Реализация компетентностного подхода, заявленного в ФГОС, в образовательной практике.
Реализация компетентностного подхода, заявленного в ФГОС, в образовательной практике.
В данной статье описывается значимость использования ИКТ при формировании компетенций, способствующих развитию навыков самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля, прменениюматематических знаний и умений в реальной жизни. Задачи, по изучаемым темам, составлены из жизни села и связаны сполучениемобучающихся профессии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода, заявленного в ФГОС, в образовательной практике. »
ТЕМА:
Реализация компетентностного подхода, заявленного в ФГОС, в образовательной практике.
Преподаватель математики Матвеюк В.С.
ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»
С. Шира
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой и чтобы он научился владеть собой, то есть учился становиться хозяином собственной жизни, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению.
Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под влиянием её. П. Л. Чебышев
Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения уроков, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации, позволяет усилить мотивацию учения.
Также позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д.
Применение информационно–компьютерных технологий на уроке:
делает процесс обучения математике интересным и занимательным,
создаёт у обучающихся рабочее настроение,
облегчает усвоение учебного материала,
показывает применение известных способов решения задач в новой ситуации (применение на другой дисциплине и в жизни).
Компьютерная презентация к уроку - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов(конспект нового материала, наглядность, задачи, различные самостоятельные работы) демонстрируемая на интерактивной доске, имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому учебный материал с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе преподавателя, позволяющий создавать наглядные и информационно -насыщенные уроки.
Общекультурная компетенция подразумевает, что непосредственно на уроках математики мы должны обучающихся знакомить с общественной моралью и традициями. То есть преподавателю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержание, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому обучающиеся несознательно усваивали бы общекультурные компетенции
На первый взгляд, довольно трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако, возможно использование задач со скрытой информативной частью.
Например, практические работы:
1.Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 6 м³ воздуха. Можно ли в кабинет математики с параметрами а = ?м, в = ?м, с = ?м заниматься 25 учащимися, не нарушая санитарной нормы?
Таким образом, работая над данной задачей, невольно обучающиеся усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие обучающихся на получение данной профессии.
2. а) Необходимо построить помещение с одним окном и дверью (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 6м, ширина -3м, высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 3м, а высота- 2м. Размеры окна – 1,5 1,2м. Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30 60см; а также денежную сумму необходимую для покупки кирпича, (один кирпич стоит 140 рублей).
б) Необходимо построить помещение с одним окном и дверью (причем кирпич покупают с запасом 6% от площади боковой поверхности). Размеры помещения: длина – 6м; ширина -3м; высота -2,5м. Ширина дверного проема равна 3м, а высота- 2м. Размеры окна – 1,5 1,2м. Определите количество кирпичей, которые нужно купить для постройки стен помещения полностью, от пола до потолка, если известно, что размеры кирпича 30 60см; а также денежную сумму необходимую для покупки кирпича, (один кирпич стоит 15 рублей).
Эти задачи – это,
«Строительство предприятия, помещения», на начальном этапе для строителей.
Строительство фермы, помещения для хранения корма для животных – для фермеров.
Строительство станции технического обслуживания – для автомехаников.
Данные уроки непосредственно связаны с предпринимательством, заключается в строительстве помещения (стен), определение количества строительного материала необходимого на постройку, определение наименьших затрат, необходимых на постройку (выбор строительного материала).
Прежде чем реализовать какую – либо идею (решить задачу), предприниматель должен проанализировать все ее достоинства и недостатки, потом провести необходимые расчеты.
3. а) Сколько дней можно прокормить 20 поросят при ежесуточном расходе на одного поросенка 4 кг. комбикорма? Комбикорм рассыпан на складе в форме конической кучи, которая имеет высоту 2,4м и длину окружности основания 21м. Плотность комбикорма-150 кг/м³.
б) Сарай для сена имеет форму прямоугольного параллелепипеда с двухскатной крышей (в форме пирамиды), размеры которой: длина-40м, ширина -15м и высота -5м. Высота сарая сенохранилища -14м. Сколько двухмесячных телят можно прокормить в течение двух месяцев при ежесуточном кормлении 70кг. сена? Плотность сена -320кг/м³.
Данные задачи показывают взаимосвязь математики с приобретаемой профессией.
При формировании общекультурной компетенции
Возможны следующие пути решения этой проблемы:
Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала
Виды занятия:
рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-, видео материалов), исторического материала, электронные и печатные материалы;
виртуальная экскурсия.
Формы работы учеников: работа с конспектом, изучении новых формул, решении задач обучающего характера решение задач, подготовки к ЕГЭ с использованием информационных ресурсов Интернет исследовательская работа, создание презентаций.
Оценка качества усвоенных знаний обучающихся на занятиях в форме математических диктантов, самостоятельной работы, тренажеров, тестирования, тест–опрос.
Информационная компетентность необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции обучающихся – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития обучающегося. Решая, компьютерные тесты обучающиеся получают объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье обучающихся.
Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть сразу математическими знаниями. Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы обучающиеся учились с интересом, чтобы большинство испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Использование ИКТ при формировании компетенций способствует развитию навыков самостоятельной творческой работы (исследовательская и проектная работа), самоконтроля и взаимоконтроля; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению, учиться грамотно, использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Литература:
Интернет «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие.– М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.
В. П. Беспалько Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Е. В. Гуненкова Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37-39.
Н. И. Захарова Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33.
5. А. С. Щелухина Возможности использования ИКТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство». http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc.