Просмотр содержимого документа
«Система работы с высокомотивированными детьми по подготовке к олимпиадам»
Прохорова Татьяна Ивановна
учитель математики
МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслан
Система работы с высокомотивированными обучающимися по подготовке к олимпиадам.
Аннотация.Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика. Как организовать работу по подготовке к олимпиадам по математике, чтобы получить при этом результат на олимпиаде, об этом и пойдет речь в данной статье.
Согласно Концепции модернизации российского образования, современные требования к организации обучения детей нацеливают преподавателей на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала детей, способствует участие в предметных олимпиадах.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика! В настоящее время на основе закона «Об образовании» победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз без экзаменов. Так как наибольших успехов в олимпиадах добиваются дети с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями, повышенной обучаемостью математике, то одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта. Давно известно, что люди, систематически занимающиеся умственным трудом, имеют более высокий показатель интеллекта.
Главная задача олимпиад по математике - повышении интереса обучающихся к изучению предмета и выявлению талантливых учеников. Олимпиады позволяют детям и педагогам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейшего пути своего образования. Олимпиады охватывают широкий круг знаний по учебному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции.
При подготовке к олимпиадам следует придерживаться основных критериев:
1.Самодисциплина учащихся. Если ученик хочет добиться значительных успехов в олимпиадах, ему придется отказаться от гаджетов и хобби и посвятить свободное время решению олимпиадных заданий и разбору ошибок.
2. Индивидуальный подход к подготовке. Для каждого учащегося составляется индивидуальная программа по подготовке к олимпиаде. В ней расписываются темы, предлагаемые для изучения, формы, сроки изучения.
3. Опережающий уровень сложности заданий. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. Для этой цели использую сайт для подготовки к олимпиадам Царство математики https://coursemath.ru/. Сайт содержит большой теоретический материал по различным разделам математики. На основе материала данного сайта разработаны рабочие листы, содержащие задания повышенного уровня сложности, выходящие за рамки школьного курса математики.
4. Самостоятельность и самоподготовка. Ученику необходимо владеть навыками самоорганизации собственной деятельности, умение планировать свою деятельность в соответствии с разработанным планом. Часть заданий дается на самоподготовку. Сложная задача требует времени, чтобы в нее погрузиться. Олимпиадные задачи имеют свойство не решаться за 5 минут. Если в один день идея не пришла в голову — следует сделать второй, третий, четвертый подход к заданию в другие дни. Если на занятии учитель предложит ее и сразу же расскажет решение, то так же быстро оно и вылетит из головы. Мозг не получит должную нагрузку, объяснения будет труднее понять (ведь условие олимпиадной задачи не всегда быстро запоминается). Не смотря на то, что учащимся предоставляется возможность самостоятельно решать задачи, со стороны преподавателя предполагается контроль, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
5. Дополнительное математическое образование. Учителю необходимо владеть информацией обо всех формах внешкольной работы, которые могут посещать его ученики. Хорошо зарекомендовали себя курсы в Центре поддержки одаренных детей «Гагарин», которые проводятся дистанционно, очно-заочные школы и летние физико-математические школы для одаренных детей. Также существует множество различных курсов по подготовке к олимпиадам по математике в онлайн школах, но их стоимость очень высокая. С этой целью создан банк разборов заданий ведущих онлайн школ по подготовке к олимпиадам Школково, Фоксфорд.
6.Анализ результатов прошедших олимпиад. Анализ заданий, прошедших олимпиад, их решение – очень важный этап, так как развивает умение анализировать не только успехи, но и промахи. При анализе прошедших олимпиад педагог и ученик находят упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности. Для анализа прошедших олимпиад используем видеоразборы олимпиад по математике на сайте ЦПМ,РФ. Материалы/видеоразборы- всош- математика.
6. Психологический принцип. Необходимо в обучающихся не только воспитать стремление к победе, но и ознакомить их с методиками поведения в стрессовых ситуациях, техниками снятия высокого нервного напряжения.
Задача учителя математики заключается в том, чтобы учащиеся тех классов, в которых он ведет математику, смогли использовать те формы работы по подготовке к олимпиадам, которые нужны именно детям. И главное помнить о том, что работа по подготовке олимпиадам должна быть долговременной, систематической и целенаправленной. Только в этом случае можно ожидать каких-то результатов на олимпиадах.
Список литературы:
1. Н. Д. Золотарёва, М. В. Федотов- Олимпиадная математика. Логические задачи с решениями и указаниями. 5–7 классы : учебнометодическое пособие;. — Электрон. изд. — М. : Лаборатория знаний, 2022
2.Рабочая программа математического кружка по мотивам курса по
математике в рамках проекта «Наука в регионы», Москва, 2019
3.Фарков А.В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам. М.: Чистые пруды, 2006