Просмотр содержимого документа
«Развитие предметной одарённости на уроках математики в свете требований фгос»
Шкодина Е.В. - учитель математики
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЁННОСТИ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
«Ученик умственно воспитывается лишь тогда,
когда по отношению к знаниям он занимает
не пассивную, а деятельную позицию.
Только при этом условии учение, познание
доставляет ему глубокие чувства радости,
удовлетворенности, взволнованности,
эмоциональной приподнятости»
В. А. Сухомлинский.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. С этой потребностью связаны процессы модернизации Российского образования, одним из которых является переход на ФГОС второго поколения.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом.
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 3 апреля 2012 г. говорится «…каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость». Если это так, то где же они? Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта.
Современная наука различает следующие степени одаренности детей:
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Как видим,одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Современная наука определяет эти понятия какпатологию нормы.
Таким образом, около 25 процентов всех детей нуждаются в продвинутом обучении. Если таланты таких детей вовремя заметить и помочь им развиться, из одаренных детей вырастут одаренные взрослые. Однако процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Куда же деваются наши одарённые дети?
По оценкам специалистов, в России идёт большая утечка талантов до подросткового возраста.
Как же не просмотреть того или иного ребёнка? Как понять, обладает он одарённостью или нет?
В нашей учительской среде бытует мнение, что все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.
Однако есть примеры, которые доказывают обратное.
По данным некоторых исследователей около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Знаменитыми двоечниками уже в начальной школе, как известно, были: Уинстон Черчилль - британский государственный и политический деятель, 61-й премьер-министр Великобритании испытывал неприязнь к процессу образования с начала обучения, но впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе; Оноре де Бальзака - всемирно известного писателя, не называли в школе иначе, как «лентяем и тупицей», он постоянно сидел на уроках с отсутствующим взглядом; Константин Циолковский – отец космонавтики, был хроническим двоечником, во втором классе (мальчику на тот момент уже исполнилось 13 лет) его оставили на второй год, из третьего отчислили за неуспеваемость; Томас Эдисон – получивший впоследствии более 3000 патентов на свои изобретения в разных странах, положивший начало электронике, стал двоечником уже к концу первого месяца обучения в школе, его матери было сказано, что её сын «совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости». Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности будущий литературный гений чаще всего получал не больше «тройки»; Пушкин тоже имел по математике двойку. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью. Учителям сложно осознать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным!
Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. У одаренных детей хорошо развито чувство юмора.
Если у вас в классе есть такие дети, присмотритесь к ним, возможно, им нужно помочь в чём-то проявить себя.
Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно одновременно.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации системы образования.
Создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой поможет работа с одаренными детьми. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве.
При рассмотрении вопроса организации работы с одаренными детьми можно выделить три основные проблемы в организации работы с ними
1. Проблема выявления одаренных детей
2. Проблема обучения и развития одаренных детей.
3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
. При работе с одаренными детьми важно определить цель, задачи и формы работы.
Цели: развитие и поддержка интереса к предмету.
Задачи: создании благоприятных условий для развития одаренных детей;
расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников в российских чемпионатах, творческих конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах, проектах.
Формы работы с одаренными детьми:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам;
участие в школьных и районных олимпиадах по предметам;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;
посещение предметных кружков;
использование современных средств информации.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
В нашей школе учителя разрабатывают индивидуальные маршруты работы с одарёнными детьми.
Для развития потенциала обучающихся, организованы разнообразные формы внеурочной деятельности:
Факультативные занятия. В соответствии с ФГОС факультативные занятия в школах становятся основной формой дифференциации обучения. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Предметные кружки. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.
Интеллектуальные марафоны и игры. Это еще одна форма внеклассной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.
Научно-практические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников. В нашей школе работает НОУ «Молодое поколение». Результатом работы НОУ является традиционная научно-практическая конференция учащихся, которая ежегодно проводится в рамках Недели науки и творчества. Так в прошлом учебном году было представлено на конференции 3 проектные работы по математике: «Числа вокруг нас», «Обыкновенные дроби в древности», «Этот удивительный симметричный мир»
Олимпиады. Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Мы принимаем активное участие в дистанционных олимпиадах, В олимпиаде «атомных станций», в интернет-олимпиадах. Ежегодным стало участие в дистанционной олимпиаде «Олимпус». В прошлом учебном году приняли участие в VI всероссийской предметной олимпиаде, проводимой центром поддержки талантливой молодежи, в итоге по математике 6 призёров и 1 победитель. Впервые приняли участие в отборочном этапе олимпиады «Курчатов 2016», проводимой в системе «СтатГрад» (8 человек по математике). Финалист Лубков Иван презентовал учебно-исследовательскую работу «Таблица умножения без заучивания», на очном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», региональный этап которого проходил в г. Курске.
Ожидаемые результаты.
Формирование интереса к творческому процессу
Умение логически рассуждать при решении задач
Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
Успешное выступление на олимпиадах
Удовлетворенность своей деятельностью.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.
Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.
Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить»