Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 5 класса по ФГОС уч.Мордкович»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. А. Гагарина»
Бавлинского муниципального района РТ
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей
математики
Протокол от «___» августа 2015 г. № 1
Руководитель
_________А.И. Низамова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
_______________Г.В. Ханова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №3
им. Ю.А.Гагарина
Приказ от «___» августа 2015г.
№ ____
____________Ф.Х. Гильмутдинова
Рабочая программа по математике
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Низамова Алия Ильдаровна
(учитель математики)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)
- с примерной программой основного образования по математике для 5 класса;
- с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- с Учебным планом образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.
- с Локальным актом школы («Положение о рабочей программе»)
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович «Математика» для 5 класса – издательство «Мнемозина» 2012 год (рекомендовано МО и Н РФ).
Программа разработана на 186 часов в год, из расчета 5+1 (компонент образовательного учреждения в 1 полугодии) часов в неделю, из них на уроки контроля отводится 11 часов (контрольные работы -11 часов).
За счет 1часа школьного компонента расширены следующие разделы содержания программы: «Теория вероятности», решение сложных задач по разделам: «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Геометрические фигуры», «Десятичные дроби», «Геометрические тела».
Преобладающие формы текущего контроля знаний – контрольные работы, самостоятельные работы, устные ответы, тестирование. Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы.
Цели изучения предмета
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Учебно – тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
В том числе
контрольные
работы
1
Повторение
5
Входная контрольная работа
2
Натуральные числа
50
Контрольная работа №1,2,3
3
Обыкновенные дроби
39
Контрольная работа №4,5
4
Геометрические фигуры
21
Контрольная работа №6
5
Десятичные дроби
49
Контрольная работа №7,8
6
Геометрические тела
9
Контрольная работа №9
7
Введение в вероятность
7
8
Повторение изученного материала
4
Контрольная работа №10
186
11
Критерии оценивания устных и письменных работ по предмету
Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитывается при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы — система заданий различного уровня сложности по предметам изучаемых в 5-м классе.
Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Отметка «1» ставится, если:
не спланировано выполнение работы;
не использовать знаний программного материала;
отказ от выполнения задания.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
полностью не усвоен учебный материал;
не изложен учебный материал своими словами;
не ответил на дополнительные вопросы учителя.
Содержание программы учебного предмета
Арифметика
Натуральные числа
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.
Обыкновенные дроби
Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.
Десятичная дробь
Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Текстовые задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
Измерения, приближения, оценки
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Начальные сведения курса алгебры
Алгебраические выражения
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Упрощение выражений (простейшие случаи приведения подобных слагаемых).
Уравнение. Корень уравнения. Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи).
Координаты
Координатный луч. Изображение чисел точками координатного луча.
Начальные понятия и факты курса геометрии
Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии
Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла.
Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.
Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.
Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Измерение геометрических величин
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника.
Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой.
Величина угла. Градусная мера угла.
Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.
Периметр и площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника.
Достоверные, невозможные и случайные события. Перебор вариантов, дерево вариантов.
Планируемые результаты обучения
(личностные, метапредметные и предметные)
Построение курса математики 5 класса в учебнике «Математика, 5 класс» авторов И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича основано на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и др., и заложенных в основу Стандарта (ФГОС 2010 г.), что обеспечивает обучающимся:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
При системно-деятельностном подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом процесса обучения. Применение этих технологий при работе по УМК «ПРО» обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения теоретического материала.
Изучение математики в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) владение знаниями о важнейших этапах развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
3) стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректного высказывания, различению гипотезы и факта;
4) стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;
в метапредметном направлении:
1) сформированности первоначальных представлений о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
2) умения понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы, диаграммы, графики) для иллюстрации содержания сюжетной задачи или интерпретации информации статистического плана;
3) способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-синтетическую деятельность, умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
4) умения выстраивать цепочку несложных доказательных рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
5) способности разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
6) понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
7) стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированности основы учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);
в предметном направлении:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, луч, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, прямоугольный параллелепипед), о достоверных, невозможных и случайных событиях;
3) овладения практически значимыми математическими умениями и навыками, их применением к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления;
- выполнять алгебраические преобразования для упрощения простейших буквенных выражений;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, объемов геометрических фигур; пользоваться формулами площади, объема, пути для вычисления значений неизвестной величины;
- решать простейшие линейные уравнения.
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Личностные результаты
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Натуральные числа
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Обыкновенные дроби
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Владеть общим приемом решения задач.
Формирование умения работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку. Контролировать действие партнера.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Геометрические фигуры
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
Уметь анализировать, сравнивать.
уметь задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами.
классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач
Десятичные дроби
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседника.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
владеть общим приемом решения задач.умение планировать свою работу при решении задач
Участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений.
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Геометрические тела
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Уметь оценивать свою деятельность и деятельность других, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.
Уметь систематизировать,
выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;оценивать правильность выполнения действия
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Участвовать в учебном диалоге.
Включаться в групповую работу, связанную с общением Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей, владеть общим приемом решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Введение в вероятность
Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны иметь представление:
о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях;
об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
о достоверных, невозможных и случайных событиях;
о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
Учащиеся должны уметь:
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
выполнять простейшие вычисления с помощью микрокалькулятора;
решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи);
строить дерево вариантов в простейших случаях;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
определять длину отрезка, величину угла;
вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Количество часов
Элементы содержания образования
Требования
к уровню подготовки учащихся
Дата проведения урока
Примечание
план
факт
Повторение
5
1
Повторение. Действия с многозначными числами
1
Повторение и обобщение материала, изученного в курсе математики 4 класса
Знать материал, изученный в курсе математики 4 класса
Уметь применять полученные знания и умения на практике
1нед
2
Повторение. Действия с именованными числами
1
1нед
3
Повторение Задачи на движение.
1
1нед
4
Повторение. Решение задач.
1
1 нед
5
Входной контроль
1
Проверка знаний учащихся по курсу математики за 4 класс
Уметь применять полученные знания при решении примеров и задач
1нед
Натуральные числа
50
6
Десятичная система счисления
1
Определение десятичной системы счисления. Виды системы счисления
Знать принцип позиционной системы счисления; виды системы счисления
1нед
7
Десятичная система счисления
1
Разложение числа по разрядным единицам. Сравнение чисел.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; раскладывать числа по разрядным единицам
2нед
8
Десятичная система счисления
1
2нед
9
Числовые и буквенные выражения
1
Числовые и буквенные выражения. Законы арифметических действий:
http://www.matematika-na.ru/index.php - он-лайн тесты по математике
Контрольно-измерительный материал.
Входная диагностическая работа по математике
5 класса
ВАРИАНТ № 1
1. Вычислите: 208896 : 68 + (10403 – 9896) · 204
2. Какая из величин больше и на сколько? 6 м 1 см или 61 дм 3 см
3. Решите уравнение 24 + 416 : х = 50.
4. Решите задачу.
Первый рабочий за 1 час делает 32 детали, а второй за 4 часа делает столько же деталей, сколько первый за 5 часов. За сколько часов они сделают 216 деталей при совместной работе?
5. На отрезке АМ = 22 см отметили точку К такую, что АК = 16 см, и точку Р такую, что РМ = 17 см. Найдите длину отрезка КР.
2. Какая из величин больше и на сколько? 2 т 5 кг или 24 ц 1 кг
3. Решите уравнение 50 – 232 : х = 21.
4. Решите задачу.
Двум рабочим надо сделать 3600 деталей. Один рабочий может сделать эти детали за 20 часов, а оба рабочих, работая вместе, могут их сделать за 12 часов. За сколько часов все эти детали может сделать второй рабочий?
5. На отрезке АВ = 20 см отметили точку М такую, что АМ = 17 см, и точку N такую, что BN = 16 см. Найдите длину отрезка MN.
Контрольная работа №1 «Десятичная система счисления. Основные геометрические понятия».
Вариант 1
1. Для числа 12 738 026 запишите:
а) старший разряд;
б) какая цифра стоит в разряде десятков тысяч;
в) в каком разряде стоит цифра 8.
Запишите решение задачи в виде числового выражения и найдите его значение.
Данила купил 29 гвоздик, а Маша на 8 меньше. Сколько всего гвоздик они купили?
3. Выполните рисунок по описанию: луч MN пересекает прямую AB в точке K.
4О. 1 кг яблок стоит a р., а 1 кг груш – b р. Запишите в виде выражения стоимость двух килограммов яблок и четырех килограммов груш.
5О. Скорость всадника х км/ч, а поезда – у км/ч. Запишите в виде выражения:
а) скорость сближения всадника и поезда при движении навстречу;
б) скорость удаления при движении в противоположные стороны;
в) скорость сближения, при условии, что поезд догоняет всадника;
г) скорость удаления, при условии, что поезд обогнал всадника.
Вариант 2
1. Для числа 203 574 320 запишите:
а) старший разряд;
б) какая цифра стоит в разряде десятков тысяч;
в) в каком разряде стоит цифра 5.
Запишите решение задачи в виде числового выражения и найдите его значение.
В одной коробке было 12 кг конфет, во второй – в 3 раза меньше. Сколько конфет было в двух коробках?
Выполните рисунок по описанию: лучи MN и CD пересекаются в точке K.
4О. 1 кг картофеля стоит x р., а 1 кг моркови – y р. Запишите в виде выражения, на сколько 2 кг картофеля дешевле, чем 5 кг моркови.
5О. Скорость движения мотоциклаa км/ч, а велосипеда – b км/ч. Запишите:
а) скорость сближения мотоциклистаи велосипедиста при движении навстречу;
б) скорость удаления при движении в противоположные стороны;
в) скорость сближения, при условии, что мотоциклистдогоняет велосипедиста;
г) скорость удаления, при условии, что мотоциклистобогнал велосипедиста.
Контрольная работа №2 «Вычисления с многозначными числами».
Вариант 1
1. Округлите до тысяч: а) 75 860; б) 124 320.
2. Не выполняя вычислений, определите старший разряд суммы, разности, произведения и частного чисел 644 и 28.
3. Вычислите: (12 148 + 305 ∙ 12) : 52.
4О. За какое время при движении против течения реки теплоход пройдет 180 км, если его собственная скорость 16 км/ч, а скорость течения – 1 км/ч?
5О. Один маляр за 6 ч может побелить потолки общей площадью 72 м2 , а второму для этого требуется на 2 ч больше. Какую площадь потолков они смогут побелить за 5 ч совместной работы?
2. Не выполняя вычислений, определите старший разряд суммы, разности, произведения и частного чисел 182 и 26.
3. Вычислите: (1860 – 1010 : 5) ∙ 12.
4О. Двигаясь по течению реки, за 4 ч самоходная баржа прошла 48 км. Определите собственную скорость баржи, если скорость течения – 2 км/ч.
5О. За 8 ч токарь может выточить 24 детали, а его ученик в три раза меньше. Какое количество деталей они могут выточить за 5 ч, работая одновременно?
Контрольная работа №3 «Прямоугольник. Арифметические законы».
Вариант 1
1. Упростите выражение и найдите его значение при х = 2: 3х + 15х – 8.
2. Решите уравнение 7y– 2y= 35.
3. Площадь прямоугольника 72 см2, а одна из его сторон равна 9 см. Найдите вторую сторону и периметр прямоугольника.
4О. Для приготовления смеси взяли чай двух сортов: 3 кг чая первого сорта по 220 р. за 1 кг и 7 кг чая второго сорта. Найдите цену чая второго сорта, если цена получившейся смеси – 171 р. за 1 кг.
5О. По течению катер двигается со скоростью y км/ч, а против течения на 2 км/ч медленнее. Запишите на математическом языке:
а) скорость катера при движении против течения;
б) расстояние, пройденное катером за 6 ч движения по течению, больше расстояния, пройденного им за 3 ч против течения на 78 км.
Вариант 2
1. Упростите выражение и найдите его значение при у = 5: 25у + 2у – 7.
2. Решите уравнение 8х + 4х = 24.
3. Площадь прямоугольника 48 см2, а одна из его сторон равна 6 см. Найдите вторую сторону и периметр прямоугольника.
4О. Для составления смеси взяли 6 кг карамели по 70 р. за 1 кг и 4 кг шоколадных конфет. Найдите цену шоколадных конфет, если цена получившейся смеси – 78 р. за 1 кг.
5О. По проселочной дороге велосипедист едет со скоростью x км/ч, а по шоссе в 3 раза быстрее. Запишите на математическом языке:
а) скорость велосипедиста при движении по шоссе;
б) за 3 ч езды по шоссе велосипедист проехал на 35 км больше, чем за 2 ч по проселочной дороге.
Контрольная работа №4 «Обыкновенные дроби».
Вариант 1
1. Представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 6: а) ; б) .
2. Девочка прочитала 25 страниц, что составило книги. Сколько страниц в книге?.
3. Площадь тепличного хозяйства, которой занята под огурцы, составляет 140 а. Найдите площадь, занятую огурцами
4О. Сколько километров пройдет катер за 5 ч, двигаясь по течению реки, если известно, что скорость течения реки 1200 м/ч и это составляет собственной скорости катера?
5О. Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности – 4 см, а радиус второй окружности составляет диаметра первой. Начертите эти окружности.
Вариант 2
1. Представьте данную дробь в виде дроби со знаменателем 8: а) ; б) .
2. В книге 352 страницы. Мальчик прочитал книги. Сколько страниц прочитал мальчик?
3. Капустой занято 30 м2, что составляет площади всего огорода. Найдите площадь огорода.
4О. Сколько километров пройдет моторная лодка за 4 ч, двигаясь против течения реки, если ее собственная скорость 22 км/ч, а скорость течения составляет собственной скорости катера?
5О. Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности – 4 см, и его длина составляет диаметра второй окружности. Начертите эти окружности
Контрольная работа №5 «Действия с обыкновенными дробями».
Вариант 1
1. Вычислите:а) ; б) 2 + 7 – 8.
2. Выполните действия: а) 5; б) : 3.
3О. Партия обуви, приобретенная предпринимателем, была продана за 3 дня. В первый день было продано , а во второй числа всех пар обуви. Какая часть обуви была продана в третий день?
4О. За 3 ч из бассейна через одну трубу выливается , а через другую – всей воды, находящейся в бассейне. Какая часть воды выльется из бассейна за 1 час, если открыть обе трубы одновременно?
Вариант 2
1. Вычислите: а) ; б) 3 – 1 + 5.
2. Выполните действия: а) : 7; б) 3.
3О. За первую неделю бригада выполнила , а за вторую всей работы по строительству дома. Какую часть работы осталось выполнить бригаде?
4О. Один экскаватор за день работы выкапывает , а второй часть котлована. Какую часть котлована выкопают экскаваторы за 4 дня, работая одновременно?
Контрольная работа №6 «Геометрические фигуры».
Вариант 1
1. Начертите угол ABC, равный 160°. Проведите биссектрису этого угла, отметьте на ней точку О и проведите через нее прямую, перпендикулярную стороне BC.
2. В треугольнике ABC А составляет 54, а C на 15 меньше. Найдите B треугольника ABC.
3О. Вычислите: 201 15 – 7042 : 14.
4О. В двух мешках было 75 кг крупы. После того как из первого мешка продали 12 кг, а из второго 18 кг, в первом мешке крупы оказалось в 2 раза больше, чем во втором. Сколько килограммов крупы было в каждом мешке первоначально?
Вариант 2
1. Начертите угол MNK, равный 150°. Проведите биссектрису этого угла, отметьте на ней точку О и проведите через нее прямую, перпендикулярную стороне NM.
2. В треугольнике ABC А составляет 35, а B на 17 больше. Найдите C треугольника ABC.
3О. Вычислите: 24 032 : 8 + 108 23.
4О. В двух цистернах было 30 т бензина. После того как из каждой цистерны продали по 6 т, в первой цистерне оказалось в два раза больше бензина, чем во второй. Сколько тонн бензина было в каждой цистерне первоначально?
Контрольная работа №7 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».
Вариант 1
1. Вычислите: а) 5,7 + 2,34; б) 1,2 – 0,83.
2. а) Выразите в метрах: 15 дм; 3,4 см; 7 мм.
б) Выразите в килограммах: 940 г; 7,2 т.
3. Длины сторон прямоугольника 1,2 дм и 25 см. Выразите их в метрах и найдите периметр прямоугольника.
4О. Мальчик поймал трех рыб. Масса первой рыбы 0,375 кг, масса второй на 20 г меньше, а масса третьей на 0,11 кг больше массы первой рыбы. Найдите массу трех рыб.
5О. Составьте выражение для длины незамкнутой ломаной ABCD, если AB= aсм, BC на 8,45 см меньше AB, а CD на 1,27 дм больше AB, и упростите его.
Вариант 2
1. Вычислите: а) 6,83 + 15,3; б) 8,9 – 5,42.
2. а) Выразите в метрах: 3,2 дм; 543 см; 5 мм.
б) Выразите в килограммах: 56 г; 2,7 т.
3. Длины сторон прямоугольника 3,8 дм и 54 см. Выразите их в метрах и найдите периметр прямоугольника.
4О. Яблоко, груша и апельсин вместе имеют массу 0,85 кг. Масса апельсина 360 г, а груша на 0,158 кг легче. Найдите массу яблока.
5О. Составьте выражение для длины незамкнутой ломаной ABCD, если AB= х дм, BC на 12,71 см меньше AB, а CD на 2,85 дм больше AB, и упростите его.
Контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей».
2. Найдите среднее арифметическое чисел 4,2; 4,1; 4,1; 4,3; 3,9.
3О. За 400 г сыра и 1,2 кг колбасы заплатили 126 р. 80 к. Какова цена1 кг колбасы, если 1 кг сыра стоит 95 р.?
4О. На двух складах было 210,2 т картофеля. После того как с первого склада было продано 24,5 т, а со второго 10,8 т, на первом складе картофеля оказалось в 2 раза больше, чем на втором. Сколько тонн картофеля было на каждом складе первоначально?
2. Найдите среднее арифметическое чисел 3,2; 4,5; 2,9; 3,1; 4,2.
3О. За 80 см шелка и 2,5 м шерсти заплатили 336 р. 40 к. Какова цена 1 м шерсти, если 1 м шелка стоит 58 р.?
4О. В двух бидонах было 51 л молока. После того как из первого бидона отлили 16,2 л, а из второго 7,2 л, во втором бидоне молока оказалось в 4 раза больше, чем в первом. Сколько литров молока было в каждом бидоне первоначально?
Контрольная работа №9 «Проценты. Прямоугольный параллелепипед».
Вариант 1
1. Сметана содержит 20% жира. Сколько жира в 500 г сметаны?
2. В лесопарке посажено 15 кленов, что составляет 1% всех деревьев. Сколько деревьев в лесопарке?
3. Объем комнаты 45,36 м3, а площадь 16,8 м2. Найдите высоту потолка комнаты.
4О. С поля, засаженного капустой, в первый день было вывезено 58% урожая, а во второй – остальные 33,6 тонны. Сколько тонн капусты было вывезено с поля?
5О. Найдите массу 1 м3 сплава, если слиток этого сплава, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями 2,9 дм, 15 см и 0,8 м, имеет массу 281,88 кг.
Вариант 2
1. Сыр содержит 35% жира. Сколько жира в 400 г сыра?
2. Петрушкой засеяно 3 м2, что составляет 1% площади огорода. Найдите площадь огорода.
3. Найдите высоту потолка спортивного зала, если его объем равен 5465,6 м3, а площадь пола – 854 м2.
4О. За первую неделю тротуарной плиткой было выложено 47% площади тротуара, а за вторую – остальные 561,8 м2. Какова площадь тротуара?
5О. Найдите массу 1 м3 кирпича, если один кирпич с измерениями 2 дм, 15 см и 0,1 м имеет массу 2,7 кг.
Промежуточная аттестация
Контрольная работа № 10 «Итоговая контрольная работа за курс 5 класса»
Вариант 1
1. Вычислите: (8,3 + 4,72) ∙ (5,5 – 3,45).
2. Решите уравнение 3,5x= 7,21.
3. В первом овощехранилище на 5,6 т картофеля больше, чем во втором, а в двух овощехранилищах вместе 80 т картофеля. Сколько тонн картофеля во втором овощехранилище?
4. Постройте с помощью транспортира угол BAC, равный 35, и отложите на луче AB отрезок AM длиной 6 см. Используя угольник, проведите через точку M прямую, перпендикулярную AC и пересекающую луч АВ. Найдите площадь образовавшегося треугольника (в м2). Ответ округлите до сотых.
5. После того как была продана четверть конфет, вес ящика с конфетами уменьшился на 24%. Определите массу пустого ящика, если ящик с конфетами имеет массу 60 кг.
Вариант 2
1. Вычислите: (7,6 + 5,85) ∙ (10,9 – 4,86).
2. Решите уравнение 6,5x = 26,52.
3. На первом складе на 7,6 т угля меньше, чем на втором, а на двух складах вместе 100 т угля. Сколько тонн угля на втором складе?
4. Постройте прямоугольник ABCD со сторонами AB = 5 см, AD = 8 см. Проведите луч AM, пересекающий BС в точке M так, чтобы угол BAM оказался равным 40. Выполните необходимые измерения и найдите площадь образовавшегося треугольника BAM (в м2). Ответ округлите до сотых.
5. После того как была продана половина конфет, вес ящика с конфетами уменьшился на 45 %. Определите массу пустого ящика, если ящик с конфетами имеет массу 50 кг.