kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему "Методика изучения геометрического материала в начальной школе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»









Реферат

На тему: «Методика изучения геометрического материала

в начальной школе»



















Выполнила: Мерикова Эльмира Александровна.

Проверила: Пасечник Галина Николаевна.











Волгодонск 2016.





Одной из целей начального обучения математике является освоение окружающего пространства, развитие пространственных представлений. Этому служит изучение геометрического материала: знакомство с телами, поверхностями, линиями, выделение фигур определённой формы, некоторых характеристик этих фигур.

Геометрический материал не выделяется в качестве самостоятельного раздела.

Основными задачами его изучения в 1-4 классах являются:

1) формирование пространственных представлений и развитие воображения, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать;

2) выработка у учащихся практических навыков измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов;

3) формирование умений использовать наглядность в приобретении знаний.

При изучении геометрического материала следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные, общеклассные модели геометрических фигур, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, плакаты с изображением фигур, чертежи на доске и др. Кроме того, требуются индивидуальные наглядные пособия – такой раздаточный материал, как полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и части фигур. При изучении отдельных тем полезно изготовить с детьми самодельные наглядные пособия: модель прямого угла, модели единиц измерения площади и др.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.

Знакомство с любой геометрической фигурой можно осуществлять по такой схеме:

  1. получение фигуры;

  2. название фигуры ;

  3. распознавание фигуры в окружающей обстановке;

  4. построение фигуры;

  5. изучение свойств.

Программой предусмотрено следующее распределение геометрических понятий по классам:



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Точка.

Линия. Прямая и кривая линии.

Отрезок.


Углы. Прямой угол.

Прямоугольник.

Квадрат.

Периметр

прямоугольника и

квадрата.

Ломаная. Звенья ломаной. Длина ломаной.

Луч.

Треугольник. Равносторонний треугольник.

Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник.

Представление о телах: куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар.

В программе начальной школы изучение геометрического материала начинается в 1 классе с изучения точки. Через точку можно провести различные линии. Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок самостоятельно справляется с задачей проведения линий через точку и даже сам может их называть соответствующими терминами: «кривая», «прямая» линии.

Формирование представления у первоклассников о прямой линии происходит в процессе выполнения ими разнообразных упражнений. При этом прямую линию сопоставляют с кривой. Например, натягивают нить (шнур), затем ослабляют нить так, чтоб она провисла; рассматривают рисунки, на которых изображена, положим, прямая дорога и извилистая тропинка; разрезают лист бумаги по линии, полученной перегибанием листа и т.д. каждый раз выясняют, какая получилась линия – прямая или кривая.

В процессе выполнения упражнений дети знакомятся с некоторыми свойствами прямой. Например, упражняясь в проведении линий через точки, дети обобщают свои наблюдения: через одну точку можно провести сколько угодно прямых или кривых линий; через две точки можно провести только одну прямую.

С отрезком дети также знакомятся практически: отмечают на прямой две точки, и учитель поясняет, что эту часть прямой от одной точки до другой называют отрезком прямой, а точки – концами отрезка.

Во втором классе учащиеся знакомятся с моделью прямого угла в процессе практической работы. Каждому из них даются листы бумаги разных размеров с неровными краями. В середине листа ставится точка. Дети должны сложить лист так, чтобы линия сгиба прошла через эту точку. Затем они еще раз складывают лист так, чтобы части линии сгиба совместились. Организуя деятельность учащихся, учитель сам может демонстрировать им способ действия. Также здесь учащиеся показывают прямой угол у угольника. С его помощью будут искать прямые углы.

Понятие угла закрепляется в дальнейшем в процессе изучения многоугольников, например при рассмотрении прямоугольника. Среди нескольких четырехугольников первоклассники с помощью модели прямого угла находят четырехугольники, у которых все углы прямые. Учитель сообщает, что в последнем случае четырехугольники называются прямоугольниками. Учащиеся находят в окружающей их обстановке предметы прямоугольной формы, показывают прямоугольники среди других геометрических фигур, вырезают их из бумаги, чертят по точкам в тетради.

На следующем этапе работы учащиеся знакомятся с одним из свойств прямоугольника: противоположные стороны прямоугольника равны между собой. Уточнив сначала, понимают ли дети, какие стороны прямоугольника можно назвать противоположными, учитель предлагает учащимся на бумажных моделях прямоугольника непосредственным наложением сравнить противоположные стороны. Знание этого свойства закрепляется в дальнейшем, когда учащиеся чертят прямоугольники по двум заданным его сторонам (длине и ширине).

Далее учащиеся из множества прямоугольников вычленяют прямоугольники с равными сторонами – квадраты. Работа на уроке так и организуется, чтобы учащиеся увидели, что квадрат – это частный случай прямоугольника. Детям предлагается, например, измерить стороны у нескольких прямоугольников, начерченных на доске или на карточках. Среди них обнаруживаются такие прямоугольники, у каждого из которых стороны равны между собой. Чтобы подчеркнуть, что квадраты – это прямоугольники с равными сторонами, включают такие упражнения: «Покажите прямоугольники, которые нельзя назвать квадратами; найдите среди данных четырехугольников четыре прямоугольника; найдите два квадрата и т.п.». В подобных упражнениях дети должны обосновывать свои суждения, проверяя с помощью чертежного треугольника, являются ли все углы четырехугольника прямыми, а также устанавливая с помощью линейки, каково в нем соотношение сторон.

Далее вводится понятие «периметр многоугольника (треугольника; прямоугольника)» и правило нахождения периметра многоугольника. Учитель поясняет, что сумма длин всех сторон многоугольника называется его периметром.

При нахождении периметра прямоугольника необходимо узнать его длину и ширину. Можно на этом же уроке дать обозначение периметра буквой (Р).

Опираясь на понятие отрезка, учащихся II класса знакомят с понятием «ломаная», «звено ломаной». Для этого по образцу, данному учителем, предлагается учащимся построить линию из палочек или бумажных полосок. Учитель дает название новой линии. Можно изготовить также модель ломаной линии, «сломав» на глазах у детей на части тонкую лучинку или кусок проволоки.

Далее идёт знакомство с понятием «длина ломаной» и нахождением длины ломаной, путём измерения линейкой звеньев ломаной и сложением полученных чисел.

В третьем классе вводится понятие «луч». Луч - это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца. Начало луча принято обозначать точкой О.

Также учащиеся рассматривают различные виды треугольников: равносторонние, прямоугольные, тупоугольные и остроугольные. В процессе упражнений дети учатся правильно показывать элементы треугольника: вершины, стороны (показывают отрезки, проводя указкой от одного конца отрезка до другого), углы (показывают угол вместе с его внутренней областью веерообразным движением указки от одной стороны угла до другого).

В четвёртом классе учатся чертить окружности с помощью циркуля, знакомятся с элементами окружности и круга – центром, радиусом. Ведётся работа с геометрическими телами – это куб, пирамида, конус, цилиндр, шар. На практической основе сравнивают с окружающими предметами.

По окончанию этой темы начальных классов учащиеся должны:

  • иметь представления о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник(квадрат), угол, круг;

  • знать:

-виды углов: прямой, острый, тупой;

-определение прямоугольника (квадрата);

-свойство противоположных сторон прямоугольника;

  • уметь:

-строить заданный отрезок;

-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реферат на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»

Автор: Мерикова Эльмира Александровна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства