Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа р. п. Пушкино
Советского района Саратовской области
Интегрированное элективное занятие
«Элементарные функции: свойства и графики»
(математика и информатика)
Для учащихся 10 – 11 классов.
Выполнили: Беляева Н. В.
учитель математики и информатики
Исингалиева М. К.
учитель математики
Интегрированное элективное занятие
«Элементарные функции: свойства и графики»
(математика и информатика)
Величие человека - в его способности мыслить.
(Б. Паскаль)
Используемые формы педагогической деятельности:
активизация знаний и внимания, беседа, деятельность в группе, создание учебных познавательных и коммуникативных ситуаций.
Используемые педагогические технологии:
технология критического мышления, технология проектной деятельности.
Тема занятия: Построение и преобразование графиков элементарных функций.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Элементарные функции и их графики».
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Цели:
Образовательные:
Повторение теоретического материала и построение графиков элементарных функций с использованием программ «Advanced Grapher 2.2» и «Master Function 2.0»
Продолжать внедрение компьютерных технологий в процесс обучения математике, показать интеграцию двух предметов: математики и информатики.
Формировать навыки использования компьютерных технологий на уроках математики
Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся
Развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры
Воспитательные: Способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты; развивать самостоятельность путем выполнения компьютерного эксперимента.
Техническое обеспечение:
ПК с программным обеспечением «Advanced Grapher 2.2», «Master Function 2.0»
Мультимедиа проектор
Презентации по теме «Элементарные функции, преобразование графиков»
Структура занятия.
Части, блоки | Время |
Организационный момент. | 3 мин |
Актуализация знаний. | 7 мин |
Творческое задание | 5 мин |
Конструктивный тест | 6 мин |
Возможности программ «Advanced Grapher 2.2» и «Master Function 2.0» | 3 мин |
Физминутка для зрения | 3 мин |
Исследовательская работа по группам | 10 мин |
Самопроверка и демонстрация результатов | 6 мин |
Подведение итогов занятия и рефлексия | 2 мин |
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Мы рады сотрудничать с вами.
Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Вы любите слушать музыку? А какую музыку вы предпочитаете? Мы предлагаем вам послушать классическую музыку и просмотреть слайды. (фрагмент в исполнении Ванессы Мэй)
Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего элективного занятия?
Мы предлагаем провести с вами занятие математики и информатики по теме «Элементарные функции: свойства и графики».
Перед нами стоит цель: повторить свойства элементарных функций и способы преобразования их графиков.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
Просмотр презентации по теме с комментариями и устными заданиями
Творческое задание по группам:
Каждая группа получает на карточке задание и демонстрирует ответ у доски
1группа - Распознать и построить график функции по описанию
2 группа - По графику функции составить её словесное описание.
4. Конструктивный тест
Презентация «Преобразование графиков функции »
Повторить виды преобразований графиков функций и выполнить тест.
Проверить результаты теста и поставить себе оценку. (Ответы на интерактивной доске.)
5. Знакомство с возможностями программ «Advanced Grapher 2.2» и «Master Function 2.0»
Н. Е. Жуковский сказал: “В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии”. Сегодня на элективном занятии мы научимся простому и красивому методу построения графиков элементарных функции.
Практические работы можно поставить иначе: не от математической модели, созданной учителем, к результату, а, наоборот, от поставленной задачи - к созданию учеником математической модели.
Построить график практически любой функции по формуле в этих программах несложно. Программа «Advanced Grapher 2.2» С помощью программы «Advanced Grapher 2.2» можно строить графики функций, уравнений и неравенств по формулам и с помощью таблицы. Выбор осуществляется кнопками на панели инструментов: добавить график или добавить график таблицы. На панели инструментов нажимаем кнопку "Добавить график". Появится окно:
Первая строка определяет зависимость одной неизвестной в формуле от другой. По умолчанию это зависимость у=у(х), поэтому ничего не изменяем.
Во второй строке записывается формула. Некоторые правила записи:
1. Записи выполняются в английской раскладке клавиатуры.
2. Степень записывается знаком ^2. Двойка означает, что вторая степень.
3. Умножение можно записывать без какого-либо знака или знаком *, деление - знаком / .
4. Аргумент у функций, которые записываются в буквенном виде, записывается в скобках.
5. В десятичных дробях вместо запятой пишется точка.
Алгебраическое выражение | Пример записи для ввода в программу |
2х+3 | 2х+3 |
x2 -5х+6 | x^2-5*x+6 |
X5 | X^5 |
2:x | 2/x |
2x | 2^x |
℮x | Exp(x) |
lnx | ln(x) |
lgx | lg(x) |
√x | sgrt(x) |
|x| | abs(x) |
³√x | x^1/3 |
Если формула будет записана с ошибкой, программа сразу предупредит об этом. Полный список функций, которые поддерживает «Advanced Grapher2.2» можно увидеть в руководстве пользователя, открыв в программе вкладку "Помощь".
Сохранение построенных графиков.
Сохранить построенные графики можно в виде рисунков и в виде файлов графика формата AGR. Графики (изображения координатной плоскости) можно сохранять в виде рисунков - в файлы в форматах GIF, BMP и EMF, а также копировать в буфер обмена в форматах EMF и BMP. Формат EMF является векторным, поэтому он является предпочтительным для обмена с теми программами, которые в дальнейшем будут масштабировать рисунок (например, Microsoft Word).
«Master Function 2.0»
Программа для построения графиков и анализа функций. Автор Гришин Александр. Сайт автора: http://masterfunction.narod.ru/.
Интерфейс программы интуитивно-понятный.
В версии 2.0 реализованы следующие возможности:
Построение графиков функций любой сложности.
Возможность отыскания производной в текстовом виде.
Построение касательных.
Построение касательных и нормалей.
Вычисление значения определенного интеграла.
Таблица значений функции в разных точках.
Построение графика линейной функции по двум точкам.
Построение графика параболы по известным точкам.
Решение квадратных уравнений.
Программа позволяет одновременную работу с 16 функциями. Возможны различные преобразования координатной плоскости.
Цель обучения состоит в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард
6. Исследовательская работа на компьютерах.
Класс делится на несколько групп для исследовательской работы.
Каждой группе выдается карточка с заданием, учащиеся работают над поставленной проблемой, строят графики и проводят их преобразование с помощью программы «Advanced Grapher2.2» и готовятся к устному выступлению.
7. Физминутка
8. Задания для самостоятельной исследовательской работы:
1 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите, как изменяется вид графика в системе координат:
y=lnx, y=lnx+5, y=ln(x+3), y=|ln(x+3)-7|, y=ln(x+5);
y=x2, y=x2-6, y=x2-3x+2, y=|x2-3x+2|, y=2|x2-11|;
y=3x, y=3x+3, y=|3x-15|, y=3x-|5+x|.
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков данных функций.
2 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите, как изменяется вид графика в системе координат:
a) y=lgx, y=lgx+3, y=lg(x+5), y=|lg(x+3)-6|, y=|lg(x+3)|;
b) y=x3, y=x3-6, y=x3-3x2+2x-1, y=|x3-3x2+2x|-1, y=3|x3-5|;
c) y=2x, y=2x+3, y=|2x-5|, y=2x-|7+x|.
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков данных функций.
3 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите, как изменяется вид графика в системе координат:
y=lgx, y=lg(x+2), y=lg(3x-7), y=|lg(x+2)|-7, y=|lg(3x-7)|;
y=x2+4x-5, y=x |2+4x|-6, y=|x2+4x|-5, y=|x2+4x-6|, y=|x2+4x-5|;
y=5x, y=5x+3, y=|5x-11|, y=5x-|5+x|.
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков данных функций.
4 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите, как изменяется вид графика в системе координат:
y=lnx, y=lnx-7, y=ln(x+4), y=|ln(x+4)-7|, y=|ln(x+4)|;
y=x2, y=|x2-6|, y=x2-3x+2, y=|x2-3x+2|, y= |x2-3x|+2;
y=3x, y=3x+2, y=|3x-6|, y=3x-|5+x|, y=3x-6.
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков данных функций.
2.Демонстрация результатов
С помощью локальной сети и мультимедийного проектора группы демонстрируют результаты своей работы, делают выводы.
Другие учащиеся записывают результаты исследований и выводы в тетрадь.
9. Рефлексия (цветовая) и итоги занятия
Постройте график функции у=2x2 одним из следующих цветов, которые на ваш взгляд соответствуют вашему настроению от проделанной работы:
Красный – отличное;
Зеленый – хорошее;
Синий – удовлетворительное.
Сегодня на уроке вы исследовали математические модели графиков функций с помощью компьютерных программ «Advanced Grapher 2.2» и «Master Function 2.0».