На основании закона РФ «Об образовании» освоение образовательных программ основного общего и среднего образования завершается государственной итоговой аттестацией выпускников (ГИА).
ГИА – форма аттестации выпускников, проверка их готовности к дальнейшему самоопределению, успешному вхождению во взрослую жизнь, диагностический механизм, позволяющий выявить уровень реализации прав на получение качественного образования, коллективное предъявление местному сообществу достижений выпускника, педагога, родителей.
Государственная итоговая аттестация по математике направлена на проверку базовых знаний ученика в области алгебры и геометрии, умение применять их к решению различных задач, а также на выявление уровня владения различными математическими языками и навыков решения нестандартных задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма. Все проверяемые знания и навыки заложены в школьной программе, но даются в совершенно другой структуре, что усложняет подготовку к экзамену.
В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за последние годы обучения, не каждому девятикласснику под силу. В связи с этим, актуальность данной темы очевидна. Каждый учитель должен обеспечить разноуровневую подготовку учащихся, подобрать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу. Данная тема актуальна как для любого учителя, так и для любого ученика, так как каждый стремится к достижению наивысшего результата в ГИА. Для достижения этой цели необходим индивидуальный, разноуровневый подход к каждому ученику.
Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Одной из задач развития математического образования в России является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей», обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация по математике - это результат работы ученика и учителя на протяжении всех лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Необходимо помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Дать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
В основу организации подготовки к ГИА заложена идея разноуровневой организации работы учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.
Индивидуальных образовательных маршрутов для одного класса может быть составлено несколько, учитель должен выбрать самое оптимальное их количество, чтобы обеспечить комфортную подготовку к ГИА себе и своим ученикам.
Работа этих учеников должна очень жестко контролироваться, а это очень затруднительно при большем количестве таких детей. Сначала проводится диагностика всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ГИА. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам диагностических контрольных работ, которые школьники пишут в первом полугодии. По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим учитель планирует временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения. Структура индивидуального образовательного маршрута по повторению следующая:
- ежеурочно, пока идет повторение данной темы, ученик получает индивидуальное домашнее задание, оформленное в виде карточки, в которой присутствуют три блока: опорные формулы, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения;
- на следующий урок одновременно с разбором домашнего задания, полученного всем классом, эти ученики получают ответы к своей карточке, идет процесс самопроверки;
- следующий этап: учитель дает консультацию по возникшим вопросам, и эти ученики завершают все задания, не выполненные дома; далее, эти ученики присоединяются к общей работе в классе.
После завершения урока они вновь получают на дом индивидуальную карточку; по своему желанию, дети, работающие по индивидуальным маршрутам, могут выполнять не только свою домашнюю работу, но и задания из общей домашней работы.
Главная цель учителя - создание условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников, совершенствование системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ГИА-9,организация системы разноуровневого обучения и обобщающего повторения материала, осуществление индивидуализации обучения, организация индивидуальных, групповых и адресных консультаций, работа с банком тренировочных материалов демоверсий КИМов, диагностических работ во Всероссийской системе СтатГрад по всем предметам, оказание индивидуальной и систематической помощи ученику при изучении и повторении курса математики при подготовке к экзаменам.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть интересные задачи.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися.
Теоретическая часть
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный. В этой ситуации в наиболее выгодном положении находятся классы с углубленным изучением математики.
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В школах подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая работа по результативности проведения итоговой аттестации.
Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. Выпускники школы сдают экзамен в новой форме с первых дней ведения этой формы, и поэтому целенаправленная работа по подготовке начинается ещё с 5 класса. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Многие вычислительные операции, которые обычно записывают в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит, учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса можно применять рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами. Также знакомить учащихся с алгоритмами решения задач на уроках - лекциях. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля над усвоением алгоритма очень часто (каждый урок или через урок) проводить небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие - только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне.
В конце 7-го класса и в 8 классе необходимо знакомить учащихся со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам. Там же ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, полученных учащимися.
Учителя должны выбирать пособия, содержащие задачи с различной степенью сложности. Это обеспечит качественную индивидуальную подготовку каждого ученика. Пособие должно включать в себя: характеристика основных тем курса, вынесенных на экзамен; подробный анализ всех типов тестов и заданий; анализ критериев оценки выполнения экзаменационных заданий; анализ образцов выполнения заданий; разбор типичных ошибок (по результатам проведенных экзаменов); методические приемы формирования умений, необходимых для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации (в новой форме); материалы для проведения предэкзаменационных работ. Пособие предназначено учителям и методистам, использующим 1.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, алгебра, геометрия, элементы комбинаторики теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
______________________
Лаппо,Л.Д. ГИА-2014.Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник . - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 159 с.
Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений.
Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В школе используются различные формы проведения занятий, в том числе и индивидуальные, для того, чтобы научить ученика бороться ос стрессом: групповые дискуссии, индивидуальные беседы,анкетирование, мини-лекции, творческие работы, устные или письменные размышления по предложенным темам.
Содержание занятий ориентировано на рассмотрение следующих вопросов:
как подготовиться к экзаменам; поведение на экзамене; способы снятия нервно-психического напряжения; как противостоять стрессу. Работа проводится как со всем классным коллективом, так и индивидуально, а так же с родителями выпускников. Учитель обязан подходить к подготовке ученика, учитывая все его особенности, по возможности уделить внимание каждому.
В плане ликвидации пробелов в знаниях учеников учитель может выделить следующие основные положения: индивидуализирование обучения при устранении пробелов в знаниях каждого ученика, вести учет личных затруднений учащихся, планировать своевременно опережающее, сопутствующее повторение, работать над предупреждением ошибок, планировать устный опрос с учетом ликвидации персональных затруднений, постоянно включать в устную работу, в содержание самостоятельных работ простые задачи и вопросы на повторение основных тем курса алгебры для поддержания и совершенствования наиболее важных умений, включать задания, вызвавшие затруднения, в классные и домашние работы, устный счет на каждом уроке,
восстановление и поддержание устных вычислительных навыков, обучение приемам проверки полученных результатов, адресная работа над ошибками, использование различных форм внеклассной и индивидуальной работы, учитывать психолого-педагогические особенности усвоения материала, составление карты индивидуального развития учеников.
Необходимо помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Дать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
ГИА с 2010 года является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе. Отметки по предметам ГИА имеют большую градацию, чем по стандартной пятибалльной системе. Таким образом, более точно оцениваются знания, что облегчает процедуру приема в профильные 10-е классы.
По задумке создателей ГИА такая форма проверки знаний более объективна за счет большей градации оценки, а также исключает человеческий фактор, так как экзаменационную работу будут проверять преподаватели из аттестационной комиссии, не знакомые с учеником, соответственно оценивающие работу непредвзято и объективно.
Структура экзамена существенно облегчает планирование работы участника экзамена. Во время выполнения заданий каждого модуля предлагаются близкие по тематике задания возрастающей сложности. Следует пропускать те задания, которые на этапе подготовки вызывали затруднения, и выполнять их после того, как решены те задания, в которых уверены, причем проведена проверка. Каждый участник во время выполнения заданий каждого модуля может выделить больше времени на те задачи, которые он может решить: более подготовленный, быстро решив простые задачи, сосредоточится на более сложных, а менее подготовленный сможет всё время потратить на простые задачи1.
__________________
1 Ященко, И.В. и др. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 79 с..
Практическая часть
Диагностика уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам учащимися 9,10-11-х классов проводится с помощью диагностических работ в системе СтатГрад.
В школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по всем предметам. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:
- повышение уровня обученности учащихся и качества знаний;
- установление уровня остаточных знаний по основным темам, изученным на данный момент времени (для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся).
Несомненно, в разработке каждого учителя должны быть варианты, которые позволят ему провести начальную диагностику степени подготовленности учащихся к экзамену, дифференцировать их по уровню подготовки, выявить имеющиеся пробелы, как у слабых, так и у хорошо подготовленных учащихся, выработать индивидуальную траекторию подготовки, контролировать её ход. На заключительном этапе, накануне экзамена, варианты позволят учителю правильно расставить акценты, дать индивидуальные рекомендации каждому учащемуся, разработать стратегию выполнения работы на экзамене1.
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям предложено разделить класс на три группы:
Группа «риска» №1 - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «слабоуспевающих» №2 – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования.
Группа «сильных» №3 – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ и ГИА-9 как в урочное, так и во внеурочное время.
Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.
После проведения входного контроля (9-10-е классы), мониторинга остаточных знаний (11-е классы), пробных экзаменов по предметам учителя-предметники вырабатывает стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.
Для учащихся «группы риска» учителя составляют индивидуальные планы на месяц. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, учителя дают слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп проводится на различных этапах урока: пока группа «сильных» учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными учениками разбираются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие учащиеся работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками рассматриваются и анализируются выполненные задания.
Работая с учениками «группы риска», необходимо помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений, и следовательно для них необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если ученик начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, учитель отрабатывает с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.
Анализируя результаты проверочных работ, пробных экзаменов, учитель планирует деятельность на следующий период. К февралю, проанализировав диагностические карты слабоуспевающих учеников, учитель выявляет у каждого из них несколько тем, по которым наблюдается положительная динамика. На этой основе составляются индивидуальные планы подготовки по отработке заданий на данные темы. Особое внимание уделяется обучению учащихся элементам самоконтроля, различным способам выполнения одного и того же задания.
Вся работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА-9 отслеживается администрацией школы. В рамках внутришкольного мониторинга качества образования в течение года ежемесячно ставятся на контроль вопросы подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Следует учиться школьнику «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты: Жесткий постоянный контроль времени. На консультациях, пробных тестированиях, во время самостоятельной работы необходимо постоянно обращать внимание на то, сколько времени тратится на то или иное задание. Помните! На выполнение 1 части (18 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3- 4 минут.
Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3-4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать - от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.
Важно уметь оценивать объективную и субъективную трудность заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача состоит в том, чтобы набрать максимально возможное количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым.
Как уже отмечалось, задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт1 .
При выполнении заданий, следует прикидывать границы результатов, анализировать ответ на предмет соответствия действительности, уметь проверять ответ подстановкой сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?).
________________
1 Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова Планируемые результаты. Система знаний- работаем по новым стандартам М: «Просвещение», 2013 с.67
Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ.
Необходимо учится технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.
Использовать приём «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем необходимо «пробежать» глазами 2 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №17), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы. Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.
Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат обучения, на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и родителям.
Рекомендации родителям:Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к государственной итоговой аттестации. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима. Ознакомьтесь с «Рекомендациями ученику» и помогайте ребенку их выполнить. Контролируйте его работу и посещаемость уроков математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации). Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов). Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Также для разноуровневой подготовки учащихся к ГИА широко применяется дистанционное образование. Образование благодаря дистанционной форме является максимально доступным. Школьники расширяют свои возможности, становятся очень мобильными и независимыми. Через процесс электронного обучения можно сделать привлекательной визуализацию содержания обучения. Внедрение дистанционного образования позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей.
Для того, что бы учить заранее мог систематизировать и определить курс работы с учащимися, ему стоит составить примерный учебный план:
Направление
Мероприятие
Сроки выполнения
1.Информационное обеспечение деятельности учителя математики
I. Информационная деятельность
Информирование выпускников об особенностях государственной (итоговой) аттестации в 2015 г.
По мере поступления материалов
Информирование выпускников об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по подготовке и проведению ЕГЭ и ОГЭ.
Оформление и пополнение классного уголка «ГИА - 2016 по математике»
В течение года
Составление рекомендаций для учащихся и их родителей по подготовке к ГИА по математике.
Оформление методического уголка в кабинете для подготовки к ГИА по математике (дидактический материал, демоверсии, образцы решений заданий разного типа и т.д.)
Информирование родителей о сборниках по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, сайтах Интернета с КИМами и тестовыми тематическими заданиями, знакомство с результатами ДКР.
Через классные собрания
2. Анализ, диагностика, мониторинг освоения учащимися математики
II. Аналитико - диагностическая деятельность
Анализ успеваемости учащихся по математике за 8 (10) класс.
Июнь
Вводная диагностическая работа по материалам ЕГЭ и ОГЭ для определения проблем учащихся в освоении тем
Октябрь
Систематизация затруднений и пробелов в знаниях учащихся по математике.
Октябрь
Анализ успеваемости учащихся класса по математике в течение учебного года.
В течение года
Ведение диагностических карт подготовки к итоговой аттестации учащихся по математике.
Мониторинг и анализ результатов самостоятельных, проверочных, плановых диагностических работ по математике учащихся 9 и 11 классов.
Репетиционный экзамен.
Март 2015.
Анализ результатов ЕГЭ по математике.
Июнь 2015
3.Организация и проведение дополнительных занятий и консультаций
III. Учебная и консультационная деятельность
Дополнительные занятия для учащихся, мотивированных на получение хорошего результата на ЕГЭ и ОГЭ
В течение года
Дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся 9 и 11 классов
В течение года
Индивидуальные консультации для учащихся
В течение года
Работа с бланками ЕГЭ и ОГЭ
В течение года
Индивидуальные консультации для родителей слабоуспевающих учеников
1 раз в месяц
Заключение
Таким образом, в ходе разноуровневой подготовки к ГИА учащиеся получают возможность: развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру; овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач; изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате изучения математики в основной школе ученик научится: существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств; существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.
В арифметике ученик научится: выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки; выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений; пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
В алгебре ученик научится: составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи; описывать свойства изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Благодаря индивидуальному подходу, у каждого ученика сформированная база знаний в области алгебры, геометрии, развиты устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания, умение работать с задачами в нетипичной постановке условий, с тестовыми заданиями, а также каждый ученик должен обладать умением правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий. Разноуровневая подготовка учащихся к ГИА залог успешной сдачи экзамена и хорошо настроенного контакта между учеником и учителем.
Приложение
Список литературы
1.Ященко, И.В. и др. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 79 с..
2.Лаппо,Л.Д. ГИА-2014.Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.- М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 159 с.
3.Бунимович, Е.А. и др.ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме /Е.А. Бунимович, и др.- М.: ACT: Астрель,2012.- 45с.
4.Ковалева, Г.С.,.Логинова О.Б, Планируемые результаты. Система знаний- работаем по новым стандартам/ Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, М: «Просвещение», 2013. -67с.
6. Семенов, А.Л. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1 / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО,2013.-399 с.
7.Официальный информационный портал единого государственного экзамена[Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://ege.edu.ru/
8.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)[Электронный ресурс](ФИПИ) . – Режим доступа: http://www.fipi.ru/
1 Е.А. Бунимович, и др .ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме М.: ACT: Астрель,2012. с.45