Просмотр содержимого документа
«Система внеурочных занятий по математике в 4 классе, направленных на подготовку обучающихся к выполнению Всероссийских проверочных работ»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Система внеурочных занятий по математике в 4 классе,
направленных на подготовку обучающихся к выполнению
Всероссийских проверочных работ
Камышлов, 2019
Система внеурочных занятий по математике в 4 классе, направленных на подготовку обучающихся к выполнению Всероссийских проверочных работ / сост. студентка 4 А группы Чуркина Ю.А. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.
Руководитель: Пичка Е. Б., преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Система включает в себя конспекты внеурочных занятий по математике, которые направлены на подготовку обучающихся 4 класса к выполнению Всероссийских проверочных работ. Данная система может использоваться во внеурочной деятельности. Предназначена для учителей начальных классов.
Тематический план системы внеурочных занятий по математике, направленных на подготовку обучающихся к выполнению Всероссийских проверочных работ .………………….
68
Конструкты внеурочных занятий по математике, направленных на подготовку обучающихся к выполнению ВПР………………….
72
Числовые головоломки …………………………………………………..
72
Математический марафон……………………………...…………………
79
В царстве арифметики ……………………………………………………
84
Своя игра ………………………………………………………………….
94
Математический практикум ……………………………………………..
105
Математическая газета …………………………………………………..
114
Секреты таблиц и диаграмм ……………………………………………..
126
Учимся преобразовывать информацию …………………………………
138
Учимся работать с информацией ………………………………………..
149
В мире задач ………………………………………………………………
159
Геометрический калейдоскоп ……………………………………………
169
Кто что увидит? …………………………………………………………...
181
Список литературы……………………………………………………..
191
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО).
Правильно построенная система внеурочных занятий по предмету является важным ресурсом повышения эффективности и качества образования учащихся при выполнении требований ФГОС НОО. Основными целями внеурочных занятий является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.
Поэтому сегодня внеурочную работу по математике можно рассматривать как одно из важных средств совершенствования математических знаний в начальных классах общеобразовательной школы, в том числе как один из механизмов подготовки обучающихся к Всероссийским проверочным работам (далее – ВПР).
ВПР – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС НОО. Назначение ВПР - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, осуществить диагностику уровня достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД) и овладения межпредметными понятиями .
Ценность системы внеурочных занятий, заключается в том, что умело организованная и методически грамотно построенная внеурочная работа по математике расширяет и углубляет предметные результаты обучающихся по программному материалу, развивает у них математические способности и математическое мышление, формирует познавательные универсальные учебные действия, следовательно, поможет обучающимся подготовиться к ВПР.
Цель системы – подготовка обучающихся 4 класса к выполнению ВПР по математике через систему внеурочных занятий.
В соответствии с цельюопределены задачи:
создание условий и содействие интеллектуальному развитию обучающихся;
формирование и поддержка устойчивого интереса к математике;
интенсивное формирование умений, деятельностных способностей обучающихся при подготовке к ВПР.
Внеурочные занятия объединены в разделы:
1. «Числа и величины. Арифметические действия». Раздел включает блоки примерной ООП НОО по математике: «Числа и величины», «Арифметические действия».
2. «Мир занимательных задач». Раздел включает блоки примерной ООП НОО по математике: «Работа с текстовыми задачами», «Работа с информацией».
3. «Геометрическая мозаика». Раздел включает блоки примерной ООП НОО по математике: «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины».
Количество внеурочных занятий было определено в соответствии с количеством заданий ВПР. Внеурочные занятия включают задания ВПР и задания, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Внеурочные занятия представляют собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, направленных на формирование умений и деятельностных способностей, на развитие памяти, внимания, мышления. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между группами, командами, что создает здоровую атмосферу соперничества и способствует интенсивному формированию умений, видов деятельности. Организация внеурочных занятий предусматривает работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Групповая форма работы способствует созданию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Для проверки уровня усвоения знаний учащимися использованы нестандартные виды контроля: участие в математических конкурсах, блиц-турнирах, защита мини-проектов с включением заданий ВПР.
Для качественной реализации системы внеурочных занятий разработан и подготовлен дидактический материал.
Разработанная система внеурочных занятий может быть использована во внеурочной деятельности учителями начальных классов по подготовке обучающихся к выполнению ВПР по математике.
Тематическое план
системы внеурочных занятий по математике в 4 классе, направленных на подготовку обучающихся
к выполнению Всероссийских проверочных работ
№
Название раздела, темы
№ задания ВПР, проверяемые умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС НОО)
Форма проведения
Содержание занятий
«Числа и величины. Арифметические действия»
1
Числовые головоломки
Задание 1
Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями в случаях, сводимых действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)
Практическое занятие
Выполнение устно сложения и вычитания, умножения и деления однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)
2
Математический марафон
Задание 2
Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, содержащих 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок
Игра-соревнование
Вычисление значений числовых выражений, содержащих 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок
3
В царстве арифметики
Задание 7
Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)
Игра-путешествие
Выполнение письменно действий с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)
4
«Своя игра»
Задание 4
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений
Игра-соревнование
Чтение, запись и сравнение величин (масса, время, длина, площадь, скорость), с использованием основных единиц измерения величин и соотношений между ними (килограмм – грамм;
час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр),
выделение неизвестного компонента арифметического действия и нахождение его значения;
решение арифметическим способом (в 1–2 действия) учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью
5
Математический практикум
Задание 8
Умение решать текстовые задачи в 3-4 действия
Практическое занятие
Чтение, запись и сравнение величин (масса, время, длина, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); решение задач в 3-4 действия (с использованием основных единиц измерения величин)
«Мир занимательных задач»
6
Математическая газета
Задание 3
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений
Защита
мини-проекта
«Математическая газета»
Решение арифметическим способом (в 1–2 действия) учебных задач и задач, связанных с повседневной жизнью
7
Секреты таблиц и диаграмм
Задание 6.1, 6.2
Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные
Практическое занятие
Чтение несложных готовых таблиц.
Сравнение и обобщение информации, представленной в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм
8
Учимся преобразовывать информацию
Задание 10
Умение собирать, представлять, интерпретировать информацию, строить связи между объектами. Овладение основами логического и алгоритмического мышления
Практическое занятие
Сбор, представление, интерпретация информации, представленной
в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
преобразование информации из сплошного текста в таблицу, схему;
заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, рисунка в текстовую задачу
9
Учимся работать с информацией
Задание 9.1, 9.2
Умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Овладение основами логического и алгоритмического мышления
Практическое занятие
Интерпретация информации, полученной при проведении несложных исследований (объяснение, сравнение и обобщение данных, формулировка выводов и прогнозов)
10
В мире задач
Задание 12
Умение решать текстовые задачи в 3-4 действия.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления
Практическое занятие
Решение арифметическим способом текстовых задач в 3-4 действия.
Решение задач разными способами.
Выбор наиболее эффективных способов решения.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
«Геометрическая мозаика»
11
Геометрический калейдоскоп
Задание 5.1
Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры
Задание 5.2
Умение изображать геометрические фигуры
Игра-соревнование
Вычисление периметра треугольника, прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата практическим путём
Выполнение построений геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника
12
Кто что увидит?
Задание 11
Овладение основами пространственного воображения
Игра-соревнование
Решение задач на описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение.