загадку:
Ноль подставил спинку брату.
Тот забрался не спеша.
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца.
Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой.
Ну, подумай? Напиши!
Посмотрите на карточку с числом 8
Определите и назовите тему сегодняшнего урока.
Чему будем учиться на уроке?
Какой план действий мы наметим?
Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:
на уроке будем работать с цифрой 8 - считать предметы и правильно писать цифру 8.
Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
4. Динамическая пауза.
Смена вида деятельности
Показ рифмованных движений для снятия переутомления.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим.
Повторение движений учителя
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении.
Выполнение действий по образцу.
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 8.
Где вам встречалось число 8? (задание 1, стр.66 учебника).
Кроме учебника вы встречали где-нибудь это число? Нравиться вам оно?
Посмотрите на игральные кубики. Сколько очков впало на двух кубиках вместе?
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Найдите среди знаков цифру 8. Сколько раз встретилась цифра 8? (задание 2, стр.66 учебника).
Какая была цель урока?
Чему вы должны научиться и достигли ли поставленной цели?
Вспоминают, где им встречалось число 8.
Возможные варианты ответов:
- некоторым исполнилось
8 лет или скоро исполнится;
- праздник 8 марта.
Определяют, сколько очков выпало на игральных кубиках.
Ищут в ряду цифр, букв и символов цифры 8.
Отвечают на поставленный вопрос.
Отвечают, что не научились писать 8.
Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Использование знаково-символичных средств. Распознавание цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Сформировать навыки написания цифры 8.
Посмотрите, как надо писать цифру 8, обозначающую число «восемь» (задание 4 стр.67 учебника и задание 1 стр. 97 тетради).
Объясните , как правильно ее писать. Оцените написанные цифры с образцом при помощи волшебной линеечки.
Запишите по порядку числа от 0 до 8, назовите число, которое следует сразу за числом 7 и запишите его
(задание 4 , стр.67 учебника).
Объясняют, как писать цифру 8.
Учатся ее правильно писать.
Работают по образцу: записывают числа от 0 до 8.
Называют число, следующее сразу за числом 7.
Осознание ответственности за общее дело.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
7. Динамическая пауза.
Смена вида деятельности
Показ рифмованных движений для снятия переутомления
Раз – согнуться-разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Повторение движений учителя
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении. Выполнение действий по образцу.
8. Обобщение усвоенного материала.
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Рассмотреть рисунок (задание 5, стр.67 учебника) и ответьте на вопросы:
- какие предметы здесь изображены?
- на какие группы их можно разделить?
Что предлагает сделать значок слева?
Работаем в парах: покажите соседу по парте 8предметов,
а он покажет тебе - оставшиеся. Сколько предметов показал тебе сосед?
2. Дорисуйте шарики и цветки и дополните записи к рисункам (задания 2, 3 стр. 97-98 в тетради для с/р).
Проверьте друг друга.
Называют предметы, изображенные на рисунке.
Анализируют, на какие группы можно разделить изображенные предметы.
Работают в парах.
Работают с тетрадью для самостоятельных работ: дорисовывают шарики и цветки и дополняют запись к рисункам, проверяют тетради по записи на доске.
Ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Взаимодействие с соседом по парте.
Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
9. Рефлексия деятельности.
Формировать умения оценивать себя.
Обратимся к цели урока, поставленной в начале урока.
Все ли мы выполнили?
Что на уроке вызвало у вас затруднения?
Почему?
Как где могут пригодиться нам эти знания?
Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
1.Знаю материал, но сомневаюсь в своих силах. Надо ещё позаниматься.
2.Знаю материал. Уверен в своих силах.
3.Знаю материал, могу научить другого ученика.
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают свою работу с помощью волшебных линеечек.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №1 - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
4. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1 (Проект «Перспективная начальная школа»).
5.Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.