kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работы моих учеников. Горблянский Н., Николайчук Д. "Математика в быту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».

Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.

 

Цель работы: Выяснить, где и как используются математические знания в жизни человека.

Для достижения этой цели были сформулировали задачи:

1. Выяснить, зачем нужна математика в повседневной жизни.

2. Рассмотреть полезность математических задач, применяемых в  повседневной жизни.

3. Развивать любознательность; вызвать интерес к изучению математики.

 

Гипотеза: может ли человек в повседневной жизни обходится без математических знаний.

 

Актуальность и значимость нашей работы видим в том, что будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Работы моих учеников. Горблянский Н., Николайчук Д. "Математика в быту"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей»

городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края







Реферативно-исследовательская работа

Тема: «Математика в быту»











Работу выполнили: ученики 8 «Б» класса

Николайчук Дмитрий

Горблянский Николай



Руководитель проекта: Терентьева Ольга Анатольевна

учитель математики МБОУ

«Многопрофильный лицей»

п. Чегдомын



2019г.





Оглавление

1. Введение………………………………………………………….3

2. Основная часть..........................................................................4

2.1. Истории возникновения математики………………………...4

2.2. Математика в профессиях…………………………………….5

2.3. Практические задачи……………...........................................8

3. Заключение ………………………………………………………11

Список используемой литературы………………………………..12











































  1. Введение.


На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».

Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.


Цель работы: Выяснить, где и как используются математические знания в жизни человека.

Для достижения этой цели были сформулировали задачи:

1. Выяснить, зачем нужна математика в повседневной жизни.

2. Рассмотреть полезность математических задач, применяемых в повседневной жизни.

3. Развивать любознательность; вызвать интерес к изучению математики.



Гипотеза: может ли человек в повседневной жизни обходится без математических знаний.



Актуальность и значимость нашей работы видим в том, что будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий.























2.Основная часть.



2.1. Немного из истории возникновения математики.



Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной её возникновения? Давайте об этом и поговорим.

Мы часто слышим, что математика берет свои корни из глубокой древности, и возникла она из практической потребности людей. По поводу древности математики никто спорить не будет, а вот о том, что побудило людей ею заниматься, существует и другое мнение. Согласно ему, математика, также как и поэзия, живопись, музыка, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его, быть может, не до конца осознанным ещё стремлением к познанию и красоте.

В истории математики принято называть первым математиком Фалеса – греческого купца, путешественника и философа (VII век до нашей эры). Конечно, мы знаем и о более ранних источниках – египетских и вавилонских, содержащих разнообразные арифметические и геометрические сведения, но Фалесу приписывают первые математические теоремы, он не был только «чистым» математиком, он решал прикладные задачи. Измерив тень от египетской пирамиды и тень от шеста и применив свои теоремы о подобии, он вычислил высоту пирамиды. Так, по легенде, родилась наука математика.

В прежние времена, вплоть до конца XIX столетия, математикой занимались немногие. Сейчас ей посвящают жизнь десятки, а возможно, и сотни тысяч людей. Одних вдохновляет прикладной аспект математики, других – её внутренняя красота и гармония, а третьих привлекает и то и другое.

Наш любимый предмет - математика. Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Конечно, в первую очередь, это точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, в экономике. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших физических расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.

Кстати, а откуда, пришло это слово? Из древнегреческого языка ("мантенеин"), означает в переводе: "учиться, приобретать знания". Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит "почему?", кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз: Хочу все знать!













2.2. Математика в профессиях



Где можно обойтись без математики?

Вот строители, строят дом. Надо высчитать, сколько цемента, сколько кирпичей. Высоту, ширину. Проект составить.

Вот портниха собирается шить платье. Обмеривает человека, составляет выкройку. Нужна ей математика? Наверное…

В магазине считают полученный товар, выручку.

В банке считают деньги, имея дело с огромными суммами, с процентами.

Даже в музыке, в поэзии приходится считать – ритм, размер, восьмые, четвертные.

Что уж говорить о таких сложных науках, как космос (ракеты, спутники), компьютерная техника, телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики

То есть математика вся наша жизнь?

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследовали, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в строительстве. Нужна ли математика экологу?



Математика в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Моя мама рассказала:

« Для того чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 45 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».


Математика в торговле.

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.





Математика в раскрое одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды.

Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.



Математика в строительстве.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.



Математика и экология.

Эколог — сотрудник, в обязанности которого входит влиять словом или делом на сохранность природы, создавать экологические программы, которые смогли бы минимизировать пагубное влияние на природу от работы предприятия. Он исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты.

Экологу математика необходима при решении задач.

Задача 1.На большой перемене на втором этаже кричат учащиеся. К концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел?

Ответ: 40 децибел.

А можно ли справиться без математических знаний на производстве? Конечно, нет!









Токарь изготавливает детали на станке. Ему обязательно нужно соблюдать размеры детали, строго выдерживать точность обработки, уметь производить измерения штангенциркулем и другими инструментами, более сложными и точными.



Плотник должен уметь измерять длину рулеткой или складным метром, измерять углы транспортиром или столярным угольником, проводить параллельные прямые и т.д.

В профессии пекаря математика тоже необходима, так как ему нужно рассчитывать, сколько необходимо теста для определенного количества хлеба, соблюдать пропорции при замешивании теста и т.д.



Работа в банке требует от банкира математического склада ума, феноменальной памяти, глубокого знания экономики, так как эта работа связана с крупными денежными суммами.



Фармацевт готовит лекарства, а для этого он должен уметь рассчитывать дозы того или иного лекарственного компонента, точно производить взвешивания ингредиентов. Ведь от того, насколько правильно приготовлено лекарство, зависит жизнь человека.



Даже в профессии военного нужна математика. Им приходится решать задачи для оптимального проведения военных операций, применения оружия, распределения сил и средств.



Вывод: математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.
















2.3 Практические задачи

  1. Задача про линолеум.

Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате. Мы постараемся провести расчеты стоимости линолеума, чтобы было экономично.

Для ремонта комнаты, ширина которой 5,25м,а длина 7м нужно купить линолеум. Цена линолеума шириной 2м за один погонный метр составляет 250 рублей, а шириной 3 м-289 руб. У нас возник вопрос какой линолеум выгодней купить. Ведь можно положить линолеум как вдоль, так и поперек комнаты; и стелить нужно, чтобы он максимально выгодно умещался в ширину. Нами были проведены многие расчёты, принимаем решение, что будем класть вдоль комнаты(меньше отходов).Далее рассчитываем стоимость.

1)21м*250=5250(руб.) – стоимость линолеума шириной 2 м.

2)14м*289=4046(руб.) – стоимость линолеума шириной 3 м.

Делаем вывод, что шириной 3м купить выгоднее линолеум.

  1. Задача на расчет электроэнергии

В один день мы все сняли свои показания счётчиков, а потом в одно и тоже число следующего месяца.

Составили таблицу

Показания счетчиков


Старые показания,

кВт*ч


Новые показания,

кВт*ч

Всего за месяц, кВт*ч

1

05699

05777

78

2

00928

01050

122

3

11599

11749

156

4

32936

33148

212

5

20062

20262

200

6

32957

33152

195



Решение:

Мы рассчитали, какой в среднем расход электроэнергии за месяц

(78+122+156+212+200+195):6=160,5 кВт*ч

Размах ряда чисел:212-78=134 кВт*ч

Такими расчётами занимается раздел математики - статистика. С помощью этих расчётов экономисты начисляют оплату за электроэнергию.


3)Задача при составлении бюджета семьи.



Бюджет- это важная слагающая благополучия в семейной жизни. Часто именно неумение вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые есть, приводит семью к взаимному разочарованию, обидам и недовольству. Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие. Когда мы сумеем мудро распределить свой семейный бюджет и когда у нас всегда и на все хватает денег, в нашей жизни наступает спокойствие и ощущение надежности. А выполнение точных математических расчётов позволит рационально распределять семейный бюджет.

Бюджет Семьи Петровых

Семья состоит из 4 человек: мать, отец, дети- 2 школьника

Доход Семьи 60000 (доход фиксированный; все расчёты производятся в рублях).

Заработанная плата Петрова П.Р.-40000

Заработанная плата Петровой И.Г.-20000

Расходы: обязательные и произвольные.

Обязательные:

Плата за газ-300.00

Плата за домашний телефон-500.00

Плата за коммунальные услуги:

Содержание жилья-1000.00

Отопление-5000.00

Домофон-280.00

Холодная вода-500.00

Горячая вода-3500.00



Капитальный ремонт-330.00

Плата за музыкальную школу-800.00

Проезд на автобусе-3200.00

Бензин-4000.00

На питание на месяц-25000.00

На бытовую химию (стиральный порошок, кондиционер для белья, шампунь, мыло, зубная паста, средство для мытья посуды, мешки для мусора, освежитель воздуха)-1500.00

Итого расход семьи за месяц-45910.00

Остаток-14090.00











































3.Заключение



Нами была выделена следующая цель работы:

Выяснить, где и как используются математические знания в жизни человека.

Для достижения этой цели были сформулированы задачи:

1. Выяснить, зачем нужна математика в повседневной жизни.

2. Рассмотреть математические расчеты в повседневной жизни.

3. Развивать любознательность; вызвать интерес к изучению математики.

В процессе исследования мы выявили следующее:

Несомненно, с математикой мы встречаемся каждый день, на каждом шагу, с утра и до вечера: просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе или такси нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты; делаем ремонт в квартире, нужно рассчитать, сколько купить материалов; идем в банк, чтобы положить деньги, нужно рассчитать проценты прибыли, которые мы получим; сидим на диете, значит надо высчитать калорийность продуктов; хотим приготовить блюдо по рецепту, нужно следовать всем пропорциям, указанным в рецепте – таким образом, математика нужна везде, обойтись без неё современному человеку просто невозможно.

То есть, наша гипотеза, что человек в повседневной жизни не может обходиться без математических знаний подтвердилась.



Таким образом, использование математики является необходимой частью мира, в котором мы живем. На суше, в воздухе и на воде, математика нужна везде!









































Список использованной литературы


  1. Балк М. Б., Петров А. В. О математизации задач, возникающих на практике // Математика в школе. 1986г. № 3.

  2. Борисов В. А., Дубничук Е. С. Математика и профессия // Математика в школе. 1985г. № 3.

  3. Дорофеев Г. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. Учебное пособие для старшеклассников. М.: Дрофа, 2003г.

  4. Кожевников Т. В. Использование физического материала для обучения геометрии в 9 классе // Математика в школе. 1990г. № 2.

  5. Колягин Ю. М., Пикан В. В. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985г. № 3.

  6. Петрова В. А. Элементы финансовой математики на уроках // Математика в школе. 2002г. № 8.

  7. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. Волгоград. Изд-во ВГИПК РО, 2005г, с. 8.

  8. Фрейденталь Г. Математика в науке и вокруг нас. М.: Мир, 1997г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работы моих учеников. Горблянский Н., Николайчук Д. "Математика в быту"

Автор: Терентьева Ольга Анатольевнап

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505162

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства