kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение текстовых задач в компетентностно-контекстной модели обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единицей учебного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания является не урок, а тема (подтема), изучение которой осуществляется   в 4 этапа. Покажем, как осуществляются эти этапы на подтеме «Решение текстовых задач»:.

Итоги работы по такой технологии: учащихся учатся думать, учатся сами добывать знания. Большинство учащихся, обучающихся по данной технологии, умеют применять свои теоретические знания на практике, что очень важно на современном этапе обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач в компетентностно-контекстной модели обучения »

В ходе компетентностно-контекстного обучения обеспечивается трансформация учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания.

Период трансформации деятельности равен времени изучения одной темы, в рамках которой изучается целостное явление, процесс. Одной из таких тем в курсе математика 2 класс является тема «Умножение и деление», планирование которой выглядит следующим образом:


Раздел: Умножение и деление

Тема урока

Кол-во

часов

Результат

Универсальные учебные действия

90-93

Смысл умножения. Свойства умножения. Решение задач на умножение

1

Уметь

- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно).

-решать задачи в одно действие на умножение.

-умножать 1 и 0 на число.

Моделировать действие умножение.

Моделировать задачи на умножение картинкой.

Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.


Семинар по теме «Умножение»

1

Практикум по теме «Умножение»

1

Тест по теме «Умножение»

1

94-97

Смысл деления. Деление на части и по содержанию.

1

Уметь

-решать примеры и задачи на деление.

Моделировать действие деление.

Сравнивать действия умножение и деление.

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления

Сравнивать таблицу на 2 и 3





Семинар по теме «Деление»

1

Практикум по теме «Деление»

1

Тест по теме «Деление»

1

98-113

Таблица умножения и деления на 2

1

Уметь выполнять умножение и деление с числами 2 и 3 и прогнозировать результат вычислений.

Семинар по теме «Таблица умножения и деления на 2»

2

Практикум по теме «Таблица умножения и деления на 2»

3

Самостоятельная работа № 9 «Таблица умножения и деления»

1

Таблица умножения и деления на 3

1

Семинар по теме «Таблица умножения и деления на 3»

2

Практикум по теме «Таблица умножения и деления на 3»

4

Самостоятельная работа «Таблица умножения и деления на 3»

1

114--125

Решение текстовых задач

1

Уметь

-решать задачи, условие которых можно записать с помощью таблицы


Моделировать задачи в таблицу.

Соотносить данные в таблице.

Анализировать взаимосвязь между. компонентами таблицы и решать обратные задачи.





Семинар по теме «Решение текстовых задач»

2

Практикум по теме «Решение текстовых задач

5

Самостоятельная работа «Решение текстовых задач »

1

Обобщение по теме «Умножение и деление»

1

Знать таблицу умножения и деления на 2-3.

Уметь решать задачи

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

1





Схематично представим период трансформации учебной деятельности на примере этой темы.

Единицей учебного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания является не урок, а тема (подтема), изучение которой осуществляется в 4 этапа. Покажем, как осуществляются эти этапы на подтеме «Решение текстовых задач»: 

1 этап: осознание структуры изучаемого явления. Наш куратор, Рыбакина Н.А., всегда подчёркивает, что этот этап самый важный, потому что, если правильно подан новый материал, даны алгоритмы решения, модели, схемы, то учащиеся дальше будут работать быстро и вскоре овладеют новым материалом. На этом этапе не нужно "Открывать Америку", т.е. не нужно искать способы решения, всё уже давно изучено до нас, нам (учителям) важно донести научные знания до детей. Очень важно, чтобы алгоритм был записан, (в письменном виде лучше запоминается), а затем выучен, если дети плохо запоминают, то можно пользоваться теорией. Сначала можно дать готовое решение, по которому идёт объяснение или даются ключевые задания, которые прорешиваются совместно с детьми, когда учитель пишет на доске, а учащиеся размышляя вслух, диктуют решение, опираясь на записанный алгоритм.

2 этап- семинар по данной теме. На этих уроках дети проговаривают ещё раз вслух решение всех видов ключевых задач по алгоритму, учитель следит за правильностью рассуждений. Проговаривать нужно до тех пор, пока все ученики не запомнят правильность работы по алгоритму. В дополнение к изученному способу решения таких задач обучающимся предлагается таблица, содержащая сведения о возможном содержании колонок, которая может служить дополнительным обоснованием для выбора способа решения задачи.


Соотношения данных в таблице


1 колонка связана с

единицей:

2 колонка - это

количество:

3 колонка-это

сколько всего:

штук - в одной коробке,

ящике и т.д.;


- ящиков, коробок и

т.д.;


- килограмм, штук

одного вида

товаров;


человек - в одном отряде,

классе, бригаде, палатке и

т.д.



-отрядов, классов и

т.д.;




-человек во всех

палатках, домах и

т.д.


метров - в одном мотке, на

одно платье и т.д.

- мотков, платьев и

т.д.

- метров во всех

мотках, пошло на

все платья,

костюмы и т.д.





Взаимосвязь между элементами таблицы

Всего = В единице × Количество

В единице = Всего : Количество

Количество = Всего : В единице


Задания для совместной деятельности:

1 Зал освещают 2 люстры, в каждой люстре по 9 лампочек. Сколько лампочек в этих люстрах?

2 Трём детям раздали поровну 6 мячей. Сколько мячей получил каждый ребёнок?

3 Для ремонта купили 8 банок краски, по 2 кг в каждом. Сколько килограммов краски купили?

4 Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил их в 3 коробки поровну. Сколько камней в каждой коробке?



На этом этапе можно дать маленькую (5-7 минут) проверочную, для предотвращения в дальнейшем возможных ошибок в решении. После ёё проверки обратить внимание на те задачи, что вызвали затруднение.
3 этап- урок- практикум. Это коллективная деятельность обучающихся по решению задач и проблем в рамках изучаемой темы, набор которых очень широк. Данная форма деятельности, оставаясь учебной, фактически является формой самореализации обучающихся, позволяющей приобрести им опыт самостоятельного решения проблем на основе знания... Учитель на данном этапе – тьютор, задача которого обеспечить достижение каждым обучающимся максимально возможного результата. Уроки на данном этапе организуются таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность работать в своем темпе.

Задачи для самостоятельной работы

1. В коробку умещается 6 пирожных. Сколько пирожных в 4 таких коробках?

2. В парке посадили 35 ёлочек в 7 одинаковых рядов. Сколько ёлочек в каждом ряду?

3. На 6 одинаковых платьев потратили 24 метра ткани. Сколько метров ткани пошло на каждое платье?

4. Ученики посадили в саду перед школой 27 кустиков черёмухи. Каждый посадил по 3 кустика. Сколько всего учеников работало в саду?

5. Рабочие 18 кг муки рассыпали в пакеты по 3 кг. Сколько пакетов потребовалось рабочим?

6. Сколько потребуется вазочек, чтобы разложить 20 вишенок, по 5 в каждую вазочку?

7. Ленту 12 м длиной разрезали на 3 равные части.  Сколько метров получилось в каждом куске?

8.  В кафе 10 столиков. За каждым столом стоит по 4 стула. Сколько стульев в кафе?

9. Сколько можно составить букетов из 14 гвоздик, если каждый букет будет состоять из 7 цветков.


4 этап-урок-рефлексия. Рефлексия достигнутого результата осуществляется в форме предытоговой и итоговой работ. Работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня, заданного примерной образовательной программой основного общего образования. Учащиеся, успешно решившие 1 вариант, выполняют задания повышенной сложности. Дети привыкли работать в быстром темпе, сами проверяют задания по ключу, знают, когда нужно обратиться за помощью к товарищу, а когда к учителю.
Итоги работы по такой технологии: учащихся учатся думать, учатся сами добывать знания. Большинство учащихся, обучающихся по данной технологии, умеют применять свои теоретические знания на практике, что очень важно на современном этапе обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение текстовых задач в компетентностно-контекстной модели обучения

Автор: Муравцева Надежда Юрьевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства