Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике»
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике. Тихонова Ольга Владимировна, учитель математики МОУ- СОШ №9 города Аткарска Саратовской области «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока» А. Сухомлинский ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся; внеурочная деятельность». Это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого. В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, но ее четкого определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научно-практическая конференция школьников и др. Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например математическая олимпиада, математические конкурсы «Олимпик», «Олимпус», «Кенгуру», математические чемпионаты, математический КВН и др. Цели внеурочной работы по математике: Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные задачи. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. В течение нескольких лет веду в 5-6 классах математический кружок «Школа юного математика», в 7-8 классах «Математика. Интеллект. Творчество», который посещают 25 человек. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся. В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В своей работе с одарёнными детьми обращаю большое внимание на проектную деятельность и научно-исследовательскую работу. Такая работа формирует ключевые компетенции. Когда ребенку дают готовые знания, он лишается возможности и необходимости делать свои открытия, упражняться в творчестве. Знания, полученные учащимися по разным предметам, зачастую плохо связаны между собой. Проектная деятельность дает возможность применение знаний, на практике связав их воедин не что иное, как попытка моделирования жизни. Самым же главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Работая с одарёнными детьми, мы с ребятами выделили 3 основных направления в своей работе: краеведение, социальные проекты и интегрированные проекты. Проекты 2015-2018 учебных годов: № п/п Название проекта Цели проекта Задачи проекта Продукт проекта Направление «Краеведение» 1. «Паркеты вокруг нас», 5 класс (I место на НПК в школе, II место в НПК г. Петровск) Подробно изучить паркеты -изучить литературу о паркетах; -найти исторический материал; -научиться решать задачи про правильные многогранники Конкурс паркетов среди учащихся 5-6 классов 2. «Золотое сечение в архитектуре города Аткарска и живописи аткарских художников», 7 класс (I место на НПК в школе, II место в НПК г. Петровск) Доказать, что объекты архитектуры и картины, написанные с пропорциями золотого сечения гармоничны в окружающей действительно сти и эстетичны. -изучить понятие и историю развития золотого сечения; -рассмотреть применение «золотого сечения » в архитектуре и в живописи; -исследовать подтверждение наличия золотого сечения в сечение в архитектуре города Аткарска и живописи аткарских художников. Буклет Направление «Социальные проекты» 3. «Акции и скидки в магазинах нашего города», 7 класс, (диплом победителя II степени участника II Региональной открытой НПК для школьников «Открытие») Посещение крупных торговых точек Аткарска на предмет соблюдения скидок во время проведения различных акций -собрать информацию о скидках в городе Аткарск; -вспомнить из курса математики тему «Проценты»; -выполнить необходимые расчёты; -выявить торговые точки, которые выполняют/не выполняют условия своих акций. Памятка для жителей города и буклет 4. «Как с помощью математического кода определить фальшивые деньги». Определить подлинность банкнот с помощью математическ их расчетов -произвести математические расчеты на номере банкнот, выявить закономерности; -выяснить влияния контрольных расчетов номера на подлинность банкнот; Буклет Направление: «Интегрированные проекты» 5. «По следам Ф.Фогга: миф или реальность», 7 класс (I место на НПК в школе, диплом участника II Региональной открытой НПК для школьников «Открытие», диплом победителей в номинации «Лучшее межпредметное исследование» III региональной НПК школьников «Открытие») Изучить маршрут путешествия героя романа Филеаса Фогга и подтвердить (или опровергнуть) возможность путешествия вокруг света за 80 дней. -определить этапы движения (составить маршрут движения по карте); -определить для каждого этапа время в пути, транспортное средство, допустимую скорость движения этого средства во времена Филеаса Фогга; расстояние для каждого этапа; -сделать вывод о возможности кругосветного путешествия за 80 дней Филеасом Фоггом; -рассчитать время путешествия по маршруту Филеаса Фогга в наше время на современных транспортных средствах. Маршрут путешес твия, буклет 6. «Истинность и ложность древнерусских мер длины», 6 класс (I место на НПК в школе, I место в НПК г. Петровск) Изучение использования древнерусских мер на предмет достоверност и трактовок. -дать основную характеристику древнерусским мерам длины при их изучении; -исследовать, что означают фразеологические обороты в пословицах и поговорках, содержащих древнерусские меры длины; -выяснить соответствуют ли реальной действительности русские пословицы и поговорки, высказывания, содержащие древнерусские меры длины с позиции математики; -установить взаимосвязь между древнерусской и современной измерительной системой. Электрон ная книга (сборник задач), буклет 7. «20 000 льё под водой: миф или реальность», 8 класс, (I место на НПК в школе) Узнать максимальную глубину погружения и подтвердить (или опровергнуть) возможность такого погружения. -узнать точные характеристики лодки «Наутилус»; -расчет давления морской воды на глубине 22км; -расчет давления внутри корабля; -составить отчет по полученным данным (в виде таблицы); -сравнить характеристики современной подлодки и «Наутилуса»; -сделать вывод о возможности такого погружения; -сравнить с современной подлодкой. Буклет 8. «Вероятность получения положительной отметки при написании работы ОГЭ путем угадывания правильного ответа», 9 класс Доказать с помощью математики, что вероятность получить положительн ую отметку без подготовки практически невозможно. -воспользовавшись различными источниками информации собрать, изучить и систематизировать материал о теории вероятностей; -провести исследование по определению вероятности получения положительной оценки при решении тестового задания по географии, химии, физике, русскому языку и математике. Буклет На занятиях кружков ребята тоже выполняют проекты и исследовательские работы. Особый интерес вызвала работа «Измерение высоты дерева (башни, здания)» Цель работы: определить высоту дерева, не влезая на него Гипотеза: высоту дерева (башни, здания) можно определить, не влезая на него Задачи: 1. Рассмотреть различные способы определения высоты выбранного дерева (башни, здания); 2. Провести соответствующие измерения; 3. Оформить результаты в виде инструкций. План исследовательской работы 1. Изучить теоретический материал по данной теме - сформировать представление о способах определения высоты выбранного дерева (башни, здания) 2. Класс разбивается на мини-группы, каждая из которых по выбранному способу должна проверить выдвинутую гипотезу 3. Произвести необходимые вычисления 4. Подведение общих итогов Ребята в работе использовали следующие способы: I способ - «Определение высоты предмета по его тени» II способ - «Определение высоты предмета с помощью карандаша III способ - «Определение высоты предмета с помощью равнобедренного треугольника IV способ - «Определение высоты предмета с помощью зеркала V способ - «Определение высоты предмета по луже VI способ - «Определение высоты предмета с помощью фотографии VII способ - «Определение высоты предмета с помощью воздушного шарика VIII способ - «среднестатистическая оценка - определение высоты предмета с помощью глазомера В результате проведенной работы учащиеся сделали вывод: выдвинутая гипотеза о том, что высоту дерева (башни, здания) можно определить, не влезая на него, подтвердилась. Все эти способы основаны либо на определении понятия длины отрезка и измерения, либо на свойствах подобных фигур. Также понадобились знания по физике. Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: школьная, районная, региональная, всероссийская. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит конкурсам. Так в рамках ежегодной предметной недели в этом году в 8 классах был проведён математический КВН, где с огромным желанием ребята поучаствовали в конкурсах «Разминка», «А знаете ли вы?», «А ну-ка, сообрази», «Составь равенство», «Изобрази термин», «Напишите картину по теме «Геометрия» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа. Делая выводы, могу сказать, что проводимая мною работа помогает мне эффективно решать образовательные задачи, создавать условия для социализации учащихся. Дает больше возможности для организации индивидуального обучения и коллективной творческой работы. Развитие навыков нестандартного мышления позволяют не только повысить качество образования и уровень знаний учащихся, но надеюсь, поможет им стать в будущем успешными в профессиональной деятельности и конкурентно- способными на рынке труда. И снова звенит звонок. Но завтра снова будут занятия. И будут они разные. Но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают.