Просмотр содержимого документа
««Содержание и методики обучения в профильных классах естественно-математического направления»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
филиал
Курсы повышения квалификации учителей математики
«Содержание и методики обучения в профильных классах естественно-математического направления»
21.09-02.10.2015 г.
Методическая работа
«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения математике»
Выполнила: учитель математики
Гришкевич А.И.
КГУ «Целинная средняя школа»
Район имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанская область
Проверил:Корчевский В.Е.
ст. преподаватель
Петропавловск
2015
Оглавление
1.Введение 2. Основная часть. 2.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения. 2.2 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения. 2.3 Использование данных технологий в образовательном процессе. 2.4.Организация проектной деятельности на примере урока алгебры в 8 классе «Использование статистических характеристик в социальном проектировании» 2.5. Проектная деятельность на уроках геометрии по теме «Виды треугольников» 2.6. Организация проектной деятельности в внеурочной работе по теме « Математика – царица наук.» 3.Заключение.
4.Литература.
5. Приложение 1. 6.Приложение 2. 7.Приложение 3.
Введение
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед школьным образованием новые задачи. «Концепция модернизации казахстанского образования на период до 2020 г.» ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.
Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и программах основного общего и среднего образования по всем учебным предметам. Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умение ориентироваться в современном обществе , создать условия для всестороннего развития личности учащегося .
Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений:
1)Составлять план работы по выполнению проекта,
2)Разбиваться на группы, распределять роли внутри группы,
3)Определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться,
4) Обобщать полученную информацию,
5) Представлять результат о проделанной работе.
Метод проектов активно используется в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.
Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.
Гипотеза, поставленная вданном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.
Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении математике.
Цель исследования: разработать методику организации проектной деятельности школьников, способствующую развитию умений , формирующихся в ходе работы над проектами.
Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи:
- выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
- охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;
- описать методику организации проектной деятельности;
- раскрыть методику проектной деятельности .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы;
теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки;
эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию математического кружка;
математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.
Объект нашего исследования – процесс организации учебной проектной деятельности школьников.
2.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными, методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов.
Метод проектов имеет давнюю историю. Со временем идея метода проектов изменилась. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При этом педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:
Построен на принципах проблемного обучения
Основан на принципе индивидуального обучения
Реализует деятельностный подход в обучении
Педагогические возможности проектного метода
Способствует развитию критического мышления школьников
Способствует развитию мотивации к учению
Обеспечивает формирования основных умений:
-проблематизации;
-целеполагания;
-планирования деятельности;
-самоанализа и рефлексии;
- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;
-самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации (в т.ч. с использованием электронных носителей);
-презентации хода самостоятельной деятельности
и её результатов;
Вывод: Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.
2.2 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения
Как уже отмечалось выше, метод проектов отличается от классических методов обучения. Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.
Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Выделяют следующие основные цели метода проектов:
научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;
сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
получить навыки обработки информации;
сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;
сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
По мнению Е.Л. Касьяк [24] проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.
Автор рекомендует перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. Автор выделяет главные цели введения метода проектов в школьную практику:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности по предмету;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
К описанию организации работы над проектами существуют различные подходы. Но мы считаем важным описать деятельность учителя и учащихся на каждом их этапов организации проектной деятельности.
Этап работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Подготовка
а) Определение темы и целей проекта
б) Подбор рабочей группы
. Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.
2. Планирование
а) Определение источников необходимой информации;
б) Определение способов сбора и анализа информации;
в) Определение способа представления результатов (Формы проекта);
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.
3. Исследование
а) Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.);
Поэтапно выполняют задачи проекта.
Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.
4. Выводы
а) Анализ информации;
б) Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом. Анализируя информацию. Оформляют проект.
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.
Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке.
Слушает, задает вопросы . Направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность,
Вопросы, которые может задать учитель участникам проектной деятельности на этапе планирования
Для выявления уже имеющихся знаний:
Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?
Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно) по этой теме, проблеме?
Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?
Для выявления склонности и интересов учащихся:
Что еще интересно вам было бы узнать в этой области?
В чем вы хотели бы лучше разобраться?
Ваше любимое занятие вне школы?
Для выявления затруднений у учащихся:
О чем (или о ком) вы бы хотели получить более подробную информацию?
Что нового вам было бы интересно узнать?
Вывод :
1.В настоящее время в системе образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию.
2.. Авторы также не сходятся в едином мнении при рассмотрении того, что лежит в основании проектной деятельности, сущности метода проектов, его достоинствах и недостатках.
3. Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность учителю необходимо в полной мере изучить сущность метода проектов, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.
2.3 Использование данных технологий в образовательном процессе
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант использования таких наиболее эффективных технологий как метод проектов или выполнение проекта в виде домашнего задания. Но организовать проектную работу на уроках можно, так, например, работая над темой «Использование статистических характеристик в социальном проектировании»-Алгебра – 8 класс.(см. приложение №1), а также и на уроках геометрии по теме «Виды треугольников.» -Геометрия -7 класс(см. приложение №2).и во внеклассной работе по теме «Математика –царица всех наук» (см приложение №3).
Вывод: Использование данной технологии , как в учебном процессе так и во внеурочной деятельности позволяет и способствует формированию у учащихся следующих умений:
1)Составлять план работы по выполнению проекта,
2)Разбиваться на группы, распределять роли внутри группы,
3)Определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться,
4) Обобщать полученную информацию,
5) Представлять результат о проделанной работе.
Заключение
Рассмотрены история развития проектной деятельности, различные точки зрения на определения проекта, метода проектов, возможные трудности, возникающие в ходе организации проектной деятельности.
Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Определены принципы и требования организации проектной деятельности, цели. Рассмотрены классификации проектов по различным основаниям.
Рассмотрена методика организации проектной деятельности в литературе.
В ходе анализа литературы, мы установили , что возможность организации проектной деятельности в процессе обучения математике в литературе освещена недостаточно полно.
Разработана и внедрена в процесс обучения математике. Проведен анализ уроков и внеклассного мероприятия , выявлены положительные результаты проведенного внедрения. Мероприятие способствовали формированию умений, выделенных в проекте.
Задачи исследования решены. Цель работы достигнута.
Для дальнейшего развития умений считаем необходимым организацию проектной деятельности в дальнейшем обучении школьников. В качестве продолжения работы предлагаем рассмотреть возможность установления межпредметных связей учебных предметов в процессе организации проектной деятельности.
Литература
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020гг.
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.
1. Валина В. «Праздник числа» – М:1993
2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. «Развитие познавательных способностей детей
За 10 дней до урока учащиеся были разбиты на 4 группы. Каждой группе
было предложено разработать и защитить проектное задание по применению статистики в следующих сферах:
1 группа- «Школа- наш общий дом!»
2 группа- «Хлеб- всему голова!»
3 группа- «Папа, мама, я- вся моя семья!»
4 группа- «Как прекрасен этот мир!»
ІV Защита проектов.
1 группа
Задача : при проверке 70 работ по русскому языку отмечали число ошибок, допущенных учащимися. Полученный ряд представили в виде таблицы 1
Число ошибок
0
1
2
3
4
5
6
Частота
4
6
15
26
12
4
3
Задание: - постройте столбчатую диаграмму
- каково наибольшее различие в числе ошибок?
- какое число ошибок является типичным для данной группы?
- укажите статистические характеристики.
Решение:
Р=6-0=6 – размах М=3(26)- мода
Вывод: статистические характеристики можно применять в любой сфере, в том числе и в школе.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
2 группа
Задача: в фермерском хозяйстве площади, отведённые под посевы зерновых, распределены следующим образом : пшеница- 65%, овёс- 14%, рожь- 12%, гречиха- 9%.
Задание: постройте диаграмму, иллюстрирующую распределение площадей, отведённых под зерновые.
Решение: определим градусную величину соответствующих углов.
- 360º *65% / 100% = 234º - пшеница -1
- 360º *12% / 100%= 43,2º- овёс - 2
- 360º *14% / 100%= 50,4º- рожь - 3
- 360º *9% / 100%= 32,4º – гречиха – 4
Построим диаграмму, отображающую распределение площадей под зерновые.
1-пшеница 2-овёс 3-рожь 4-гречиха
Дополнительная задача: в этом году в «ТОО – Целинное -2004» получен хороший урожай. Вот как сработали механизаторы в бригадах:
- бригада № 1- 21,9 ц. с га
- бригада № 2- 21,7 ц. с га
- бригада № 3- 19,2 ц. с га
- бригада № 4- 17,3 ц. с га
Найдите среднюю урожайность по совхозу и оцените работу наших механизаторов.
Вывод: статистические характеристики помогают решать практические задачи, в том числе и в сельском хозяйстве.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
3 группа
Задача: у родителей 8 класса спросили, сколько часов в день они смотрят телевизор. Получились такие данные: 1час- 6, 2 часа- 4, 3 часа- 2, 4 часа- 3, 6 часов – 1.
Найти среднее время, размах, моду.
Решение: среднее время= Р(размах)= М(мода)= .
А сейчас выберем самую модную передачу родителей 8 класса:
- оружие России – 1
- передачи о здоровье- 2
- суд присяжных – 3
- новости- 5
- жди меня- 2
- пусть говорят- 1
- званый ужин- 1
- прокурорская проверка- 1
Вывод: статистические характеристики можно использовать и в социальной сфере.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
4 группа
Было задано проектное задание «Будущий сквер в нашем селе».
Поскольку деревья и кустарники бездумно уничтожаются , то используя знания по статистике мы можем доказать целесообразность этого сквера. Рассмотрим таблицу 2:
Деревья
Единица поглощения выхлопного газа
Яблоня- 3
317
Ель голубая- 7
304
Вяз- 13
276
Каштан- 14
274
Сирень- 10
245
Бузина- 12
245
Клён- 6
235
Кустарник- 4
234
Тополь-2
203
Рябина-9
124
Вопросы по таблице:
- сколько всего деревьев посадим в сквере?
- найдём среднее арифметическое
- найдём размах и моду.
Вывод: математические подсчёты показали , что сквер можно и нужно сохранять и посадить различные деревья и кустарники.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
V Решение статистических задач.
Задача № 1:
У трёх друзей Андрея, Влада и Арсена – к концу четверти по алгебре оказались следующие отметки:
- Андрей- 5;4;4;3;5;4;5;5;4;3;5;5
- Влад- 3;3;2;3;4;4;4;3;3;2;4;4
- Арсен- 5;5;5;4;5;5;5;4;4;5;5;5
Найдите средний балл, который получит вероятнее всего каждый ученик.
Какой статистической характеристикой можно назвать разность между наибольшей и наименьшей отметкой?
VІ Выводы по всему уроку :
- полученные знания и умения применимы в математике, экономике, географии и социологии;
- статистические характеристики можно использовать в социальном проектировании.
VІІ Рефлексия.
Самооценка работы на уроке:
- доволен ли ты уроком?
- активно ли работал на уроке?
- было ли тебе интересно?
- сумел ли показать свои знания?
- оцени свою работу на уроке.
- оцени работу учителя на уроке.
VІІІ Постановка домашнего задания: творческая работа « Применение статистических характеристик в медицине».
Приложение №2
Урок геометрии в 7 классе
Тема урока: Виды треугольников.
Объяснительная записка. Данная тема относится к разряду краткосрочных проектов. Задание на проект заключается в разработке плаката (наглядного пособия по геометрии) «Виды треугольников». Плакат должен быть не только красивым и удобным для чтения, но и доказательным с точки зрения изученного материала. Такая тема как «Виды треугольников» отсутствует в седьмом классе при изучении геометрии, но учащиеся знакомятся с различными видами треугольников на протяжении всего курса геометрии. Поэтому целесообразно предложить детям подготовить проект по окончании изучения всего курса геометрии в седьмом классе. При выполнении данной работы у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание.
- способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым понятиям при помощи информационных технологий.
Выбор исполнителя:компьютер – обучающие программы – «Живая Геометрия». Данный исполнитель выбран потому, что ни один другой известный исполнитель не позволяет делать измерения геометрических величин.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиа приставка, программа «Живая геометрия».
Ход урока
Организация класса:формулирование темы урока учителем, постановка целей и задач перед учащимися.
Постановка задачи: разработать плакат "Виды треугольников" с необходимыми доказательствами.
Практическая работа учащихся по заданным алгоритмам.
Построить равнобедренный треугольник: а) построить произвольный треугольник ABC; б) измерить сторону АВ; в) измерить сторону ВС; г) изменить треугольник таким образом, чтобы АВ = ВС; д) подпись треугольника.
Построить прямоугольный треугольник: а) построить произвольный треугольник EFG; б) измерить угол EFG; в) изменить треугольник таким образом, чтобы угол EFG стал равен 90 градусам; г) подпись треугольника.
Построить равносторонний треугольник: а) построить произвольный треугольник KLM; б) измерить сторону KL; в) измерить сторону LM; г) измерить сторону МК; д) изменить треугольник таким образом, чтобы KL = LM = МК; е) подпись треугольника.
Построить остроугольный треугольник: а) построить произвольный треугольник XYZ; б) измерить угол XYZ; б) измерить угол YZX; б) измерить угол YXZ; в) изменить треугольник таким образом, чтобы все углы стали меньше 90 градусов; г) подпись треугольника.
Построить тупоугольный треугольник: а) построить произвольный треугольник QIJ; б) измерить угол QIJ; в) изменить треугольник таким образом, чтобы угол QIJ стал больше 90 градусов; г) подпись треугольника.
Какого условия достаточно, чтобы данный треугольник был…
а) прямоугольным, б) тупоугольным.
Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений:
1)Составлять план работы по выполнению проекта,
2)Разбиваться на группы, распределять роли внутри группы,
3)Определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться,
4) Обобщать полученную информацию,
5) Представлять результат о проделанной работе.
Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений:
1)Составлять план работы по выполнению проекта,
2)Разбиваться на группы, распределять роли внутри группы,
3)Определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться,
4) Обобщать полученную информацию,
5) Представлять результат о проделанной работе.
Приложение №3
Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».
2015г.
Пояснительная записка.
Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект. Наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. А в условиях малокомплектной школы количество учащихся просто не позволяет по существующим нормам наполняемости вести учителю либо кружок, либо факультатив. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости.
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Для малокомплектной школы с количеством учащихся в классах от 1 до 8 – это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. В рамках недели математики обычно проводятся внеклассные мероприятия.
Хочется поделиться одной замечательной игрой, которая проходила в нашей школе в рамках недели математики с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов.
Основные задачи игры:
Создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика;
Организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;
Поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по математике.
Мероприятие должно быть актуальным, то есть: быть направленным на решение задач, поставленных перед участниками игры , содержать информацию и эмоциональные переживания, обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст, интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное общение в школьном коллективе.
Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенным мероприятием.
Должна четко просматриваться культура проведения мероприятия: последовательность, этапность, свобода проявления чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и инициатива.
Возраст детей: 5-11 классы.
Ожидаемые результаты:
Приобретение учениками веры в свои силы, уверенности в способностях и возможностях; развитие интеллектуальных и коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности , навыков делового общения, терпимости; развитие мотивации учения, побуждающих учащихся к активной умственной и познавательной деятельности.
Внеклассное мероприятие :
«Математика – царица всех наук!»
Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».
Вступительное слово ведущего. Дорогие ребята! Сегодняшняя игра посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:
Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке – для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, и т. д.
Великий Карл Гаусс сказал в 18 веке: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики».
Сегодняшнее мероприятие мы так и назвали «Математика – царица всех наук».
Правила игры.
В игре принимают участие три разновозрастные команды 5-11 классов, которые выбирают капитана и придумывают название команды, капитан даёт ответы на все выбранные командой вопросы игры.
Игра проходит в 3 раунда.
3. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет тему и то количество баллов в этой теме, на который команда хочет ответить ,если команда отвечает правильно на поставленный вопрос , выбор вопроса предоставляется следующей команде.
4. При правильном ответе на вопрос на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном - команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответить на этот вопрос переходит к соперникам.
5. Сумма набранных баллов записывается в таблицу на доске.
Схема игры
1 раунд
Сколько?
10
20
30
40
Великие
математики
10
20
30
40
Старинные меры длины
10
20
30
40
Проект:Сколько?
10 баллов: Сколько дюжин в сутках? (2)
20 баллов: Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
30 баллов: Сколько насчитывается чудес света? (7)
40 баллов: Сколько мишек на картине Шишкина “Утро в сосновом лесу”? (4)
Проект:Великие математики.
10 баллов: Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии. (Евклид)
20 баллов: Кто из немецких ученых нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы?
(К. Гаусс)
30 баллов: В десятилетнем возрасте эта женщина – математик почти наизусть выучила толстый алгебраический задачник. (С. Ковалевская)
40 баллов: Гениальный французский ученый, создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат. ( Р. Декард)
Проект:Старинные меры длины.
10 баллов: 2,54 см (дюйм)
20 баллов: 17,78 см ( пядь)
30 баллов: 1,0668 км (верста)
40 баллов: 44 см (локоть)
2 раунд
Шуточные
задачки
10
20
30
40
Угадай песню
10
20
30
40
Ребусы
10
20
30
40
Проект: Шуточные задачки.
10 баллов: Шла баба в Петропавловск и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по кошке. Создайте проект движения маршрута существ в Петропавловск? (1)
аллов: Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3)
30 баллов: Росло четыре березы, на каждой березе по четыре больших ветки, на каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок? ( 0, на березе яблоки не растут)
40 баллов: Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? ( 2)
Проект:Угадай песню.
10 баллов: Песня, в которой экипаж – 3 друга. (Три танкиста)
20 баллов: Песня, в которой проверяется таблица умножения. (Дважды два четыре)
30 баллов: Песня, в которой многократно повторяется числительное соответствующее греческой приставке МЕГА. (Миллион алых роз)
40 баллов: Песня, о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краже. ( Крутится вертится шар голубой)
Проект: Ребусы.
10 баллов:
(степень)
20 баллов:
(пример)
30 баллов:
(периметр)
40 баллов:
(квадрат)
3 раунд
Пословицы
10
20
30
40
Анаграмма
10
20
30
40
Загадки
10
20
30
40
Проект: Пословицы.
10 баллов: ОДНА голова - хорошо, а ДВЕ - лучше.
20 баллов: Не имей СТО рублей, а имей СТО друзей
30 баллов:СЕМЬ бед, ОДИН ответ.
40 баллов: ОДИН с сошкой, СЕМЕРО с ложкой.
Проект: Анаграмма.
10 баллов: спюл (плюс)
20 баллов: терыче (четыре)
30 баллов: врадкат (квадрат)
40 баллов: зосьтарн (разность)
Проект: Загадки.
10 баллов: Шея длинная такая, хвост крючком…И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (двойка).
20 баллов:Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка).
баллов: Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).
40 баллов: Кто в году четыре раза переодевается? (земля)