Способы и формы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках математики в 5 классе
Способы и формы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках математики в 5 классе
Согласно новым образовательным стандартам основными ценностно-целевыми ориентирами системы образования становятся инициативность, самостоятельность, ответственность и креативность всех участников образовательного процесса, которые характеризуются умениями принимать решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, создавать средства для собственного развития, выстраивать свою образовательную траекторию. В современных научных исследованиях в качестве основы учащихся умения расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе выделяют формирование у учащихся контрольно-оценочной самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы и формы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках математики в 5 классе»
Мадиярова Наталья Васильевна
Учитель математики МОБУ Лицей с.Ургуш
МР Караидельский район Республики Башкортостан
Способы и формы организации контрольно-оценочной деятельности
учащихся на уроках математики в 5 классе
Согласно новым образовательным стандартам основными ценностно-целевыми ориентирами системы образования становятся инициативность, самостоятельность, ответственность и креативность всех участников образовательного процесса, которые характеризуются умениями принимать решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, создавать средства для собственного развития, выстраивать свою образовательную траекторию. В современных научных исследованиях в качестве основы учащихся умения расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе выделяют формирование у учащихся контрольно-оценочной самостоятельности.
Одним из требований, обеспечивающих создание условий для полноценного контроля и оценки учащимися своих результатов является использование таких способов, средств и форм организации контрольно-оценочной деятельности как: проверочные работы (стартовые, тематические, итоговые); оценочные листы; «карта знаний»; использование таких форм организации учебной деятельности как урок-презентация, урок-консультация, урок-мастерская.
Основными задачами проверочных работ разных видов в процессе формирования действий контроля и оценки является соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя.
В процессе формирования действий контроля и оценки в течение учебного года можно выделить три вида проверочных работ: стартовая работа, тематическая работа и итоговая работа.
Структура стартовой работы определяют задания на актуализацию знаний, способов действий для текущего учебного года. Технология составления итоговой работы схожа с составлением стартовой работы. Тематическая проверочная работа проводится по завершению решения каждой учебной задачи. Ее цель – выявление уровня освоения способа действия, сконструированного в процессе решения задачи. В соответствии с этой целью структуру тематической проверочной работы должны определять задания, проверяющие степень освоения способов действий. Таким образом, тематическая проверочная работа должна содержать задания трех типов, полностью описывающих проверяемый способ действий. При выполнении заданий первого типа объектом контроля и оценки со стороны учителя является проверка достижения учащимися формального уровня освоения способа действия (воспроизведение способа действия в стандартных ситуациях). Со стороны учащихся объектом контроля и оценки становится сам способ действия.
Второй тип задания для проверочной работы предполагает построение его таким образом, чтобы внешние характеристики проблемной ситуации не обеспечивали ориентировку действий. В таких заданиях существенное отношение должно быть замаскировано посторонними деталями или находится в противоречии с формальной структурой условий.
Задания третьего типа должны обеспечивать условия для выявления умения действовать с опорой на функционально-смысловое представление задачной ситуации, допуская «свободное» преобразование и взаимосогласование всех ее элементов: цели, условий, средств, способов.
Методика проведения проверочной работы должна включать в себя следующие этапы:
1. Знакомство учащихся с текстом работы и выделение умений, которые будут проверяться в ходе каждого задания. Процесс установления умений может осуществляться либо в коллективной деятельности учащихся (перечень составляется всем классом), либо путем выбора из набора задач, предложенных учителем, либо - индивидуально учащимися.
2. Прогностическая оценка учащимися своих возможностей перед выполнением заданий работы (с фиксацией в оценочном листе следующих знаков «+», «-», «?»).
3. Выполнение учащимися заданий работы.
4. Осуществление самооценки выполненных заданий и фиксация в оценочном листе соответствующих знаков «+», «±», «-», «?».
5. Проверка учителем работы и сопоставление ее с оценочным листом.
6. Сопоставление самооценки учащихся с оценкой учителя.
7. Составление учителем сводной таблицы результатов стартовой работы.
Одной из следующих форм организации контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся является оценочный лист. Основной целью оценочных листов является выделение и отображение в них основных умений, формируемых в конкретной теме, а также способов проверки уровня их сформированности самими учащимися. Оценочные листы составляются учителем к проверочным и диагностическим работам. Такой лист может быть оформлен в виде таблицы и должен содержать следующую информацию: содержательную линию, проверяемые умения, № задания из проверочной работы, оценку ученика и учителя.
Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет учащимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы (через подробное описание проверяемых умений), но и самостоятельно определить качество их освоения путем сопоставления своей самооценки по каждому умению с оценкой учителя. Такая форма организации контрольно-оценочной деятельности будет более продуктивной, если содержание оценочных листов определяется совместно с учащимися или ими самостоятельно.
Использование такой формы организации контрольно-оценочной деятельности как оценочный лист позволяет контролировать и оценивать формирование прогностической и рефлексивной оценок учащимися своих умений через сопоставление их с учительской оценкой; степень освоения знаний и умений по изучаемой теме, выбор учащимися определенной формы организации учебной деятельности в зависимости от возникающих проблем, а учащемуся – контролировать и оценивать степень освоения знаний и умений по изучаемой теме, степень готовности к предъявлению результатов.
В качестве способа формирования действий контроля и оценки учащихся может выступать процесс использования ими «карты знаний» по тематическому блоку курса математики, которая является итогом проектирования изучения темы и представляет собой перспективный план.
Основной задачей построения и использования «карты знаний» в ходе учебного процесса является формирование умений ученика выстраивать и обосновывать логику разворачивания учебного материала, планировать с помощью «карты» ликвидацию возникающих трудностей, подводить итоги по окончанию изучения учебного курса. Таким образом, «карта знаний» становится своеобразным средством передачи механизмов планирования, контроля и оценки от учителя к учащемуся.
В начале учебного года построение «карты знаний» осуществляется на основе анализа содержания стартовой работы.
В дальнейшем работа с «картой знаний» строится на основе анализа проверочных работ, творческих заданий. Деятельность учащихся на данном этапе работы с «картой» заключается в фиксации достижений, вопросов и трудностей на карте; в установлении связей между объектами курса математики; в планировании своей самостоятельной работы.
Анализ «карты» в конце учебного года предполагает включение учащихся в деятельность по подведению итогов путем соотнесения целей, задач и результатов; по оценке степени их продвижения в учебном материале; по планированию перспектив изучения курса математики на следующий год.
Работа с «картой знаний» помогает учить школьников строить индивидуальные маршруты движения в учебном материале. Выстраивая вектор движения, каждый ученик осуществляет поиск ответов на следующие вопросы: где он находится в данный момент; что необходимо сделать для того, чтобы оказаться в следующей точке созданного им плана или «карты»; как спроектировать свою деятельность по ликвидации дефицита знаний в определенной тематической области курса математики.
Умение обоснованно и самостоятельно выстраивать свое движение в учебном материале на основе «карты знаний» дает возможность каждому учащемуся самостоятельно, быстро и качественно изучать новую тему учебного курса, включив в свой маршрут, в том числе и, консультационную помощь взрослого.
Одним из существенных условий успешности разворачивания контрольно-оценочной деятельности является обеспечение перехода учебной деятельности в индивидуальную форму учебной активности учащихся, который заключается в следующем:
- создание условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации;
- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности.
Такой переход возможен при правильной организации самостоятельной работы учащихся, при использовании учителем в процессе обучения математике помимо традиционных форм уроков (уроки изучения нового, урок-закрепление и т.д.) следующие формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, урок-мастерская, урок-консультация и урок-проектирование.
Для организации самостоятельной работы непременным условием является разработка соответствующих заданий и подготовка плана их выполнения, который может быть представлен в виде экрана-планирования.
Задания для самостоятельной работы могут выбираться как из учебника, так из других источников. В последнем случае их можно представлять в виде карточек-заданий.
Методика организации самостоятельной работы в течение учебного года включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство с текстами заданий самостоятельной работы (из учебника или заданий, представленных на карточках) с целью выделения умений, проверяемых этими заданиями. Такая работа с заданиями может проходить в совместной деятельности учащихся фронтально (тексты заданий представляются, например, на экране) или в групповой форме.
2. Разделение учащимися заданий по способам действий (проверяемым умениям). Если выполнение двух заданий происходит по одному и тому же «плану действий», то учащиеся относят их к одной группе заданий.
3. Подбор учащимися заданий для своей самостоятельной работы в соответствии со своими проблемами и трудностями, выявленными в ходе стартовой и итоговой работ. Если учащиеся испытывают трудности в освоении определенного умения, то они выбирают для проработки задания, выполнение которых осуществляется по «плану действий», соответствующих этому умению.
4. Заполнение учащимися экрана-планирования самостоятельной работы (подбор оптимального количества заданий в соответствии со своими трудностями на каждый день для выполнения в течение двух недель).
5. Выполнение учащимися выбранных заданий с фиксацией результатов на экране-планировании (номер выполненного задания обводится в кружочек).
6. Размещение учащимися решений к выбранным заданиям в тетради для самостоятельных работ.
7. Выбор учащимися пяти заданий, подтверждающих, что выявленные в ходе стартовой и итоговой работ трудности были учащимися преодолены (т.е. задания были выполнены правильно с опорой на «план действий», соответствующих определенному умению), для проверки учителем (номера заданий отмечаются в тетради для самостоятельных работы, например, галочкой) и презентация результатов самостоятельной работы учителю.
8. Выбор и подготовка учащимися одного-двух заданий для публичного представления их решений другим ученикам.
9. Представление результатов самостоятельной работы на уроке – презентации (учащиеся сдают тетрадь для самостоятельных работ с отмеченными пятью заданиями учителю, публично представляют решения одного-двух заданий другим ученикам и учителю).
В ходе самостоятельной работы важно создавать условия для «задания умных вопросов». Такие условия можно обеспечить на уроках-консультациях. Под уроком-консультацией будем понимать урок, на котором учащиеся учатся грамотно задавать вопросы и искать ответы на них, определяя границы знания – незнания.
На таких уроках учащимися могут быть заданы вопросы по заданиям самостоятельной работе. Задачей уроков-консультаций является обучение учащихся грамотно формулировать вопросы по существу, тем самым обращается внимание на формирование действий рефлексивного контроля и рефлексивной оценки. Основой для проведения уроков-консультаций становятся вопросы учащихся, которые учитель предлагает формулировать с опорой на «план действий», с установления шагов, выполнение которых не получается, с выяснения причин затруднений.
Формирование способности к самообразованию (развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества) формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю и оценке), а также развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности учащихся невозможно только в рамках классно-урочной системы.
Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы учащихся. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются ее «реперными» точками, задать возможные «стратегии» ее решения.
Фактически, проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного результата). В ходе решения системы проектных задач учащиеся оценивают план своей деятельности, контролируют и оценивают способ действия в виде схемы-модели, сопоставляют полученные результаты с целью анализа собственных ошибок и трудностей. Со стороны учителя объектом контроля и оценки становится умение ученика переносить известные способы действий в новую модельную ситуацию. В качестве формы организации учебной деятельности учащихся может выступать урок проектирования, т.е. урок решения проектной задачи.
Таким образом, использование способов и средств формирования действий контроля и оценки влечет за собой расширение используемых форм организации контрольно-оценочной деятельности, что способствует развитию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и повышению их уровня математической подготовки.
Литература:
1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности [Текст] / А.Б.Воронцов.- М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.- 303с.
2. Диагностика учебной успешности в начальной школе [Текст] / Под редакцией П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина.- М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.- 131с.