kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях математики в условиях дополнительногодистанционного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о различных методах и приёмах, используемых на занятиях математики для учащихся с ОВЗ в условиях дополнительного дистанционного образования с целью повышения познавательного интереса. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях математики в условиях дополнительногодистанционного образования»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А Афонина,

ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»,

г. Екатеринбург


Аннотация. Данная статья о различных методах и приёмах, используемых на занятиях математики для учащихся с ОВЗ в условиях дополнительного дистанционного образования с целью повышения познавательного интереса. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.


Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Это касается и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ я принимаю следующие:

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

- развитие памяти и внимания;

- формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);

- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).

Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. Думая о мотивации обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития учащегося.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является закрепление и развитие у ребят навыка хорошего счета. Однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес к счету. Поэтому я часто использую различные приемы, направленные на развитие вычислительных навыков учащихся и повышение интереса к вычислениям. Например, можно предлагать примеры, оформленные в виде блок-схем (вычислительные цепочки), примеры, содержащие много действий, круговые примеры, которые позволяют осуществлять самоконтроль, давать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении.

В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной речи. Регулярно работаю над формированием математической речи, умением работать с учебником, справочной литературой. Для этого на уроке постоянно добиваюсь от учащегося полного ответа на заданный вопрос, четкого произношения математических терминов, математически грамотно аргументировать свой ответ.

Мною разработаны устные словарные диктанты по математике для учащихся 5-8 классов. С их помощью можно эффективно тренировать устойчивость внимания детей и умение сосредотачиваться. Данные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной и точной математической речи, для развития внимания и оперативной памяти. Задания диктантов позволяют не только оценить знания учащихся, но и выявить затруднения, которые испытывают дети и скорректировать дальнейшую работу по устранению этих затруднений. Устные диктанты через время можно повторять, тем самым тренируя память учащихся. На проведение диктанта достаточно 2-3 минуты (можно больше с учетом индивидуальных особенностей детей).

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса на занятиях математики является дидактическая игра, так как игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащийся незаметно для себя выполняет различные упражнения, где ему самому приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащегося в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, ребенок стремится быть быстрым, находчивым, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Кроме того, уроки, проведённые в нестандартной форме, также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.

Одной из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является формирование у них в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ОВЗ, возможности его социальной адаптации. И поэтому почти на каждом уроке математики я предлагаю учащемуся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется самопроверка, в ходе которой учащийся находит и указывает допущенные свои ошибки (самостоятельное решение примеров, математический диктант). Данный приём воспитывает у обучающихся сознательное отношение к выполнению задания, повышает ответственность, развивает внимание.

Очень важным моментом на занятиях с ребенком с ОВЗ является использование коррекционных заданий. Общие принципы и правила коррекционной работы в условиях дистанционного образования:

- индивидуальный подход к ученику;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

- проявление педагогического такта: постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности (создание ситуации успеха).

Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность, что способствует успешному выполнению заданий, повышению познавательной деятельности.

Например, в таблице расположены 25 цифр от 1 до 40 в хаотичном порядке. Нужно найти и перечислить все числа в порядке возрастания. Или в бессмысленный набор букв вставляются слова (методика Мюнстерберга). [3] Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок:

ЯФОУФКНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ

ЛОСЬИРЪГНЖРЛРАКГЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАВАВКДИЖСИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.

Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Это могут быть зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, логические задачи. Например, есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды? Или: в клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?

Активизация познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. В данной ситуации помогают мультимедийные ресурсы, использование которых при дистанционном обучении даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. [2]

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. программа позволяет фиксировать результаты ответов, корректно и без эмоций реагирует на ошибки.

Самый распространенный вид ИКТ - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Из опыта работы заметила, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

Уроки с применением дистанционных технологий вызывают большой интерес у учащегося, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на занятиях в условиях дистанционного образования зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Я стараюсь наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование математических процессов, анимации, развивающие программы и игры, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную и познавательную деятельность учащихся.


Список литературы:

1. Буковцова Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. ПГСГА ФКП г. Самара.

2. Быков Д.А. «Дети с ограниченными возможностями и общество» - Дополнительное образование, 2006

3. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афонина Наталья Анатольевна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437822

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства