Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к ЕГЭ по математике»
«Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к ЕГЭ»
Цель: познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к ЕГЭ.
Вступительное слово
Как мы мечтаем, чтобы наши дети поскорее выросли, как грезим их карьерными достижениями, когда они идут в первый класс. Но наступает час истины – последние два класса (X и XI) – старшая ступенька школьного образования, а за ними взрослая жизнь, с аттестатом зрелости и ЕГЭ-сертификатом. Самое главное в эти периоды помочь всем персонажам этой истории решить актуальные жизненные задачи, сделать шаги к благополучию.
Основные сведения о ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Участниками ЕГЭ являются закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.
Обязательными предметами для получения аттестата являются два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математика. Если учащийся намерен продолжить образование в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, то, помимо обязательных, он должен сдать предметы по выбору в форме ЕГЭ.
Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ ежегодно определяются Рособрнадзором. Результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. В таком же виде они будут выставлять в свидетельство о ЕГЭ. Минимальное количество баллов по каждому предмету определяется по 100-балльной шкале в течение 6-8 дней после того, будет проведен ЕГЭ по предмету в основные сроки.
Школы обязаны выдать аттестаты и свидетельства о ЕГЭ в период с 20 по 30 июня. Свидетельство о ЕГЭ действует до 31 декабря года, следующего за годом выпуска.
Остановимся на действующих лицах и исполнителях:
- будущий выпускник/ выпускница;
- родители будущих выпускников;
- администрация школы;
- учителя предметники;
- репетиторы;
- классный руководитель
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ – ДЕТИ
Размышляя о главном герое, необходимо вспомнить о довольно распространенных чертах – инфантилизме и иждивенчестве. Думается, что современный старшеклассник достаточно сильно отчужден от современных реалий, поэтому плохо представляет последствия своих поступков и бездействий. Очень сложно от учащихся старших классов ждать зрелого поведения, и поэтому одна из актуальных задач – помочь будущим выпускникам «по-взрослому» осознавать ситуацию, принять участие в обсуждении вариантов желаемого будущего, совершить цепочку выборов и определить индивидуальные жизненные стратегии.
РОДИТЕЛИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Самый трагический персонаж нашей пьесы – родители! Существует две крайности понимания ими ситуации.
Первая состоит в том, что родители не особенно вникают в обстоятельства окончания школы и продолжения образования, либо слишком заняты своими делами, либо надеются на школу, самого ребенка, предоставляя ему самостоятельность.
Вторая крайность выражается в том, что родители на этом этапе фактически подменяют своего ребенка как в плане выбора, так и во всех организационных делах. Всю картину предстоящей баталии за поступление видят только они, зачастую не посвящая своих чад в детали, нюансы. Они договариваются с репетиторами, создают максимально возможные преференции, оправдывая свои действия заботой о будущем ребенка. Однако на деле все оказывается не так однозначно.
ШКОЛЬНЫЕ И НЕ ШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ
Репетиторы – своеобразный персонаж нашей истории. Они играют роль второго плана, хотя и среди них встречаются виртуозы. Сегодня самое главное в репетиторстве – это понимание нюансов заданий по ЕГЭ и подготовка к точной трактовке. В современном репетиторстве есть несколько сторон, которые могут в каждом конкретном случае сочетаться.
Репетиторство как восполнение имеющихся у школьников пробелов в освоении образовательной программы.
Репетиторство как организация и контроль тренировки учащихся в решении различного типа и уровня задач. Такой вариант востребован, когда у школьников есть проблемы с самоорганизацией и дисциплиной.
Репетиторство как реализация образовательной программы повышенного уровня. Этот вариант вызван тем, что часть содержания не входит в школьную образовательную программу, зато включена в тестовые материалы ЕГЭ.
Что касается учителей-предметников, то они делятся на две категории:
ЕГЭ-озабоченные;
ЕГЭ-беспечные.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Сейчас необходимо вспомнить формулу работы классного руководителя: управление ресурсами школы и окружающей среды для решения актуальных задач воспитания учащихся. Другими словами кроме классного руководителя некому помочь учащимся и родителям адекватно соотнести репетиционную и школьную нагрузку.
В помощь родителям
Для более успешной сдачи экзамена следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо ему препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет полезно знать ваше мнение на это счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить лучше отметку, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.