В основе компетентностного подхода лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях он основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетенции»
Колоскова Л.С., учитель математики МКОУ «СОШ № 4» города Миньяра
Развитие учебно-познавательной компетентности на уроках математики
В основе компетентностного подхода лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях он основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество, уже имеющееся у человека.
Существуют следующие ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
• умение ставить цель, пояснять и организовывать её достижение;
• умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
• умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
• умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). [2]
Для формирования учебно-познавательной компетентности огромную роль играет познавательный интерес. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, но мы рассмотрим несколько компетентностно-ориентированных заданий.
Включение их в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, психологические особенности. Таким образом, применение таких заданий в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, получаемой учеником на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование КОЗ на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.
Рассмотрим несколько примеров таких заданий.
Компетентностно-ориентированное задание по геометрии
Информационная компетентность
Аспект «Первичная обработка информации»
Уровень первый, класс 8
Задание: Изучив определение многоугольника, пункт 39,40 учебника,внимательно рассмотрите рисунок с представленными фигурами.
Выберите из фигур многоугольники и распределите их по таблице
Выпуклый многоугольник
Невыпуклый многоугольник
Модельный ответ:
Выпуклый многоугольник
Невыпуклый многоугольник
в
г
з
е
Критерии оценки и баллы:
Таблица заполнена без ошибок- 3 балла
Таблица заполнена с одной ошибкой- 2 балла
Таблица заполнена с двумя ошибками- 1 балла
Таблица заполнена с тремя ошибками и более- 0 баллов
Компетентностно-ориентированное задание по геометрии
Компетентность разрешения проблем.
Аспект «Целеполагание и планирование деятельности».
Уровень первый. Класс 7.
Задание: Для прокладывания трассы шоссейной дороги в лесной зоне нужно произвести линейную вырубку деревьев. Внимательно прочитайте текст «Провешивание прямой на местности» (пункт2, стр.6-7 учебника «Геометрия 7-9. Л.С.Атанасян и др., 2003г)
Составьте план работы по проведению прямой линии, по которой будут вырубаться деревья.
Модельный ответ:
1.Наметить две точки Аи В и расположить в них вехи
2. Поставить третью веху в точке С так, чтобы её закрывали от наблюдателя вехи А и В.
3. Поставить следующую веху так, чтобы её закрывали вехи, стоящие в точках В и С.
4. Проделывать эту процедуру на протяжении всей лесной зоны, по которой нужно провести вырубку.
5. Проделать эту процедуру для проведения противоположной линии вырубки деревьев.
Критерии оценивания и баллы:
Критерии
Баллы
В плане присутствует не менее 5 пунктов
3балла
В плане присутствует не менее 4 пунктов
2 балла
В плане присутствует не менее 3 пунктов
1 балл
В плане присутствует менее 3пунктов
0 баллов
3. Компетентностно-ориентированное задание по геометрии
Компетентность разрешения проблем
Аспект: «Идентификация (определение) проблемы»
Второй уровень
Задание: Искусны были египетские писцы и гарпедонапты! Но однажды им пришлось устыдиться, потому что пришелец из далёкой Греции оказался намного искуснее их. Это случилось в 5 веке до новой эры, а пришельцем был Фалес из Милета. В те времена греки не занимались геометрией, и Фалес решил на месте познакомиться с египетской наукой. Египтяне задали ему трудную задачу: как измерить высоту одной из громадных пирамид? Фалес нашел для этой задачи простое и красивое решение. Он учёл, что Солнце находится очень далеко от Земли, и поэтому лучи, идущие от него параллельны друг другу.
Рассмотри предложенный рисунок и обоснуй «Как Фалес измерил высоту пирамиды?»
Подсказка:
Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды.»
Ответ:
обоснование без подсказки-3балла
2. обоснование с подсказкой-2балла
Компетентностно-ориентированное задание
Информационная компетентность.
Извлечение первичной информации, I уровень.
Обработка информации, II уровень
С
4 5
D Е
10
А В
Решая эту задачу, ты повторишь изученный ранее теоретический материал, который подготовит тебя к восприятию нового материала.
Используя данные рисунка, запиши, что дано в этой задаче и докажи: а) ∆ CDE ∆ CAB; б) АВ DE.
Составь план доказательства. а) 1.___________________________________________________.
Если две стороны одного треугольника соответственно пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.
Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.
За каждый правильный ход при доказательстве подобия треугольников
1 балл
За каждый правильный ход при доказательстве параллельности двух прямых
1 балл
За каждый правильный ответ на вопрос
1 балл
Максимальный балл
9 баллов
Компетентностно-ориентированное задание. Информационная компетентность. Обработка информации, II уровень.
А) Пользуясь решенной задачей и определением средней линии треугольника, а также, изучив п.62 с. 146 учебника Атанасяна Л.С. , Геометрия 7-9, исследуйте, какими свойствами обладает средняя линия треугольника.
Б) Выполните в тетради рисунок 195 на с. 146 учебника.
В) Запишите, что дано в теореме, что нужно доказать.
(Работа осуществляется в группах с последующим обсуждением решения задания).
План доказательства:
1.
За каждый правильный ход при доказательстве
1 балл
Максимальный балл
7 баллов
Литература:
..http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm А.В.Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов".
http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12 Новикова Е.А. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.