Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.В настоящее время в кругу педагогической общественности широко обсуждаются вопросы, так или иначе касающиеся разработки, использования, внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, повышающих эффективность работы и учителя, и ученика. Под педагогической технологией понимается строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. По понятным причинам разработка научно обоснованных и гарантирующих успех педагогических действий является ещё более актуальной проблемой в системе специального образования.В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Развитие логического мышления - одна из важнейших задач, которая решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. И первостепенная задача на уроке физики развитие умственной деятельности школьников. Столь пристальное внимание к развитию логического мышления не случайно. Работая над развитием логического мышления, формируя его, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Под логической грамотностью понимается свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий: 1. логические связи конъюнкция (связка и), дизъюнкция (связка или) и отрицание (связка не); 2. правильное употребление логических слов (кванторов) - каждый, любой, все; 3. понимание смысла логических словосочетаний: хотя бы один, только один, больше, чем один и т. д.; 4. умение проводить простейшие рассуждения. Л.С. Выгодский (ПСС, т.З, с. 151) писал о том, что: «никогда ... ребенок - даже вундеркинд - не может овладеть сразу последней стадией в развитии операции раньше, чем пройдет первую и вторую. Иначе говоря, самое внедрение новой операции распадается на ряд звеньев, на ряд стадий, внутренних связанных друг с другом». Проблемы, которые мы можем выделить на уроках физики: 1. Работа по развитию логического мышления проводится на уроках физики в малом объеме, фрагментарно. 2. Существуют различные классификации ошибок, что затрудняет работу учителя в этом направлении. 3. Полноценное развитие абстрактного мышления возможно лишь при условии хорошо развитой речи, но главная отличительная черта детей с нарушением слуха это более медленное и своеобразное овладение речью, происходящее только в условиях специального обучения. Главной причиной слабости самостоятельного логического мышления у учащихся с нарушением слуха является - общее и глубокое речевое недоразвитие, применительно к овладению математическими ифизическими знаниями, умениями. Это, прежде всего проявление семантического недоразвития речи и мышления. Вот почему, прежде чем начинать изучение материала по физике и математикеследует обеспечить для этого речевую базу, устранить проблемы в речевом развитии детей и подготовить их к освоению систематического курса физики. Примером может служить проведение урока-зачёта в форме игры. Задание 1: Учитель читает утверждения. Ученик должен либо согласиться, ответив “да”, либо не согласится, ответив “нет”. Атмосфера – базовая оболочка, окружающая Землю. (Да) Состав атмосферы остаётся неизменным на всей высоте. (Нет) Основная масса земной атмосферы находится на высоте 10 км от Земли за счёт сил земного притяжения. (Да) На Луне тоже существует атмосфера. (Нет) Нижний слой атмосферы называется тропосфера. (Да) Примерно 50% учебного времени отводится учебным планам на овладение навыками мысленно оперировать физическими и математическими понятиями, т.е. развитие словесно-логического мышления; понимание системных отношений между этими понятиями, их относительности; умению мыслить обратимо по отношению к любой физической ситуации, что входит в решение обучающих задач предмета. Обучение физики и математики несет коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области развития словесно- логического мышления детей, поскольку важнейшая цель уроков физики и математики - обеспечить знания, умения, навыки, необходимые для практической деятельности, обучение физики и математики осуществляется в тесной связи с другими уроками, в первую очередь с математикой. Например, с уроками по развитию обиходной речи, так как усвоение знаний по физике и математике невозможно без овладения нужным для этого речевым материалом. На уроках физики и математики, как и на других уроках, ведется работа по обучению словарю, формирования грамматического строя речи и расширению лексико-фразеологического запаса учащихся. Школьники овладевают физическими терминами, а так же словарным составом и фразеологией, не специфичной для физики, но необходимой для ее усвоения. Уроки физики и математики должны содействовать развитию произносительных навыков детей с нарушением слуха. В задачу учителя в области формирования произношения входит контроль над реализацией учеником его произносительных возможностей и исправления допускаемых ошибок на основе подражания. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Как и на других уроках, на уроках физики проводится работа по развитию логического мышления детей. Развитие логического мышления детей - способ коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после школы. Поэтому так необходимо повышать эффективность уроков физики. Основным рабочим материалом является упражнения, задачи. В учебниках физики предусмотрены задания по степени сложности в 3 уровнях. В некоторых темах имеются задания творческого характера. На практике была проведена диагностика для дифференцированного подхода к обучению. Определен тот минимум логических знаний и умений, без овладения которыми процесс развития логического мышления протекает замедленно, неполноценно. На уроках физики и математики применяютсязадания, рассчитанные на организацию наблюдений, анализ, подведение к выводу. Конкретно эти задания выражаются в правильном объясний физического процесса показанного на рисунке. Работу над изучением той или иной темы с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника целесообразно, также использовать дополнительный раздаточный материал. Значительную часть материала для анализа наблюдений и упражнений подбирает учитель, ориентировать на программную тему и учитывая, что этот материал должен способствовать практически направленности обучения, что до перехода к определенным правилам учащиеся должны на достаточном количестве примеров быть подготовлены к обобщению. Материал учебника рекомендуется использовать для закрепления. Наблюдения проводятся на дополнительном материале. Развитие логического мышления от конкретно-понятийного до абстрактно-понятийного у учащихся за счет фактического материала, который в курсе физики отображает специфические особенности формирования мыслительной деятельности - является главным принципом методики. Главным условием обеспечения практической направленности изучения физики является максимальное обогащение практики учащегося, в том числе в виде разнообразных тренировочных заданий. В рассматриваемый период очень важен принцип отбора материала для заданий. Цель составления этих заданий - расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы логического мышления, подготовить школьников к осознанному овладению материалом по физике, а главное - сформировать умение пользоваться им, поднять на более высокий уровень вычислительную практику учащихся за счет осознания ими основных законов физики. Исходя из поставленных целей, формируются и задачи: 1. Сформировать познавательный интерес к математике и физике. 2. Дать учащимся определенный круг знаний по программному материалу. 3. На основе математических и физических знаний выработать у школьников умения и навыки. 4. Уточнять, расширять и активизировать словарный запас (лексический материал, с помощью которого передается содержание учебного материала по физике и математике). 5. Учить, правильно использовать логические операции. 6. Совершенствовать умение проводить рассуждения с использованием полученных знаний по физике и математике. Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, имеет важное значение для формирования личности ученика, его интеллектуального развития. Необходимым условием успешности обучения является сосредоточенность ученика. Нередко недопонимание, плохое запоминание объясняются не плохой сообразительностью, не плохой памятью, а недостатком внимания. Демонстрационный эксперимент в преподавании физики вызывает включение всех факторов привлечения внимания. Он ставится для всего класса. Значительная часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного эксперимента привлекает их внимание. Психологи отмечают, что сложный зрительный материал запоминается лучше, чем его описание. Поэтому демонстрация опытов запечатлевается лучше, чем его рассказ учителя о физическом опыте. Демонстрационный эксперимент я использую в основном при объяснении нового материала. Например: Пример 1. Так при изучении темы «Давление жидкостей и газов» демонстрируются явления наличия давления жидкостями и газами, существование атмосферного давления и его изменения с высотой, плавание тел; изучаются устройство и действие приборов для измерения давления (барометров — ртутного и анероида, манометра), применения в технике (насосы, гидравлический пресс, сообщающие сосуды). Также при изучении новой темы я предлагаю выполнить экспериментальные задания и на их основе самим сделать выводы. В этом случае учащиеся выполняют эксперимент по плану. Пример такого плана: Уяснение цели эксперимента. Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента. Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента. Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы: какие наблюдения провести какие величины измерить приборы и материалы, необходимые для проведения опытов ход опытов и последовательность их выполнения выбор формы записи результатов эксперимента Отбор необходимых приборов и материалов Сбор установки. Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результатов Математическая обработка результатов измерений Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов Пример 2 В 7 классе перед изучением понятия скорости учащимся предлагают пронаблюдать за движением стеаринового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой (внутренний диаметр 7-8 мм, длина свыше 200 мм). При выполнении задания учащиеся руководствуются указаниями, которые им даются либо в письменном виде, либо устно (в этом случае каждое следующее задание учитель предлагает после выполнения предыдущего). План проведения эксперимента: 1. Одновременно расположите трубки с пластилиновым и свинцовым шариками вертикально так, чтобы в начальный момент времени шарики оказались вверху. Наблюдайте за движением шариков. Опыт проделайте несколько раз. 2. Ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются движения шариков? 2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее? 3. Одновременно расположите трубки с пластилиновым и стеариновым шариками вертикально так, чтобы пластилиновый шарик оказался вверху, а стеариновый внизу. Сравните движения шариков. 4. Ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются движения шариков? 2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее? 3) Чем отличаются движения шариков в первом и во втором опытах? 4) Какой из шариков движется быстрее — стеариновый или свинцовый? 5) Какой из трех шариков самый быстрый? Самый медленный? 6) Ответы на четвертый и пятый вопросы еще раз (проверьте опытом). В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения учащихся подводят к понятию скорости. У учащихся 7-8 классов, повышенно деятельных и эмоциональных, стремящихся к конкретным практическим делам, большой интерес вызывает использование хорошо подготовленных демонстрационных опытов и самостоятельный эксперимент, выполнение домашних опытов и наблюдений, а также решение заданий иллюстрирующих применение на практике приобретаемых на уроках знаний. В 8 классе при изучении темы «Способы теплопередачи учащиеся с интересом решают задачи типа: Как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить холодной воду в сосуде? Как поступить, чтобы быстрее охладить молоко: поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли? Общую структуру такого физического эксперимента можно представить в виде:  Особенно большую активность и самостоятельность проявляют учащиеся старших классов при решении экспериментальных задач. Данные для решения экспериментальных задач получаются из опыта непосредственно на демонстрационном столе учителя или путем физических измерений, произведенных самими учащимися. Преимущество экспериментальных задач перед текстовыми заключается прежде всего в том, что экспериментальные задачи не могут быть решены формально, без достаточного осмысления физического процесса. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят в известной мере исследовательский характер и требуют от учащихся максимальной самостоятельности. Один из таких заданий это изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Пример в 7 классе при изучении темы «Давление» предлагаю собрать модель фонтана. А в 9 классе при изучении темы «Колебания и волны» мастерят игрушки маятники с использованием дисков. Выполнение учащимися опытов и наблюдение в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ. Особое значение домашние опыты и наблюдение имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Роль домашнего эксперимента особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений. Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися: дают возможность расширить область связи теории с практикой; развивают интерес к физике и технике; рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству; приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе; вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; дополняют демонстрационный эксперимент учителя и классные лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе приучают учащихся к сознательному труду. Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания: Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите площадь своей ступни. Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объем мерного стакана 200 см3. Экспериментальные задания иллюстрирующие, применение на практике приобретаемых на уроках знаний, я в основном использую для обобщения изученного материала по ряду тем или разделу. Стараюсь выбрать задания, которые требуют от учащихся умения выполнять ряд мыслительных операций и практических действий: сравнение, нахождение сходства и различия, преимуществ и недостатков в приемах работы с приборами, аппаратами и т.д. При выполнении таких заданий дети работают в группах- это создает возможность для диалога между участниками, а это в свою очередь развивает умение не только говорить, но и быть понятным, доказательно отстаивать свою позицию. Так, например, в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Основы МКТ» могут быть предложены следующие задания: Определите экспериментально размеры малых тел. Оборудование: линейка, монеты. Определите экспериментально объем тел правильной формы. Оборудование: линейка, кубики и параллелепипеды. Определите экспериментально плотность тела неправильной формы. Из чего сделано это тело? Оборудование: весы, тело неправильной формы, мензурка с водой, таблица плотностей. Я считаю, что если учитель в преподавании физики пользуется экспериментальным методом, при котором учащиеся систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, то можно ожидать, что результатом обучения будет развитие разностороннего, оригинального, не скованного узкими рамками мышления. А — это путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых. У каждого времени свой путь к познанию. У нашего — личностный, творческий. Школьники хотят учиться на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение — это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимодоверия. Убеждена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать за то, что они дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя (значит, и моя задача) — стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа — самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее! В начале тренировочных заданий имеются определенные требования Каждое задание или группа служит последовательной отработке определенного признака, изучаемой категории. Отсюда вытекает требование к проведению практических упражнений - их определенная последовательность, способствующая выработке системности в деятельности учащихся. Предшествующие этапы готовят базу для последующих, что определяет последовательность и непрерывность в работе над математическим материалом. Еще одно из важнейших требований системы заданий опора на наглядно-практическую деятельность (это использование таблиц, схем, надписей и т.д.). Несмотря на то, что мы стараемся преподнести учащимся материал так, чтобы он был им наиболее понятен, нельзя забывать, что требование научности материала остается неизменным. Учитывая предельно ограниченные возможности учеников, но, не нарушая принципа научности, методика предлагает сообщать либо частичные Большое значение для повышения логического мышления учащихся имеют различного рода игры (викторины, кроссворды, ребусы, сюжетно-речевые игры и т.д.). Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей, активизацию мыслительной и речевой деятельности. Таким образом, такая система подбора заданий, построенная с учетом вышеизложенных требований, придает учебным занятиям коррекционный характер, формирует и регулирует словесно - логическое мышление, создает благоприятные условия для развития личности. При подготовке уроков математики физики для детей с нарушением слуха эти задания помогают строить разнообразно, увлекательно и эффективно, всегда имея в виду необходимость отхода от механического заучивания правил и важность познания законов через их понимание, осмысление. Поэтому работа над развитием логического мышления навсегда остается одной из основных задач в нашей работе.
Список литературы: 1. И. М. Гилевич. К. К. Коровин «Развитие логического мышления и особенности усвоения наук слабослышащитми школьниками». Москва, 1986., - С. 245 2. Т. В. Розанова «Развитие способностей глухих детей в процессе обучения». Москва., 1991. –С. 198 3. Н. В. Яшкова «Наглядное мышление глухих детей». Москва., 1988.-С. 214 4. А. В. Муравьев «Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике». Москва.1970.-.С.98 5.А.В. Усова. Избранное. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. Л.А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — Москва: Просвещение, 1983. Н.М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 1980. |