kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по мтематике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Математика 4 класс.

Учебная программа по курсу «Математика» для 4 класса, составлена на основе  типовой программы «Математика» (авторы М.Н. Перова, В.В. Эк) для  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: сборник Подготовительный, 1- 4 классы  под редакцией  доктора педагогических наук В.В. Воронковой, допущено Министерством образовании и науки Российской Федерации, 2010г.

На реализацию программы по математике  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 5 часов в неделю. Годовой объем учебного времени составит 170 часов.

Программа курса составлена на основе: перечня нормативных правовых документов

- частью 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- письмом комитета образования ЕАО от 30.03.2016г. № 1143/16 «Об организации образовательной деятельности в 2016-2017 учебном году».

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации № 253 от  31.03.2014г.; № 576 от 08.06.2015 г. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников»;

- приказ образовательного учреждения  «Об утверждении школьного перечня учебников ОУ на 2016-2017 учебный год» № 196 от 12.08.2016г.;

Содержание учебного курса.

Математика 4 класс.

(5 часов в неделю)

         Нумерация(4 часа): Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1-100, при считывание, отсчитывание по одному, по два, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие «разряда». Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.

Единицы измерения и их соотношение (9 часа): Единица (мера) массы – центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц.=100 кг.

         Единица (мера) длины – миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10 мм.

         Единица (мера) времени – секунда. Обозначение: 1с. Соотношение 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер.Определение времени по часам с точностью до 1 мин. (5ч 18мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

         Арифметические действия(110часа): Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

         Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

         Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

         Присчитывание и отсчитывание по 3,6,9,4,8,7. Таблица умножения чисел 3,4,5,6,7,8,9. Таблица деления на 3,4,5,6,7,8,9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

         Умножение 1,0, 10 и на 1,0, 10. Деление 0, деление на 1,на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

         Арифметические задачи (37 часа): Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

         Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составление задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

         Геометрический материал (10 часов): Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

         Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница Многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление её длины. Построение отрезков ломаной и вычисление её длины. Построение отрезка, равного длине ломанной. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

         Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

         Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника.

         Название сторон прямоугольника: основание (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

Математика 4 класс.

Учащиеся должны знать:

Числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

Различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

Таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10 (для учащихся второго уровня необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного).

Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деление на 1, на 10;

Названия компонентов умножения, деления;

Меры длины, массы и их соотношения; меры времени и их соотношения;

Различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

Названия элементов четырёхугольников.

Учащиеся должны уметь:

Считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 3,6,9 и 2,4,8, в пределах 100;

Откладывать на счётах любые числа в пределах 100;

Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

Практически пользоваться переместительным свойством умножения;

Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин  (учащиеся второго уровня определяют время хотя бы одним способом);

Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия ( учащиеся второго уровня решают составные задачи с помощью учителя);

Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

Вычислять длину ломаной;

Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

Чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертёжного треугольника на нелинованной бумаге (учащиеся второго уровня вычерчивают с помощью учителя).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мтематике»

Календарно-тематическое планирование

Математика 4 класс

170 часов

урока

тема

задачи


формы контроля

межпредм.

связь

метод.

обеспеч.

дата

Повторение

1

Нумерация (повторение)




Закрепить знания числового ряда в пределах 20, 100; четных и нечётных чисел; количества десятков и единиц в двузначных числах

Устный опрос

чтение, русский язык

С. 3-5

(1-13)


2

Нумерация (повторение)

Развивать умения определять последующие и предыдущие числа в числовом ряду продолжать учить сравнивать числа, развивать умение решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд

Устный опрос

чтение, русский язык

С.4

(11 а, б.)


3

Нумерация (повторение)

Продолжать учить сравнивать числа, развивать умение решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд; развития умения решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.

Устный опрос

чтение, русский язык

С.5 (14)


4

Нумерация (повторение)

Продолжать закреплять знания числового ряда в пределах 20, 100; четных и нечетных чисел; развивать умения определять последующие и предыдущие числа в числовом ряду.

Письменный опрос

экономика

С.9-11(37-48)


5

Решение примеров и задач.

Отрабатывать навыки счета; продолжать работу над решением простых задач.

Устный опрос

экономика

С.9 (30).


6

Решение примеров и задач.

Продолжать отрабатывать навыки счета и работу над решением задач.

Устный опрос

русский язык

С. 9


7

Решение примеров и задач.

Закрепить отработанные навыки счета и работу над решением задач.

Письменный опрос

русский язык, чтение

С.10 (42).


8

Меры стоимости:1р=100к.

Закрепить знание мер стоимости; проверить умение сравнивать числа в пределах 100; закрепить умение раскладывать двузначные числа на десятки и единицы.

Письменный опрос

чтение,

С.11


9

Меры стоимости (повторение)

Продолжать закреплять знания мер стоимости: продолжать закреплять умения раскладывать двузначные числа на десятки и единицы; проверить знание предыдущих чисел в числовом ряду.


Устный опрос

Русский язык, развитие речи

С. 12


10









Меры длины: см, дм, м.(повторение). Сложение и вычитание чисел полученных при измерении. Миллиметр.

Обобщать знания о единицах измерения длины; развивать умение работать с линейкой; развивать познавательную активность, внимание,  мышление. 


Графическая работа

чтение, изобразительное искусство,

С.14


11

Меры длины: см, дм, м. Сложение и вычитание полученных чисел при измерении.

Повторять и закреплять знания мер длины; см, дм, м.; познакомить с мерой длины- 1 мм; учить измерять предметы линейкой и метром с точностью до 1 см.

Графическая работа

чтение, изобразительное искусство,

С.16


12

Меры длины: см, дм, м. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении.

Продолжать закреплять знания мер длины:см,дм,м. Продолжать знакомить с мерой 1мм; учить измерять предметы линейкой и метром. Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд; учить, решая примеры, переводить меры длины в более крупные.



Письменный опрос

чтение, русский язык

С.16


13

Меры длины:см, дм, м. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении.

Продолжать знакомить с мерой 1мм; продолжать учить измерять предметы линейкой и метром. Продолжать закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд. Учить решать примеры переводить меры длины в крупные.

Устный опрос

чтение, русский язык

С.17 (31).


14

Меры длины: см, дм,м. Сложение и вычитание чисел полученных при измерении.

Продолжать повторять и закреплять знания мер длины; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд; решать примеры переводить меры длины в более крупные.

Устный опрос

чтение, русский язык

С.19


15

Углы. Виды углов. Самостоятельная работа по теме «Меры длины».

Продолжить учить определять длину различных предметов с точностью до 1 см; повторить меры стоимости и длины, учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими стоимость и длину; закрепить знание видов углов. Учить находить вершину и стороны угла; закрепить умение чертить отрезки заданной длины; развивать умение сравнивать условие и решение задач.

Устный опрос

чтение, русский язык

С. 22 (30).


16

Входная контрольная работа.

Проверить точность знаний, полученные в 3 классе; умение работать самостоятельно, применять полученные знания на практике.

Устный опрос

Развитие речи

С.


17

Умножение и деление (повторение)

Закрепить знание о том, что умножение- это замена сложения одинаковых слагаемых; проверить знания табличных случаев умножения чисел: 2,3,4,5,6 в пределах 20; проверить умение решать простые арифметические задачи в одно и два действия.

Устный опрос

Развитие речи

С. 25


18

Умножение и деление (повторение)

Продолжать закреплять знания о том, что замена сложения одинаковых слагаемых. Повторение умножения таблицы умножения. Решать простые задачи в одно и два действия.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 26 (9, 10).


19

Меры массы:кг, ц.

Познакомить с новой мерой массы: 1ц. соотношение мер массы: 1ц=100кг; закрепить умение решать примеры и задачи с числами полученными при измерении массы.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 30


20

Меры массы:кг, ц.

Продолжать знакомить с мерами масс . Продолжать закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел через разряд.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 30 (19).


21

Меры массы:кг, ц.

Продолжить закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 32 (26).


22

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Закреплять умение выполнять действия сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд.

Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С. 33


23


Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд

Закрепить умение выполнять действия сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд;

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 34


24

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд

Учить решать примеры на сложение, используя действие переместительного закона сложения; продолжать учить составлять и решать задачи по краткой записи; повторить и закрепить знание всех видов углов; продолжать закреплять умение письменных примеров сложения и вычитания с переходом через разряд.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 35 (44).


25

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд

Продолжать учить решать примеры в два действия и составлять задачи по краткой записи.

Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С.40 (76).


26

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд

Повторять разряд сложения и вычитания круглых десятков; закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

Устный опрос




27

Решение примеров и задач на сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд

Закрепить приёмы сложения и вычитания круглых десятков;  повторить разрядный сложения и вычитания круглых десятков состав     числа; повторить единицы измерения длины;


Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.41 (86).


28

Построение окружности.

Закреплять умение пользоваться циркулем, чертить окружность с заданным радиусом.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.41 (84- 2 ст).


29

Построение окружности.

Продолжать закреплять умения пользоваться циркулем.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.42 (86 а)


30

Построение окружности. Самостоятельная работа.

Закреплять умение чертить окружности с заданными радиусами.

Устный опрос

Развитие речи, чтение, русский язык

С. 43


31

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.

Графическая работа

Развитие речи, чтение, изо

С. 41-42 (86-90)


32

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 42-43 (91-97)


33

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.

Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С. 45 (9).


34

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.46 (18 -3 ст).


35

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.



С.47 (25).


36

Сложение с переходом через разряд.

Познакомить учащихся с приемом сложения двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. Продолжить работу над составлением условия задач по краткой записи. Совершенствовать навыки счета.



С.47 (26).


37

Письменное сложение.

Научить новому приему сложения чисел (записи в столбик). Отрабатывать навыки счета от7 до 70.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.50 (38).

24

38

Письменное сложение.

Продолжать учить новым приемам сложения чисел, записи в столбик.

Письменный счет.

Чтение

С.50 (41).


39

Письменное сложение.

Продолжать учить новым сложениям чисел (записи в столбик).

Устный ответ

Развитие речи

С.51.


40

Письменное сложение.

Закрепить новые приемы сложения чисел (записи в столбик). Продолжать отрабатывать навыки счета от 7 до 70.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.51 (43).



41

Вычитание с переходом через разряд.

Познакомить с приемом вычитания с переходом через разряд; совершенствовать навыки вычислительные.

Письменный опрос


С. 51 (2)


42

Вычитание с переходом через разряд.

Продолжать знакомить с приемами вычитания с переходом через разряд.

Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С. 52 (11)


43

Вычитание с переходом через разряд.

Продолжать знакомить с приемами вычитания с переходом через разряд.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 52 (13)


44

Письменное вычитание. Решение примеров на порядок действия.

Познакомить с приемом вычитания с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.54 (21)


45

Письменное вычитание. Решение примеров на порядок действия.

Продолжать знакомить с приемами вычитания с переходом через разряд.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.54 (26)


46

Письменное вычитание. Решение примеров на порядок действия.

Продолжать работать с приемами вы с переходом, совершенствовать вычислительные навыки, применять полученные знания на практике.


Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С.55 (29)


47

Контрольная работа

Проверить умение и знание; нумерации чисел в пределах 100; определение количества десятков и единиц в двузначных числах.



Развитие речи, чтение



48

Решение примеров. Построение прямоугольников.

Дать представление о прямоугольнике, понятие грань, ребра, вершины.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 55 (31)


49

Решение примеров. Построение прямоугольника.

Повторить связь между компонентами сложения и вычитания; учить применять полученные знания на практике. Совершенствовать умение различать геометрические фигуры, чертить прямоугольник.

Письменный опрос

Развитие речи, чтение

С.57 (44)


50

Решение примеров. Построение прямоугольника.

Умение решать примеры . Продолжать совершенствовать умение различать геометрические фигуры, чертить прямоугольник.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 57 (47)


51

Решение примеров изученных видов.

Совершенствовать умение складывать и вычитать числа с переходом через разряд.

Письменный счет

Развитие речи, чтение

С.57


52

Умножение и деление числа 2.

Отрабатывать знание таблицы умножения числа 2, деления на 2 равные части; учить применять полученные знания на практике.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С. 60 (61)


53

Умножение и деление числа 2

Закрепить знание таблицы умножения и деления: 2.

Устный опрос

Развитие речи, чтение

С.62


54

Повторение.

Повторить и закрепить знания учащихся по темам изученными в 1 четверти.

Устный опрос

Развития речи, чтение



55

Повторение. Умножение и деление числа 2.

Закрепить умение присчитывать и отсчитывать по 2; таблицу умножения числа 2; учить устанавливать связь между умножением и

делением.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

62-63


56

Повторение. Умножение и деление числа 2.

Продолжать закреплять умение присчитывать и отсчитывать по 2; таблицу умножения числа 2; учить устанавливать связь между умножением и

делением.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

62-63


57

Умножение числа 3

Повторить и закрепить знание таблицы умножения числа 3. Учить употреблять в речи название компонентов при умножении.

Фронтальный групповой

Развитие речи

64-66


58

Решение примеров и задач.

Закрепить знание изученных случаев табличного умножения и деления на примере решения задач.

Фронтальный индивидуальный

Экономика, развитие речи.

66-67


59

Построение прямоугольника и квадрата.

Учить различать и правильно называть геометрические фигуры, чертить прямоугольник по заданной длине сторон. Совершенствовать вычислительные навыки.

Фронтальный индивидуальный

Изобразительное искусство.

67-68


Знание изученных случаев табличного умножения и деления

60

Деление на три равные части.

Познакомить со способами деления на три равные части, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 3 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

68-69


61

Деление на три равные части.

Продолжать знакомить учащихся со способами деления на три равные части, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 3 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

69-70


62

Решение задач.

Учить различать и решать задачи на деление на равные части и по содержанию. Совершенствовать вычислительные навыки.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

70-72


63

Решение примеров на табличное умножение и деление.

Закрепить знание компонентов действий деления и умножения; совершенствовать умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием табл. умножения.

Фронтальная

Индивидуальная

Развитие речи, чтение

71- 72



64

Решение примеров на табличное умножение и деление.

Продолжать закреплять знание компонентов действий деления и умножения; совершенствовать умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием табл. умножения.

Фронтальная

Индивидуальная

Развитие речи, чтение

72- 73



65

Решение примеров изученных видов.

Самостоятельная работа.

Совершенствовать вычислительные навыки. Проверить прочность полученных знаний.


Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

73-74


Знание компонентов действий деления и умножения; совершенствовать умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием табл. умножения.

66

Умножение числа 4.

Познакомить с таблицей умножения числа 4, начать работу по ее запоминанию.

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

74-75


67

Умножение числа 4.

Продолжать знакомить учащихся с таблицей умножения числа 4, начать работу по ее запоминанию.

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

75-76


68

Решение задач и примеров.

Учить решать задачи и примеры изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

77-78


Умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием таблицы умножения числа 4.

69

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.


Повторить виды линий; совершенствовать умение правильно их называть и чертить.

Индивидуальная

Фронтальная

Развитие речи, чтение

79-81


Знание видов линий, умение правильно их называть и чертить.

70


Деление на 4 равные части.

Познакомить со способами деления на четыре равные части, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 4 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

81-82


71

Деление на 4 равные части.

Продолжать знакомить со способами деления на четыре равные части, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 4 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

82-83


72

Решение примеров и задач.

Повторить с учащимися понятия «равенство» и «неравенство»; совершенствовать навыки счета.

Индивидуальная фронтальная

Развитие речи, чтение

83-85


73

Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.

Дать детям понятие, что окружность – это замкнутая кривая, закрепить умение чертить окружность с заданным радиусом. Ввести понятие – дуга.


Развитие речи, чтение

85-87


74

Контрольная работа.

Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, проверить умение работать самостоятельно.

индивидуальная

Развитие речи, чтение

87


Умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием таблицы умножения числа 4.

75

Умножение числа 5.

Познакомить с таблицей умножения числа 5, начать работу по ее запоминанию.

Фронтальная, групповая

Развитие речи, чтение

86-87


76

Умножение числа 5.

Продолжать знакомить учащихся с таблицей умножения числа 5, начать работу по ее запоминанию.

Фронтальная, групповая

Развитие речи, чтение

87-88


77

Решение задач.

Учить решать задачи на нахождение цены, кол-ва, стоимости.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

89-91


78

Деление на 5 равных частей.

Познакомить со способами деления на пять равных частей, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 5 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная

индивидуальная

Развитие речи, чтение

91-92


79

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Дать детям понятие, что значить увеличить число в … раз и уменьшить в ….раз. Отрабатывать навыки счета, умение решать задачи.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

93-96


80


Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Проверочная работа.


Продолжить знакомить с различными видами линий, учить чертить разные линии, совершенствовать умение пользоваться линейкой.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

96-97


81

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Проверочная работа.


Продолжить знакомить с различными видами линий, учить чертить разные линии, совершенствовать умение пользоваться линейкой.

Фронтальная индивидуальная


97-98


Умение решать примеры и задачи, пользуясь знанием таблицы умножения числа 5.

82

Умножение числа 6.

Познакомить с таблицей умножения числа 6, начать работу по ее запоминанию. Учить пользоваться переместительным свойством умножения.

Фронтальная

групповая

Развитие речи, чтение

98-99


83

Умножение числа 6.

Продолжать знакомить с таблицей умножения числа на 6, продолжать работу по ее запоминанию. Учить пользоваться переместительным свойством умножения.

Фронтальная

групповая

Развитие речи, чтение

99-100


84

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

100-101


85

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

101-102


86

Деление на 6 равных частей.

Познакомить со способами деления на шесть равных частей, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 6 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

103-104


87

Деление на 6 равных частей.

Продолжать знакомить со способами деления на шесть равных частей, учить применять полученные знания на практике; Составить таблицу деления на 6 и начать работу по ее запоминанию

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

103-105


88

Контрольная работа.

Проверить прочность знаний, полученных во 2 четверти.

индивидуальная




89


Решение примеров и задач изученных видов.

Закрепить знание изученных случаев табличного умножения и деления на примере решения задач.

Фронтальная

индивидуальная

Развитие речи, чтение

106-107


90

Решение примеров и задач изученных видов.

Повторять и закреплять знание изученных случаев табличного умножения и деления на примере решения задач.

Фронтальная

индивидуальная

Развитие речи, чтение

106-107


Умение пользоваться переместительным свойством умножения, решать примеры и задачи, пользуясь знанием таблицы умножения числа 5.

91

Длина ломаной линии.

Проверка пройденного.

Повторить из каких частей состоит ломаная линия; учить вычислять длину ломаной с помощью линейки.


Развитие речи, чтение

108-109


92

Длина ломаной линии.

Проверка пройденного.

Повторять из каких частей состоит ломаная линия; продолжать учить вычислять длину ломаной с помощью линейки.


Развитие речи, чтение

108-109


93

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

Учить решать задачи, используя зависимость между ценой, количеством и стоимостью, совершенствовать вычислительные навыки.


Развитие речи, чтение

110


94

Повторение пройденного.



Повторить и закрепить знания, полученные во второй четверти.



108, рабочая тетрадь


95

Повторение пройденного.



Повторять и закреплять знания, полученные во второй четверти.


Развитие речи, чтение

рабочая тетрадь


96

Повторение пройденного.



Повторить и закрепить знания, полученные во второй четверти.


Развитие речи, чтение

рабочая тетрадь


97

Нумерация. (повторение) Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

Закрепить знание числового ряда в пределах 100; чётных и нечётных чисел; количества десятков и единиц в двузначных числах и трёхзначных числах; развитие умения определять последующие и предыдущие числа в числовом ряду; продолжать учить сравнивать числа; развитие умения решать простые задачи на нахождение суммы и остатка.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

Учебник (с. 28,36,38,43,46,49,52,53,55, с. 113), тетрадь, счёты, карточки с однозначными и двузначными числами, разрядная таблица.


98

Умножение числа 7.

Продолжать закреплять умение присчитывать и отсчитывать по 7; таблицу умножения числа 7; учить устанавливать связь между умножением и

делением.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

111-114


99

Деление на 7 равных частей.

Проверить умение умножать числа на 7; закрепить умение производить сравнение изученных табличных случаев умножения с делением; формировать умение делить числа на 7 равных частей.

Фронтальный групповой

Развитие речи

113-115


100

Деление на 7 равных частей.

Проверить умение умножать числа на 7; закрепить умение производить сравнение изученных табличных случаев умножения с делением; формировать умение делить числа на 7 равных частей.

Фронтальный групповой

Развитие речи

115-116


101

Деление на 7 равных частей.

Проверить умение умножать числа на 7; закрепить умение производить сравнение изученных табличных случаев умножения с делением; формировать умение делить числа на 7 равных частей.

Фронтальный групповой

Развитие речи

117-119


102

Геометрический материал. Прямая линия, отрезок.

Закрепить умение чертить отрезки различной длины; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры длины, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обобщающими меры длины.

Фронтальный индивидуальный

Изобразительное искусство.

120-121


103

Зависимость между ценой, количеством и стоимостью.

Продолжить учить определять зависимость между ценой, количеством и стоимостью; повторить меры стоимости и длины, учить решать примеры и задачи с числами, обобщающими стоимость и длину.

Фронтальный индивидуальный

Развитие речи, чтение

122


104

Умножение числа 8

Закрепить умение решать примеры на изучение случаев табличного умножения; познакомить с табличными случаями умножения числа 8; проверить умение решать простые арифметические задачи в одно и два действия.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

122-125


105

Деление на 8 равных частей.

Познакомить с делением на 8 равных частей; закрепить умение устанавливать взаимосвязь между изученными случаями табличного умножения и деления. Проверить умение чертить отрезки разной длины.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

125-128


106

Проверочная работа: «Таблица умножения и деления чисел:2,3,4,5,6,7,8».

Закрепить знание изученных случаев табличного деления и умножения; проверить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100; закрепить умение чертить отрезки, которые имеют одну точку пересечения.

индивидуальная

Развитие речи, чтение

Карточки с заданием.


107

Умножение числа 9.

Учить умножать числа на 9, устанавливая взаимосвязь с ранее изученными табличными случаями умножения; закрепить знание о переместительном законе умножения: 289 и 9*2=18

Фронтальная

Индивидуальная

Развитие речи, чтение

130-132



108

Деление на 9 равных частей

Познакомить с делением на 9 равных частей; развитие умения устанавливать взаимосвязь между табличными случаями умножения и деления; учить решать составные задачи.

Фронтальная

Индивидуальная

Развитие речи, чтение

132-133



109

Деление на 9 равных частей

Познакомить с делением на 9 равных частей; развитие умения устанавливать взаимосвязь между табличными случаями умножения и деления; учить решать составные задачи.

Фронтальная

Индивидуальная

Развитие речи, чтение

134-135



110

Взаимное положение прямых отрезков.

Закреплять умение различать прямые линии и отрезки; учить чертить прямые линии и отрезки пересекающиеся и параллельные

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

136-137


111

Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на 9»

Проверить умение решать простые и составные арифметические задачи; закрепить знание изученных табличных случаев умножения и деления.

индивидуальная

Развитие речи, чтение

137


112

Умножение единицы и на 1. Деление на 1.

Познакомить с правилом, что при умножении единицы и на 1, результат остаётся прежним.

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

138-139


113

Взаимное положение окружности, прямой и отрезка

Закрепить умение чертить окружности заданного радиуса; учить чертить окружность, отрезок и прямую имеющие одну, 2 точки пересечения.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи, чтение

140-141


114

Самостоятельная работа по теме: «Изученные случаи табличного умножения и деления»

Проверить знание табличных случаев умножения и деления; закрепить знание об определении вершин в геометрических фигурах, начертании различных углов.

Индивидуальная

Развитие речи, чтение



115

Умножение нуля и на нуль.

Познакомить с табличными случаями умножения нуля и на нуль; закрепить умение решать простые и составные арифметические задачи.

Фронтальная групповая

Развитие речи, чтение

142-143


116

Деление нуля

Познакомить с правилом. Что если делимое равно нулю, то и частное равно нулю; закрепить зависимость между ценой, количеством и стоимостью; проверить умение вычитать и складывать двузначные числа с переходом через разряд в пределах 100.

Индивидуальная фронтальная

Чтение, развитие речи

143-144


117

Деление нуля

Познакомить с правилом. Что если делимое равно нулю, то и частное равно нулю; закрепить зависимость между ценой, количеством и стоимостью; проверить умение вычитать и складывать двузначные числа с переходом через разряд в пределах 100.

Индивидуальная фронтальная

Чтение, развитие речи

145-146


118

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

Закрепить умение чертить окружности заданного радиуса; учить чертить окружность, отрезок и прямую имеющие одну, 2 точки пересечения.


Изобразительное искусство

146-147


119

Контрольная работа по теме: «Изученные табличные случаи умножения и деления»

Контрольная работа по теме: «Изученные табличные случаи умножения и деления»

индивидуальная




120

Работа над ошибками. Умножение числа 10 и на 10.

Познакомить с табличными случаями умножения числа 10 и на10; закрепить умение решать простые и составные арифметические задачи.

Фронтальная, групповая

Чтение, развитие речи

148-149


121

Деление чисел на 10

Познакомить с делением чисел на 10; закрепить зависимость между ценой, количеством и стоимостью; проверить умение вычитать и складывать двузначные числа с переходом через разряд в пределах 100.

Фронтальная, групповая

Развитие речи

149-150


122

Самостоятельная работа по теме: «Взаимное расположение окружности, многоугольника, прямой линии и отрезка»

Проверить умение чертить окружности; проверить и закрепить умение чертить окружность, отрезок и прямую имеющие одну, 2 точки пересечения.

Фронтальная индивидуальная

.

140-141


123

Меры времени

Закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры времени, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры времени; продолжить учить определять время по часам.

Фронтальная

индивидуальная

Изобразительное искусство

151-152


124

Меры времени

Закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры времени, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры времени; продолжить учить определять время по часам.

Фронтальная

индивидуальная

Изобразительное искусство

152-153


125

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени

Закрепить знание мер стоимости, длины, времени; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры длины, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры длины, стоимости, времени.

Фронтальная индивидуальная

Чтение, развитие речи

154-155


126

Самостоятельная работа по теме: «Меры времени, длины, стоимости»

Закрепить умение чертить отрезки различной длины; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры длины, времени, стоимости, продолжать учить решать задачи с числами, обозначающими меры длины, времени, стоимости

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи

153


127

Секунда – мера времени.

Закрепить знание мер времени; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры времени, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры времени.

Фронтальная индивидуальная

Изобразительное искусство.

161-163


128

Взаимное положение геометрических фигур.

Закрепить умение чертить отрезки различной длины; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры длины, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры длины.

Фронтальная

групповая

Изобразительное искусство.

163-164


129

Взаимное положение геометрических фигур.

Закрепить умение чертить отрезки различной длины; закрепить знание названий компонентов сложения и вычитания; повторить меры длины, продолжать учить решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры длины.

Фронтальная

групповая

Изобразительное искусство.

165-166


130

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи

167-168


131

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи

169-170


132

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Чтение и развитие речи.

171-173


133

Решение задач и примеров.

Продолжить совершенствовать навык табличного умножения и деления на примере решения задач и примеров.

Фронтальная индивидуальная

Чтение и развитие речи.

174-175


134

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100.

Закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи

175-176


135

Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100.

Закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100.

Фронтальная индивидуальная

Развитие речи

176-180


136

Контрольная работа за 3 четверть

Проверить умение решать примеры и задачи на изученные случаи табличного умножения и деления; проверить умение чертить отрезки, многоугольники и заданных параметров; закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд; проверить знание мер длины, времени стоимости.

индивидуальная

Чтение и развитие речи.



137

Работа над ошибками. Решение примеров и задач на изученные случаи табличного умножения и деления.

Проверить знание табличных случаев умножения и деления; закрепить умение решать примеры и задачи на изученные табличные случаи умножения и деления.

Фронтальная групповая

Развитие речи



138

Повторение пройденного за 3 четверть.

Проверить умение решать примеры и задачи на изученные случаи табличного умножения и деления; проверить умение чертить отрезки, многоугольники и окружности заданных параметров; закрепить умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом чрез разряд; проверить знание мер длины, времени, стоимости.


Чтение и развитие речи.



140

Деление с остатком

Познакомить учащихся с решением примеров на деление с остатком; закрепить знание о том, что остаток должен быть меньше делителя; продолжить учить производить проверку действия с остатком – умножением и сложением; Учить решать примеры и задачи на деление с остатком.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

181-184


141

Деление с остатком

Познакомить учащихся с решением примеров на деление с остатком; закрепить знание о том, что остаток должен быть меньше делителя; продолжить учить производить проверку действия с остатком – умножением и сложением; Учить решать примеры и задачи на деление с остатком.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

181-184


142

Геометрические фигуры: треугольник.

Закрепить умение чертить треугольник и давать им наименование; познакомить с понятием «вершина», «основание», «боковые стороны»; учить показывать на треугольнике: вершину, основание и боковые стороны; продолжать закреплять умение заменять умножение действием сложения.

Фронтальный, групповой

Чтение, развитие речи

185-186


143

Решение задач на деление.

Закрепить умение решать примеры и задачи на деление с остатком.

Фронтальный групповой

Развитие речи

186-187


144

Определение времени по часам.

Закрепить умение определять время по часам; учить переводить; учить переводить мелкие меры в более крупные и наоборот; продолжать учить составлять и решать задачи с числами, обозначающими меры времени.

Фронтальный индивидуальный

Изобразительное искусство.

188-189


145

Решение примеров и задач на умножение, деление, сложение и вычитание.

Закрепить знание о числах, обозначающих меры времени; учить решать примеры на сложение, вычитание, деление, умножение с переходом через разряд в пределах 100; продолжать учить составлять и решать задачи по краткой записи;

Фронтальный индивидуальный

Развитие речи, чтение

190-191


146

Взаимное положение геометрических фигур. Четырёхугольники.

Познакомить с понятием «боковые стороны» и «Основание» четырехугольников; закрепить знание о том, какие четырехугольники называют прямоугольниками, а какие квадратами; проверить умение чертить четырёхугольники по заданным параметрам.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

192-193


147

Решение примеров и задач с числами полученными при измерении.

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

195-196


148

Решение примеров и задач с числами полученными при измерении.

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

197-199


149

Взаимное положение геометрических фигур.

Закрепить умение чертить геометрические фигуры по заданным параметрам и четко называть стороны этих фигур.

Фронтальная, индивидуальная


200-203


150

Решение примеров и задач с числами полученными при измерении.

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

204-205


151

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

206-207


152

Решение примеров и задач.

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

208-209


153

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение, вычитание чисел, обозначающих меры измерения.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

210-211


154

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

212-213


155

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

214


156

Составление примеров и задач по данным числам выражениям и иллюстрациям.

Продолжать учить решать примеры в 3 действия, чётко определять порядок действия в этих примерах; продолжать учить составлять и решать задачи по краткой записи, по иллюстрациям, по готовому решению; учить уменьшать и увеличивать данные числа на несколько десятков и единиц.

Фронтальная, индивидуальная


212-213


157

Контрольная работа за 4 четверть по теме: «арифметические действия в пределах 100»

Проверить умение вычитать, складывать, умножать и делить числа в пределах 100; проверить умение самостоятельно чертить геометрические фигуры по заданным параметрам; закрепить умение решать простые арифметические задачи.

индивидуальная




158

Работа над ошибками. Построение прямоугольников.

Проверить умение чертить прямые и отрезки пересекающие геом. Фигуры; закрепить знание вершин в геом.фигурах, начертании различных углов.

Фронтальная, индивидуальная




159

Повторение пройденного за год. Вычитание в пределах 100.

Вспомнить и закрепить знание о мерах времени; продолжать учить определять время по часам; развивать умение решать примеры и задачи с числами, обозначающими меры времени; развитие умения совершать действие вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

Фронтальная, индивидуальная


218-219


160

Сложение и вычитание в пределах 100.

Развитие умения совершать действие вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.



220


161

Повторение. Таблица умножения и деления.

Проверить умение умножать и делить числа в пределах 100; проверить умение самостоятельно составлять задачи на умножение и деление; закрепить правило о умножении и делении 0, 1, 10.

Фронтальная, индивидуальная


Таблица умножения и деления


162

Повторение. Таблица умножения и деления.

Проверить умение умножать и делить числа в пределах 100; проверить умение самостоятельно составлять задачи на умножение и деление; закрепить правило о умножении и делении 0, 1, 10.

Фронтальная, индивидуальная


Таблица умножения и деления


163

Повторение. Таблица умножения и деления.

Проверить умение умножать и делить числа в пределах 100; проверить умение самостоятельно составлять задачи на умножение и деление; закрепить правило о умножении и делении 0, 1, 10.

Фронтальная, индивидуальная


Таблица умножения и деления


164

Повторение. Все действия чисел в пределах 100.

Проверить умение вычитать и делить числа в пределах 100; проверить умение самостоятельно чертить геометрические фигуры по заданным параметрам; закрепить умение решать простые арифметические задачи.

Фронтальная, индивидуальная


Карточки с заданиями


165

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить умение сравнивать числовые выражения; продолжать учить решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

222


166

Решение примеров и задач .

Повторить и закрепить умение определять время по часам; проверить продолжать закреплять умение решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

223


167

Решение примеров и задач .

Совершенствовать умение решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

224


168

Решение примеров и задач .

продолжать закреплять умение решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

225


169

Решение примеров и задач .

продолжать закреплять умение решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

226


170

Решение примеров и задач .

продолжать закреплять умение решать примеры и задачи на умножение, деление, сложение.

Фронтальная, индивидуальная

Развитие речи, чтение

227-228




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по мтематике

Автор: Кибирева Ирина Александровна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства