Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Камышлов,2015Сборник заданий к задачам с пропорциональными величинами для обучающихся 4 класса как средство развития познавательных универсальных учебных действий /сост. Самсонова Д.А., ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж» Камышлов, 2015 г.-24 с.
Данный сборник включает в себя задания направленные на формирование познавательных УУД посредством выполнения заданий к задачам
Данный сборник могут использовать учителя начальных классов на уроках математики, а так же студенты, которые обучаются на педагогических специальностях при проведении уроков.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается обучающимся чуть ли не с пеленок.
Самое интересное и трудное в математике – это задачи. В начальном обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Размышление над задачами, поиск решений развивают логическое мышление, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности. Велико значение задач и в воспитании личности учащегося. Особую сложность для младших школьников представляют задачи с пропорциональными величинами. Но благодаря обобщенным способам решения таких задач обучающиеся могут развить познавательные универсальные учебные действия.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В которые входят метапредметные включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия таких как познавательные.
Данный сборник включает в себя задания к задачам с пропорциональными величинами, которые способствуют развития познавательных УУД.
Деление на данные разделы обусловлено тем, что задачи с пропорциональными величинами имеют три вида, поэтому сборник включает в себя именно такие разделы. Такая структура сборника значительно упрощает работу со сборником и поиском информации, так как на каждый вид задачи приведены примеры, к которым так же систематизировано подобраны задания. Для того чтобы целенаправленно и рационально организовать деятельность того, кто будет использовать сборник тут же рядом с заданием прописан тот вид универсального учебного действия к которому он относится. Учитель или другой человек применяющий сборник не будет искать или сам соотносить вид УУД и задание, на которое оно направлено.
Задания к задачам на пропорциональное деление или задачи на нахождение неизвестного по двум суммам 13
Формируемые ууд | Задание |
Задания к задачам на нахождение четвертого пропорционального |
Задача 1 Из 3 т свеклы получается примерно 390 кг сахара. Сколько килограммов сахару получается из 6 т свеклы? |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи и определи, что нужно найти в данной задаче. |
Поиск и выделение необходимой информации. | Проанализируй условие, и скажи что известно, а что не известно. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Реши задачу. |
Подумай, сколькими способами можно решить данную задачу, расскажи об одном из способов. |
Рис. |
Задача 2 Вертолёт за 2 мин пролетел 8 км. Какое расстояние пролетел вертолёт за 1 мин? За 4 мин? |
Поиск и выделение необходимой информации. | Прочитай задачу, определи что дано, а что неизвестно. |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Подумай, что нужно найти. Составь алгоритм нахождения неизвестного. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Подумай, представь и запиши данные задачи в виде схемы. |
Рис. |
Задача 3 В 9 вагонах привезли 2 988 мешков сахара, поровну во всех вагонах. Сколько мешков сахара было в 5 вагонах? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу, и выдели что дано, а что надо найти. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Подумай, представь и запиши данные задачи в виде таблицы. |
Самостоятельное создание способов решения проблем | Придумайте, вопрос к задаче на который бы вы смоги ответить. |
|
Задача 4 Туристы заметили, что трехлитровую банку можно наполнять водой из родника за 50 с. Сколько воды вытекает из этого родника за 1 ч? За 1 сут.? |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. | Сколько в сутках часов? |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Сколькими способами можно решить данную задачу, расскажите об одном из способов. |
Построение логической цепи рассуждений; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | За какое время можно было бы наполнить 60 литровую флягу, ответ запишите в минутах. |
Задача 6 Автомобиль проехал 32 км за 30 мин. Сколько километров проедет велосипед за это же время, если его скорость составляет 3/8 скорости автомобиля? |
Выдвижение гипотез и их обоснование. | Не производя вычислений, предположи, чья скорость больше, объясни причину своего ответа. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Реши задачу, прокомментируй свои действия, подумай, как можно по-другому решить задачу. |
|
Задача 7 Самолет пролетает 240 км за 20 мин. Сколько километров проедет за это же время легковой автомобиль, если его скорость составляет 3/20 скорости самолёта? |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Структурирование знаний. | Заполни краткую запись Таблица для задачи 7 |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Доказательство. | Реши задачу. Найди скорость самолета, автомобиля, сравни, действительно ли скорость автомобиля составляет скорости самолета. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составь алгоритм деятельности при решении задачи. |
Задача 8 За 5 дней израсходовали 10 кг овощей. Сколько кг овощей израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали овощей поровну? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу и определи, что неизвестно, а что нужно найти. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Составь таблицу к задаче и реши ее. |
Задача 9 На покраску 32 досок уходит 2 ч 40 мин. Сколько времени потребуется, чтобы покрасить 75 досок? Можно ли покрасить 90 досок за 7ч, если работать с той же производительностью? |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | Внимательно прочитай задачу и вспомни, что такое производительность. |
Построение логической цепи рассуждений. | Подумай, обязательно ли переводить часы в минуты, объясни свой ответ. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Реши задачу |
Подумай, как иначе можно было решить задачу. Проверь свой ответ вторым способом. |
Задача 10 Масса одного мешка с сахарным песком 50 кг. Сколько таких мешков может перевезти машина грузоподъемностью в 5т? |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи и определи, что нужно найти в данной задаче. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составь алгоритм деятельности при решении задачи. |
Задача 11 В хозяйстве фермера 32 свиньи и 8 коров. Корова съедает в день 24кг разных кормов, свинья - в два раза меньше. Сколько килограммов корма необходимо всем животным на неделю? Кто съедает в день кормов больше и на сколько? |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Структурирование знаний. | Внимательно прочитай задачу, составь к задаче схему (таблицу). |
Выдвижение гипотез и их обоснование. | Предположи, кто съедает больше кормов. Докажи свое предположение. Проверь предположение, решив задачу. |
Задача 12 За 18 рулонов обоев заплатили 810 р. Сколько стоят 6 таких же рулонов обоев? |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Реши задачу двумя способами, определи какой способ наиболее рациональный. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Вычисли стоимость 1 рулона. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Запиши данную задачу в виде схемы. |
Задача 13 Для приготовления варенья на 1 кг ягод требуется 1кг 250г сахара. Сколько нужно сахара для приготовления варенья из 8кг ягод? Сколько ягод сварили, если израсходовали 2кг 500г сахара? |
Выбор оснований и критериев для сравнения. | Внимательно прочитай задачу, подумай, как величины связаны между собой. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составь алгоритм деятельности при решении задачи. |
Задания к задачам на пропорциональное деление или задачи на нахождение неизвестного по двум суммам
Задания к задачам на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам |
Задача 1 С одной гряды собрали 4 корзины картофеля, с другой - 6 таких корзин. Всего с двух гряд собрали 480 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля собрали с каждой гряды? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. | Прочитай задачу, и определи цель своих действий. |
Определение основной и второстепенной информации Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Прочитай и проанализируй данные задачи. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Реши задачу с помощью таблицы. |
Задача 2 Из двух рулонов ткани длинной 56 м и 40 м сшили 24 одинаковых плаща. Сколько плащей сшили из каждого рулона? |
Установление причинно-следственных связей; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Реши задачу, прописывая пояснения к каждому действию. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Измени задачу так, чтобы в итоге получился не дробный ответ. |
Анализ объектов с целью выделения признаков. | Сравни количество плащей в каждом рулоне и определи, какой меньше. |
Задача 3 Из 6 тетрадей в клетку и 8 тетрадей в линейку по одинаковой цене заплатили 84 р. Сколько рублей заплатили за тетради в клетку и сколько - за тетради в линейку? |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Структурирование знаний. | Реши задачу, проверь другим способом свой ответ. |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. | Прочитай условие задачи и назови, сколько было всего тетрадей. |
Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. | Предположи, за какие тетради больше заплатили, объясни почему. |
Задача 4 Лыжнику нужно было пройти 50 км. В течение первых двух часов он шёл со скоростью 9 км/ч, а потом стал проходить по 8 км в час. За сколько часов лыжник прошёл весь путь? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу про себя, объясни соседу по парте что дано, что нужно найти. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Реши задачу, используя схему. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Вычисли сколько часов лыжник шел со скоростью 8 км в час. |
Задача 5 В одном мешке было 55 кг картофеля, а в другом - 35 кг. Весь картофель расфасовали поровну в 18 пакетов. Сколько пакетов понадобилось для расфасовки каждого мешка? |
Анализ объектов с целью выделения признаков; Поиск и выделение необходимой информации. | Проанализируй условие, и скажи что известно, а что не известно. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Нарисуй таблицу к задаче. |
Построение логической цепи рассуждений; Доказательство. | Реши задачу, обоснуй логику своих действий. |
Задача 6 За 3 батона белого хлеба и 2 буханки черного хлеба заплатили 56 р. Сколько рублей заплатили за белый хлеб и сколько - за черный, если один батон стоит 12 р.? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи, и объясни соседу по парте что дано, а что нужно найти |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Используя таблицу, реши задачу. |
Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. | Подумайте, какой хлеб стоит дороже, объясните почему. |
Задача 7 За день в магазине продали цветные карандаши и фломастеры, всего 196 штук. Карандаши были в 8 коробках, по 12 штук в каждой, а фломастеры - в 10 коробках, поровну в каждой. Сколько фломастеров было в каждой коробке? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Прочитай задачу, составь к ней таблицу. |
Построение логической цепи рассуждений; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Реши задачу, пропиши пояснение в каждом действии. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Придумай подобную задачу. |
Задача 8 Одна машинистка за 1ч печатает 12 страниц, другая - 15. Сколько времени потребуется машинисткам, чтобы напечатать 162 страницы, если они будут работать вместе? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи, и объясни соседу по парте что дано, а что нужно найти |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Прочитай задачу; составь к ней таблицу.(матричная модель) Реши задачу; (символьная модель) |
Задача 9 Для гирлянды сделали 126 колец из синей бумаги и 57 таких же колец из красной бумаги. Всего израсходовали 3294 бумаги. Сколько бумаги каждого цвета пошло на гирлянду? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи, и объясни соседу по парте что дано, а что нужно найти |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Реши задачу, используя таблицу. |
Задача 10 Одна бригада рабочих изготавливает за 12 дней 1512 деталей, другая - 1260. Сколько дней потребуется для изготовления 1617 деталей, если обе бригады будут работать месте с той же производительностью. |
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. Структурирование знаний. | Внимательно прочитай задачу, составь к задаче схему (таблицу). |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Измени задачу так, чтобы было неизвестно другое данное. ( составь обратную задачу) |
Задача 11 В двух зрительных залах 900 мест. В малом зале 10 рядов, а в большом - 15 таких же рядов. Сколько мест в каждом зрительном зале? На сколько мест в одном зале больше, чем в другом? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Построение логической цепи рассуждений; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Прочитай задачу, составь алгоритм своей деятельности. |
Доказательство. | Проверь, правильно ли ты решил, используя данные полученные при решении задачи. |
Задания к задачам на нахождение неизвестного по двум разностям |
Задача 1 Купили 7 блокнотов в клетку и 4 блокнота в линейку по одинаковой цене. За блокноты в клетку заплатили на 138 р. больше, чем за блокноты в линейку. Сколько стоят блокноты в клетку и сколько - в линейку? |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; Структурирование знаний. | Прочитай задачу, найди данные и изобрази их на схеме. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Придумай подобную задачу этой. |
Построение логической цепи рассуждений; Доказательство. | Подумай и скажи, за какие блокноты больше заплатили, обоснуй свой ответ. |
Задача 2 На одной машине привезли 6 мешков моркови, а на другой - 10 таких же мешков. Масса мешков с морковью на первой машине на 140 кг меньше, чем масса мешков с морковью на второй машине. Найди массу морковки на каждой машине. |
Определение основной и второстепенной информации; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай задачу и определи, что нужно найти. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Продумай алгоритм своей деятельности для нахождения неизвестного. |
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Придумай задачу обратную этой. |
Задача 3 В одном мотке 15 м кружев, а в другом 9 м. Первый моток на 258 р. Дороже, чем второй. Сколько рублей стоит каждый моток кружев? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу и расскажи о чем в данной задаче идет речь. |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. | Реши задачу и проверь, действительно ли получилось, что первый моток на 258 р. дороже. |
Построение логической цепи рассуждений; Доказательство. | Реши задачу, проговаривая логику своих действий. |
Задача 4 Пятнадцать одинаковых корзин со сливами весят на 60 кг легче, чем 30 таких же корзин со сливами. Сколько килограммов слив в во всех этих корзинах?. |
Определение основной и второстепенной информации; Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай задачу, определи ее главный вопрос. |
Доказательство; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений. | Реши другим способом задачу. |
Задача 5 Два автомобиля ехали с одинаковой скоростью. Один из них проехал 400 км, а другой - 480 км. Сколько часов был в пути каждый автомобиль, если первый был в пути на 2 часа меньше чем второй? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи, и объясни соседу по парте что дано, а что нужно найти |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; Структурирование знаний. | Найди данные и изобрази их на схеме. |
Задача 6 Портниха купила два куска ткани. Один кусок 6 метров, а другой 12 метров. За первый кусок она заплатила на 24 рубля меньше, чем за второй. Сколько заплатила портниха за каждый из кусков ткани, если метр ткани в каждом из кусков стоит одинаково? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. | Прочитай задачу, и определи цель своих действий. |
Определение основной и второстепенной информации Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Прочитай и проанализируй данные задачи. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Реши задачу с помощью таблицы. |
Задача 7 Два шофера возили зерно. Один из них сделал 3 рейса, другой - 5 рейсов за день. Второй шофер перевез на 30 т зерна больше, чем первый. Сколько зерна перевез каждый из шоферов по отдельности, если каждый рейс перевозилось одинаковое количество зерна? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу так, чтобы было понятно, что неизвестно, а что нужно найти. |
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | Начерти схему и реши с помощью нее задачу. |
Задача 8 Магазин продал в первый день 72 кг персиков, а во второй – 56 кг. Во второй день продано на 2 ящика меньше, чем в первый день. Сколько ящиков персиков продавали каждый день? |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Определение основной и второстепенной информации. | Прочитай задачу и расскажи о чем в данной задаче идет речь. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Продумай алгоритм своей деятельности для нахождения неизвестного и реши задачу. |
Задача 9 В одном классе 26 учеников, в другом 34 ученика. Ученики первого класса сделали на 40 поделок меньше. Сколько поделок сделали ученики одного класса и сколько поделок сделали ученики другого класса? |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитай условие задачи и определи, что нужно найти в данной задаче. |
Построение логической цепи рассуждений; Доказательство. | Реши задачу, проговаривая логику своих действий. |