Просмотр содержимого документа
«"Сборник заданий, направленный на формирование обобщённых способов деятельности учащихся 4 класса при решении составных задач"»
М инистерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий, направленный на формирование обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса при решении составных задач
Исполнитель:
Широковских Ю.В..,
студентка 4 а группы
Руководитель:
Павлова О.Л.,
преподаватель
Камышлов, 2020
С борник заданий, направленный на формирование обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса при решении составных задач/сост. Широковских Ю.В. Камышлов ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Рецензент: Шаркова Е. В., преподаватель математических дисциплин
Сборник имеет практико-ориентированную направленность, так как он позволяет формировать обобщённые способы деятельности у обучающихся при решении составных задач.
В данном сборнике подобраны задания к задачам для формирования обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса на уроках математики. Данный сборник заданий способствует более успешному обучению детей в младших классах, поможет учителю выявить и скорректировать проблемы сформированности обобщённых способов деятельности.
Материалы сборника могут представить интерес для педагогов начальной школы, обучающихся и их родителей, а также студентов педагогических специальностей.
Раздел 1: Задачи на увеличение и уменьшение числа 7
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 7
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз 12
Раздел 2: Составные задачи на разностное и кратное сравнение. 17
Раздел 3: Составные задачи на цену, количество, стоимость. 23
Список литературы 29
П ояснительная записка
Требования, нормы и ценности нашего общества в корне изменились. В связи с этими переменами меняется взгляд на мир в целом, на общество, на человека.
Изменения, которые происходят в последнее время в школах России заметны порождают сложные процессы, которые можно назвать сменой социальных приоритетов, так как их основой является изменение в системе образования. Отражение данных изменений можно найти в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, разработанном группой учёных под руководством А. М. Кондакова.
Результатом образовательной деятельности начальной школы являются сформированные качества ученика:
- любознательность, заинтересованность, активность в познавании мира;
- владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности и др.
Приоритетно задачей начальной ступени образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством развития обобщённых способов деятельности посредством решения задач.
Практическая значимость сборника заключается в том, что если использовать данные задания при обучении младших школьников решению составных задач, то это поможет преодолеть затруднения и будет способствовать формированию обобщённых способов деятельности при решении составных задач, а в целом развитию умения решать проблемные задачи различных видов. Данный сборник позволит учителю сделать этот процесс успешным, организовать деятельность детей так, чтобы они сумели справляться с проблемами, возникающими в процессе обучения.
С огласно Федеральному государственному образовательному стандарту у обучающихся на начальном этапе должны быть сформированы следующие обобщённые способы деятельности:
1. Восприятие и осмысление задачи.
2. Поиск плана решения.
3. Выполнение плана решения.
4 Проверка.
В каждой задаче данного сборника есть задания, выходящие на данные способы деятельности.
Цель сборника – подбор, систематизация и структурирование заданий, направленных на формирование обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса при решении задач.
Задачи:
Подбор заданий к составным задачам, направленных на формирование обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса.
Систематизация заданий к составным задачам по разделам сборника, в зависимости от вида задач.
Оформление сборника заданий к составным задачам, направленных на формирование обобщённых способов деятельности у учащихся 4 класса.
Сборник включает в себя 3 раздела:
• Раздел 1: Составные задачи на увеличение и уменьшение числа включает в себя 2 подраздела: Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
• Раздел 2: Составные задачи на разностное и кратное сравнение
• Раздел 3: Составные задачи на цену, количество, стоимость.
Во 2 и 3 разделах по 5 заданий, в 1 разделе 10 заданий. Всего сборник состоит из 20 заданий.
Новизна продукта в том, что задания подобраны на все виды задач, изучаемых во 4 классе. Задания разделены на разделы по видам задач. Задачи рекомендуется включать в учебную деятельность не погружением, а постепенно, рассредоточено, чтобы обучающиеся не просто выучили способ решения задач, но научились осмысленно решать задачи, разбирать условие задачи по компонентам и объяснять каждое действие.
Данный сборник заданий для формирования обобщённых способов деятельности при решению составных задач способствует более успешному обучению детей в младших классах, поможет преодолеть затруднения и улучшить свои навыки в решении задач. Позволит учителю начальных классов сделать этот процесс успешным, организовать деятельность детей так, чтобы они сумели справляться с проблемами, возникающими в процессе обучения.
Данный сборник будет полезен родителям, желающим оказать помощь детям в формировании обобщённых способов деятельности в решении составных задач.
Р аздел 1: Задачи на увеличение и уменьшение числа Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Задача №1
В 3 «А» классе учится несколько девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько в классе учится мальчиков, если всего 27 учеников?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1
1) __ - _ = __
2) __ :_ = _
3) _ + _ = __
2
2
1) __ + _ = __
2) __ :_ = _
3) _ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
(__ - _) : _ + _ = __
2 уровень сложности:
З адание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №2
Возле школы посадили несколько берёз, а яблонь на 6 меньше. Сколько посадили яблонь, если всего посадили 30 деревьев?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ - _ = __
2) __ :_ = _
2
1) __ + _ = __
2) __ :_ = _
3) _ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
(__ - _) : _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
З адание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №3
На день рождения к Маше пришли несколько одноклассников, а родственников на 5 человек меньше. Сколько одноклассников пришло к Маше на день рождения, если всего было 15 гостей.
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ - _ = __
2) __ :_ = _
3) _ + _ = __
2
1) __ + _ = __
2) __ :_ = _
3) _ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
(__ - _) : _ + _= __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №4
На фотографии изображено несколько взрослых, а детей изображено на 8 больше. Сколько взрослых изображено, если всего на фотографии 32 человека?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ - _ = __
2) __ :_ = _
2
1) __ + _ = __
2) __ :_ = _
3) _ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
(__ - _) : _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №5
На экскурсию в автобусе на 55 мест, не включая мест для учителей, поехало несколько учеников из 3 «Б» класса, а из 3 «А» на 13 человек больше. Сколько учеников из 3 «Б» и из 3 «А» классов поехали на экскурсию, если в автобусе не было свободных мест?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ + _ = __
2) __ :_ = _
2
1) __ - _ = __
2) __ :_ = _
3 ) _ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
З адание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
(__ - _) : _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Задача №1
У Сережи несколько солдатиков, а у Антона в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Антона, если всего у них 48 солдатиков?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = _
2
1) __ × _ = __
2) __ :_ = _
3) _ × _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
З адание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ : _ × _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №2
В хоре музыкальной школы занималось несколько мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек и мальчиков было в хоре, если всего в составе хора музыкальной школы 141 учащийся?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = _
2
1) __ × _ = __
2) __ :_ = _
3) _ × _ = _
З адание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ : _ × _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №3
На клумбе росли жёлтые и белые розы. Всего 52 штуки. Белых роз было в три раза меньше, чем жёлтых. Сколько жёлтых роз росло на клумбе?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = _
2
1) __ × _ = __
2) __ :_ = _
3) _ × _ = _
З адание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ : _ × _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №4
На одной стороне улицы 24 дома. Это в 3 раза больше, чем на другой. Сколько домов на данной улице?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = _
2
1) __ : _ = __
2) __ + _ = _
З адание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ : _ + _ = __
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №5
В саду росло 18 черешен. Это в 3 раза меньше, чем персиковых деревьев. Сколько деревьев в саду?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
2)
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = _
2
1) __ × _ = __
2) __ + __ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
З адание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ × _ + __ = ___
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Раздел 2: Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
Задача №1
6 ящиков с бананами весят 30 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
В ? раз
2)
В ? раз
З адание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ : _ = _
2
1) __ - _ = __
2) __ : __ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
( __ : _ ) : __ = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №2
6 ящиков киви весят 18 кг, и 2 ящика манго 12 кг. Во сколько раз ящик с манго весит больше, чем ящик с киви?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
В ? раз
2 )
В ? раз
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ : _ = __
3) __ : _ = _
2
1) __ - _ = __
2) __ : __ = _
3) __ - _ = __
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
( __ : _ ) : ( __ : _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №3
Для школы Маша купила 4 упаковки тетрадей в клетку и 2 упаковки тетрадей в линейку. Всего у Маши получилось 32 тетради в клетку и 18 в линейку. Во сколько раз в одной пачке тетрадей в клетку больше, чем одной пачке тетрадей в линейку?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
В ? раз
2)
В ? раз
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ - _ = __
2) __ : __ = _
3) __ - _ = __
2
1) __ : _ = __
2) __ : _ = __
3) __ : _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
( __ : _ ) : ( __ : _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №4
Для школьной столовой приобрели 4 ящика апельсинов массой 18 кг и 7 коробок с бананами массой 21 кг. Во сколько раз ящик апельсинов тяжелее коробки бананов?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
1)
В ? раз
2)
В ? раз
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ - _ = __
2) __ : __ = _
3 ) __ - _ = __
2
1) __ : _ = __
2) __ : _ = __
3) __ : _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
( __ : _ ) : ( __ : _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача № 5
В магазин привезли 7 упаковок молочных сосисок массой 28 кг и 6 упаковок сливочных сосисок массой 12 кг. На сколько тяжелее упаковка молочных сосисок упаковки сливочных?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную схему к задаче:
В ? раз
1)
В ? раз
2)
З адание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ : __ = _
3) __ : _ = __
2
1) __ : _ = __
2) __ - _ = __
3) __ - _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
( __ : _ ) : ( __ : _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Р аздел 3: Составные задачи на цену, количество, стоимость.
Задача №1
Миша купил на 18 рублей 6 конвертов. Сколько конвертов он купит на 6 рублей?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную краткую запись к задаче:
1)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
6
Одинаковая
18
?
6
2)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
Одинаковое
6
18
?
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ : __ = _
2
1) __ : _ = __
2) __ × _ = __
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ : ( __ : _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
З адача №2
За 6 м шелка и 3 м шерсти заплатили 108 рублей. Метр шерсти стоит 24 рубля. Сколько стоит метр шелка?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную краткую запись к задаче:
1)
Кол-во (м)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
6
Одинаковая
108
3
?
2)
Кол-во (м)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
6
?
108
3
24
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ × _ = __
2) __ - __ = _
2
1) __ : _ = __
2) __ × _ = __
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
___ - ( __ × _ ) = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
З адание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача № 3
Для школы купили 5 линеек по 8 рублей и столько же карандашей по 2 рубля. Сколько денег заплатили?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную краткую запись к задаче:
1)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
5
8
?
2
2)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
8
5
?
2
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ × _ = __
2) __ × _ = __
3) __ + __ = _
2
1) __ : _ = __
2) __ × _ = __
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ × __ + __ × _ = _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
З адание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №4
Мама купила Тане 4 банта белого цвета, 6 – синего цвета. За всё мама заплатила 42 рублей. Бант белого цвета стоит 6 рублей. Сколько стоит бант синего цвета?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную краткую запись к задаче:
1)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
4
6
42
6
?
2)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
4
?
42
6
6
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ × _ = __
2) __ - _ = __
3) __ : _ = _
2
1) __ : _ = __
2) __ × _ = __
3) __ - _ = __
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Задание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ - ( __ × __ ) : _= _
2 уровень сложности:
З адание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
Задача №5
На чаепитие Насте купили 3 коробки сока, а Диме купили 2 упаковки печенья. Выяснилось, что на покупки они потратили 180 рублей. Сколько стоит упаковка печенья, если коробка сока стоит 40 рублей?
1 уровень сложности:
Задание 1. Выберите верную краткую запись к задаче:
1)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
3
40
180
2
?
2)
Кол-во (шт.)
Стоимость за 1 шт. (руб.)
Стоимость (руб.)
3
?
180
2
40
Задание 2. Выберите верный план решения и подставьте недостающие данные.
1
1) __ : _ = __
2) __ × _ = __
3) __ - _ = __
2
1) __ × _ = __
2) __ - _ = __
3) __ : _ = _
Задание 3. Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
З адание 4. По схеме составьте выражение и сравните ответ с предыдущим заданием.
__ - ( __ × __ ) : _= _
2 уровень сложности:
Задание 1. Составьте схему к задаче.
Задание 2. Составьте план решения задачи.
Задание 3. Запишите решение задачи двумя способами: по действиям и выражением.
Задание 4. Составьте задачу, обратную данной.
С писок литературы
Деменева Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики / Н. Н. Деменева – М.: Аркти, 2009.
Илюхина В. А. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся URL: http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200600512 (23.10.2016)
Кондаков А. М. Стандарт: инновационность и преемственность А. М. Кондаков // Педагогика. – 2009. - №4. – с.14.
Дорофеев Г. В., Миракова Г. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 частях.