kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;
  • внеурочная деятельность».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности по математике.»

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

в рамках внеурочной деятельности по математике.


«Учение – это лишь один из лепестков того цветка,

который называется воспитанием в широком смысле

этого слова. В воспитании всё главное: и урок,

и развитие разносторонних интересов детей вне урока»

                                                                                                  А. Сухомлинский


ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся;

  • внеурочная деятельность».

Это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса, хотя ее четкого определения в стандарте не дается. В образовательных стандартах она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. 

Основные задачи внеурочной деятельности:

- обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

- снижение учебной нагрузки обучающихся;

- обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;

- улучшение условий для развития ребёнка;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Постоянные формы внеурочной работы должны носить систематический характер, и обязательно быть ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, школьный математический кружок, творческая группа математиков, научно-практическая конференция школьников и др. 

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной недели, концу четверти, полугодия, года и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его, в том числе и творчески. К временным формам относятся, например математическая олимпиада разного уровня, математические конкурсы, например «Олимпик», «Олимпус», «Кенгуру», математические чемпионаты, математический КВН, «Брейн-ринг» и др.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету, который зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, порешать более трудные, увлекательные, старинные задачи. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

В течение нескольких лет веду в 5-6 классах математический кружок «Школа юного математика», в 7-8 классах «Математика. Интеллект. Творчество», который посещают 25 человек. Кружок формируется не только из учащихся, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Его также посещают ребята, имеющие средние способности, но проявившие интерес к математике.

По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся. В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы.

В своей работе с одарёнными детьми большое внимание обращаю на проектную деятельность и научно-исследовательскую работу. Такая работа формирует ключевые компетенции. Когда ребенку дают готовые знания, он лишается возможности и необходимости делать свои открытия, творить. Знания, полученные учащимися по разным предметам, зачастую плохо связаны между собой. Проектная деятельность дает возможность применение знаний, на практике связав их воедино. С этой целью 8 лет назад мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Самым же главным результатом проектов является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения, а также самостоятельной работы учащихся.

Работая с одарёнными детьми, мы с ребятами выделили 3 основных направления в своей работе: краеведение, социальные проекты и интегрированные проекты.

Проекты 2015-2018 учебных годов:


п/п

Название проекта

Цели проекта

Задачи проекта

Продукт проекта

Направление «Краеведение»

1.

«Паркеты вокруг нас», 5 класс

(I место на НПК в школе, II место в НПК г. Петровск)

Подробно

изучить

паркеты

-изучить литературу о паркетах;

-найти исторический материал;

-научиться решать задачи про правильные многогранники

Конкурс паркетов среди учащихся 5-6 классов

2.

«Золотое сечение в архитектуре города Аткарска и живописи аткарских художников», 7 класс (I место на НПК в школе, II место в НПК г. Петровск)

Доказать, что объекты архитектуры и картины, написанные с пропорциями золотого сечения   гармоничны в окружающей действительности

-изучить понятие  и историю развития золотого сечения;

-исследовать подтверждение наличия золотого сечения в сечение в архитектуре города Аткарска и живописи аткарских художников.

Буклет

Направление «Социальные проекты»

3.

«Акции и скидки в магазинах нашего города», 7 класс, (диплом победителя II степени участника II Региональной открытой НПК для школьников «Открытие»)

Посещение крупных торговых точек Аткарска на предмет соблюдения скидок во время проведения различных акций

-собрать информацию о скидках в городе Аткарск;

-вспомнить из курса математики тему «Проценты»;

-выполнить необходимые расчёты;

-выявить торговые точки, которые выполняют/не выполняют условия своих акций.

Памятка для жителей города и буклет

4.

«Как с помощью математического кода определить фальшивые деньги».

Определить подлинность банкнот с помощью математических расчетов

-произвести математические расчеты на номере банкнот, выявить закономерности;

-выяснить влияния контрольных расчетов номера на подлинность банкнот;

Буклет

5.

Социальный проект «Театр для всех», учащиеся 7 классов

(диплом победителя II степени в областном конкурсе «Юные таланты за безопасность»)

Популяризация театрального искусства.

-вовлечение педагогов, обучающихся и родителей в социальный проект;

-повышение социальной активности обучающихся;

-приобщение к театральной культуре, обогащение театрального опыта.

Спектакли «Про Емелю», «Кот в сапогах», «Маленький принц»

Направление: «Интегрированные проекты»

6.

«По следам Ф.Фогга: миф или реальность», 7 класс

(I место на НПК в школе, диплом участника II Региональной открытой НПК для школьников «Открытие», диплом победителей в номинации «Лучшее межпредметное исследование» III региональной НПК школьников «Открытие»)

Изучить маршрут путешествия героя романа Филеаса Фогга и подтвердить (или опровергнуть) возможность путешествия вокруг света за 80 дней.

-определить этапы движения (составить маршрут движения по карте);

-определить для каждого этапа время в пути, транспортное средство, допустимую скорость движения этого средства во времена Филеаса Фогга; расстояние для каждого этапа;

-сделать вывод о возможности кругосветного путешествия за 80 дней Филеасом Фоггом;

-рассчитать время путешествия по маршруту Филеаса Фогга в наше время на современных транспортных средствах.

Маршрут путешествия, буклет

7.

«Истинность и ложность древнерусских мер длины», 6 класс

(I место на НПК в школе, I место в НПК г. Петровск)

Изучение использования древнерусских мер на предмет достоверности трактовок.


-дать основную характеристику древнерусским мерам длины при их изучении;

-исследовать, что означают фразеологические обороты в пословицах и поговорках, содержащих древнерусские меры длины;

-выяснить соответствуют ли реальной действительности русские пословицы и поговорки, высказывания, содержащие древнерусские меры длины с позиции математики;

-установить взаимосвязь между древнерусской и современной измерительной системой.


Электронная книга (сборник задач), буклет

8.

«20 000 льё под водой: миф или реальность», 8 класс, (I место на НПК в школе)

Узнать максимальную глубину погружения и подтвердить (или опровергнуть) возможность такого погружения.

-узнать точные характеристики лодки «Наутилус»;

-расчет давления морской воды на глубине 22км;

-расчет давления внутри корабля;

-составить отчет по полученным данным (в виде таблицы);

-сравнить характеристики современной подлодки и «Наутилуса»;

-сделать вывод о возможности такого погружения;

-сравнить с современной подлодкой.

Буклет

9.

«Вероятность получения положительной отметки при написании работы ОГЭ
путем угадывания правильного ответа», 9 класс

Доказать с помощью математики, что вероятность получить положительную отметку без подготовки практически невозможно.

-воспользовавшись различными источниками информации собрать, изучить и систематизировать материал о теории вероятностей;
-провести исследование по определению вероятности получения положительной оценки при решении тестового задания по географии, химии, физике, русскому языку и математике.

Буклет


 На занятиях кружков ребята тоже выполняют проекты и исследовательские работы. Особый интерес вызвала работа «Измерение высоты дерева (башни, здания)» в 7 классе.

Цель работы: не влезая на дерево, определить его высоту.

Гипотеза: высоту дерева (любого высотного предмета) можно определить, не влезая на него.

Ребята в работе использовали следующие способы:

I способ - «Определение высоты предмета по его тени»

II способ - «Определение высоты предмета с помощью карандаша

III способ - «Определение высоты предмета с помощью равнобедренного треугольника

IV способ - «Определение высоты предмета с помощью зеркала

V способ - «Определение высоты предмета по луже

VI способ - «Определение высоты предмета с помощью фотографии

VII способ - «Определение высоты предмета с помощью воздушного шарика

VIII способ - «среднестатистическая оценка - определение высоты предмета с помощью глазомера

В результате проведенной работы учащиеся сделали вывод: выдвинутая гипотеза подтвердилась. Все эти способы основаны либо на определении понятия длины отрезка и измерения, либо на свойствах подобных фигур. Во время работы над проектом учащимся понадобились знания по физике.

Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: школьная, районная, региональная, всероссийская. Математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики.

Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии. Статус олимпиад настолько весом, что во многих вузах страны победители олимпиад получают существенные привилегии при поступлении на учебу по соответствующим специальностям. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.

Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы и «Брейн-ринги». Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников: рисуют плакаты, делают презентации, выпускают буклеты и памятки, оформляют альбомы и электронные сборники задач, подбирают задания и даже готовят костюмированные мини спектакли. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит конкурсам. Так в рамках ежегодной предметной недели в этом году в 8 классах был проведён математический КВН, где с огромным желанием ребята поучаствовали в конкурсах «Разминка», «А знаете ли вы?», «А ну-ка, сообрази», «Составь равенство», «Изобрази термин», «Напишите картину по теме «Геометрия вокруг нас» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.

Могу сказать, что проводимая мною работа помогает эффективно решать образовательные задачи, создавать условия для социализации учащихся, дает больше возможности для организации индивидуального обучения и коллективной творческой работы. Развитие навыков нестандартного мышления позволяют не только повысить уровень знаний учащихся, но надеюсь, поможет им стать в будущем успешными в профессиональной деятельности и конкурентно-способными на рынке труда.
И снова звенит звонок. Но завтра снова будут занятия. И будут они разные. Но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ольга Владимировна Тихонова

Дата: 19.06.2024

Номер свидетельства: 653199

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Логика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-loghika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "239928"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444906699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) ""Развитие интелектуальных умений и геометрической зоркости на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(90) "razvitiie-intieliektual-nykh-umienii-i-ghieomietrichieskoi-zorkosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "121429"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413974047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства