kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Мои трансформации под влиянием кембриджских курсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весной 2014 года я попала на курсы  третьего базового уровня НИШ, где узнала об идеях семи модулей, которые  призваны трансформировать взгляды учителей, инициировать их на проявление лидерских качеств не только в рамках своего класса, но и школы; вовлекать в преобразование установившихся школьных ценностей своих коллег, руководство школы. Такие трансформации начали происходить  и со мной.                              

   Я  до курсов относилась  к разряду «тихих» учителей,  просто  добросовестно выполняла свою работу, но не высказывала открыто свое мнение. Но уже на первом этапе  поняла,  я меняюсь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Мои трансформации под влиянием кембриджских курсов »

Весной 2014 года я попала на курсы третьего базового уровня НИШ, где узнала об идеях семи модулей, которые призваны трансформировать взгляды учителей, инициировать их на проявление лидерских качеств не только в рамках своего класса, но и школы; вовлекать в преобразование установившихся школьных ценностей своих коллег, руководство школы. Такие трансформации начали происходить и со мной. Я до курсов относилась к разряду «тихих» учителей, просто добросовестно выполняла свою работу, но не высказывала открыто свое мнение. Но уже на первом этапе поняла, я меняюсь, уже не сижу «затаив мысли», а открыто высказываю свои предложения, которые чаще всего оказываются верными. Думаю, что эти преобразования во мне произошли, благодаря, правильно выстроенным стратегиям по развитию в нас лидерских качеств, тренера Пырлик Л.Я., хотя я сама и не заметила, когда это произошло. И что самое интересное мне это нравится, хотя я никогда к этому не стремилась и не желала, не любила быть на виду. Кроме того, до прохождения курсов на своих уроках основной акцент делался на сам предмет, это значит, я сама ставила цели, сама объясняла тему, сама оценивала. И была убеждена, что идеальный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный ребенок, который может в точности повторить все то, что показала, о чем рассказала. А  идеальный учитель тот, кто хорошо объясняет, то есть транслирует готовые знания. Мои взгляды пошатнулись, а затем и рухнули под натиском конструктивистской теории, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании», базирующаяся на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Ученики, вступая в диалог с одноклассниками и учителем, самостоятельно формируют и развивают мышление,  а учитель помогает им взять ответственность за свое обучение на себя. Почему это стало важным для моего преподавания? В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно. Под влиянием идей семи модулей , у меня сформировались новые взгляды, которые повлияли на мои убеждения, на уверенность в том, как должна преподаваться математика и необходимость изменения методов и приемов. Я поняла, ученикам необходимо предоставлять возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем.   Учитель, вооружившись тремя помощниками Шульмана: профессиональным пониманием, практическими навыками и профессионально-нравственной целостностью должен создавать условия для вовлечения каждого ученика в процесс обучения. Поэтому мне необходимо было предпринять определенные действия, которые повлекут изменения в обучении и преподавании. Первым шагом по реализации изменений стало среднесрочное планирование серии последовательных уроков математики в 6 «Е» классе, которое принципиально отличалось от моего традиционного. В планировании я хотела учесть формы организации работы учеников, образовательные потребности всех учеников, возможные барьеры. Групповая работа, работа в парах позволила создать инклюзивную среду обучения. Преодолеть барьеры мне помогли такие стратегии как: «Интервью», «Мозаика», «Эстафета». По вопросам когнитивного развития учащихся я обращалась к идеям Выготского, Мерсера и Фишера это дало мне понять, что речь является основным инструментом обучения. И эта идея стала важной  для моей практики. В своей прежней педагогической практике я, конечно, знала важность пропедевтики, уделяла время развитию речи, но при традиционных методах, разве была возможность у каждого высказаться, отсюда проблемы в четком, обоснованном выражении мыслей. Дети говорили мало, давали односложные ответы, не аргументировали свои предложения.  Я подумала, что если развивать  речевые навыки  учащихся, а именно говорение, обсуждение и аргументацию , то это повлияет на социальную вовлеченность в процесс обучения. Зная, какое значение имеет в настоящее время развитие компетентностей, я перед практикой поставила цель: не только учебную научить решать системы линейных уравнений с двумя переменными, а еще и развить три основные ключевые компетентности: информационной (извлечение первичной информации и первичная обработка информации), коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация) и самоменеджмента (оценка деятельности). А знания, полученные на первом этапе, помогли мне интегрировать идеи семи модулей в серию 4 последовательных уроков. Это для меня оказалось трудным, но значимым занятием, потому что я смогла на практике применить свои знания. Практика в школе заставила меня от размышлений перейти к действиям, а затем свои действия отрефлексировать. Хотя, конечно, были минусы, которые я хотела бы исправить в ближайшие сроки - это научиться самой и научить детей: работать строго повремени, справедливо оценивать себя и своих товарищей, а также спокойно воспринимать оценку тебя другими, лучше работать в группах, рефлексировать, доверять. Всегда позиционировала себя как демократичного учителя, который слушает учеников, понимает их потребности. Однако, мои нынешние взгляды убедили меня в обратном. Все выходящее за рамки традиционного урока, вызывали у меня, мало сказать, беспокойство, скорее желание контролировать процесс. Мне пришлось много работать над собой, менять свои взгляды на обучение учеников. Например, в своей педагогической деятельности я очень мало времени уделяла внимание созданию коллаборативной среды, экономила время на решение задач. Мне казалось, что чем больше решит ребенок, тем лучше, не обращая внимания на то, что он чувствует глубину и ширину его понимания. Конфликтная ситуация с Сашей - низко оценили, а он не возмутился, порвал лист оценивания, после не работал - помогла мне осознать, что мы совсем не умеем сотрудничать, то есть работать в группе. Понять, какое огромное влияние на развитие самоменджмента оказывает коллаборативная среда, и согласно иерархии потребностей по Авраама Маслоу в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Я проводила бодрячки, тренинги, круги радости. Ещё до проведения серии уроков составляли правила работы в группе, так как. А Мессер (2005) показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении В свое время я была на курсах «Критического мышления», которые помогли мне понять, что это такое, помогли развить свое мышление, но относительно практики не повлияло ни как. Я страстно убеждала, что это хорошая технология для гуманитарных предметов, а не математики. Придя сюда на курсы, я поняла, что критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации. А что это, если не математика? Именно, изучая Таксономию Блума, я увидела, что каждый может увидеть, на каком этапе он находится, и какие шаги нужно предпринять для своего развития. Задавала детям вопросы, сначала простые на знание (о взаимном расположении прямых на плоскости), которые незаметно перешли на понимание (о расположении графиков прямых), анализ (как определить расположение) и даже синтез (вывод) и оценку (сравнить способы), прогноз (возможность такого поиска), тем самым, используя Таксономию Блума, я мотивировала детей на изучение проблемы, подводя их к теме и цели урока. В процессе диалога учитель-ученик, дети анализировали то, о чём идёт речь, делали для себя вывод, определяя тему и цель урока, аргументировали свой ответ. В результате обсуждения высказанных мнений, был сделан вывод. Данный вид деятельности способствовал развитию критического мышления  детей. Во время практики я научилась продумывать все этапы урока: актуализация, мотивация, целеполагание, исследование, презентация, конкретизация, рефлексия, подбирать  задания для каждого этапа в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а именно с уровнем развития памяти, внимания, речи. Вовлечение всех учеников в процесс собственного обучения умению работать по алгоритму, построению алгоритмов, при котором ученики мыслили  критически и проявляли способность самостоятельно обучаться - стало главной задачей  для меня. Это оказалось возможным при помощи активных форм работы: индивидуальной, парной, групповой. Реализации диалогического подхода в обучении способствовали групповые и парные формы работы. Мерсер и Литлтон доказали важность диалога своими научными исследованиями, что является одним из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью диалога ученики вовлекались в совместное приобретение знаний, обмен мнениями, сравнивать, составлять алгоритм, делать выводы. Уже на втором уроке заметила, что ученики стали рассуждать, сравнивать. Используя диалогический подход, организовала обсуждение нового материала на уроке по теме  «Ученики обсуждали. При этом все ученики были активными, высказывали свое мнение. Моя роль сводилась к «установлению» подмостков в виде четко изложенных инструкций при выполнении заданий, верно составленных вопросов, что помогло детям ставить цели, понимать их важность, применить на рефлексии. Следовательно, можно говорить о «метопознании», определенной Флейвеллом как  процессе осознания собственных знаний. Он определил три компонента метапознания: познание себя в качестве ученика, знание, понимание и оценка целей и заданий, знание и мониторинг стратегий.  Результатом такого обучения должно стать саморегулируемое обучение. Обучение по Выготскому, начинается с социального контекста. Взрослые поддерживают обучение детей. Элементы, способствующие эффективной поддержке и поощрению взрослыми детского обучения в ЗБР, это поощрение, обсуждения, отзывы о выполненной работе, вопросы. Потому что, по- моему, оценивание - это поддержка, позволяющая ученикам успешно обучаться, которые постепенно учатся обсуждать задачи, и регулируемое обучение переходит в саморегулируемое. Л.Выготский считал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития» . Поэтому при составлении заданий я придерживалась дифференциации, использовала творческие задания. Эти задания позволили создать условия для вовлечения всех в обучение и предоставить возможности для реализации одаренности и таланта каждого ученика Использование к оцениванию новых подходов позволило видеть изменения, происходящие в учениках в процессе обучения и устанавливать обратную связь. Для этого использовала различные  виды формативного оценивания: словесное оценивание, с помощью сигналов рукой, «Листы оценивания», по критериям.   Я сама убедилась в эффективности такого оценивания в формировании мотивации к учению. Сабит не работал, закрыв лицо тетрадью, оценивал себя и других неадекватно, когда я попросила его проконтролировать оценивание в группе, с гордостью выполнял поручение, а после похвалы, стал руководить всем процессом, принимать участие в работе малых групп. Я рада, что помогла с саморегуляцией хотя бы одному ребенку. В работе с ИКТ акцентировала внимание на использовании возможностей  ИКТ в развитии мышления. Работа с интернет – ресурсами помогала  раскрывать одаренных детей в области цифровых технологий. Не каждый ученик мог справиться с поиском, отбором необходимой информации и ее презентации. В ходе практики я пришла к пониманию, что преподавание становится эффективным, когда учитель восприимчив к личности ученика, слышит «голос ученика», создает условия для активного вовлечения каждого в образовательный процесс. Аналогия Шульмана о «трех помощниках учителя» помогла понять,  где произошли изменения в моем преподавании   и над чем мне необходимо будет поразмыслить в будущем. Весь Первый этап обучения «Лицом к лицу» был направлен на изменения понимания своего преподавания. В результате чего я получила теоретические и методологические  знания о новых подходах в обучении. На практике я обрела практические навыки и способы работы, овладела новыми методами поощрения, оценивания, стимулирования учеников, планирования уроков. Развития рефлексии у специалиста в сфере образования приобретает на данный момент особую актуальность. Рефлективная практика как способ, с помощью которого педагоги выявляют проблему и решают ее экспериментально в практической деятельности (Дональд Шон в рук.) Высокая общественная значимость профессии педагога обуславливает высокие требования к его профессиональному уровню, а это, в свою очередь, возвращает к проблеме рефлексии в профессиональной деятельности. Каждый педагог должен непременно совершенствоваться в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, профессиональном планах, так как только в этом случае он будет соответствовать современным требованиям. Поэтому я планирую  разрабатывать расширенные задания по различным темам, составить банк заданий для развития критического мышления, разрабатывать тесты по математике, используя таксономию Блума. Для меня важно научиться использовать различные виды формативного оценивания и переводить формативное оценивание в суммативное.
Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам и к себе в том числе, не ленитесь придумывать детям интересные задания и вопросы, дайте возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои способности, сделать открытие, взять на себя ответственность, проявить инициативу, доказать свою правоту, оценить себя и своих одноклассников!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Статья Мои трансформации под влиянием кембриджских курсов

Автор: Нурмуханбетова Гулшат Сагишевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства