Публичное представление собственного инновационного опыта «Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»
Публичное представление собственного инновационного опыта «Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»
Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки.
В своей педагогической деятельности решаю следующие задачи:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- готовить учащихся к осознанному выбору профессии, развивать навыки самостоятельной работы.
Проработав в школе 45 лет, я убеждена, что педагогическая проблема
«Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»
является самой актуальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного опыта «Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»»
Представление инновационного педагогического опыта
Ивановой Галины Григорьевны,
учителя математики МБОУ СОШ № 8 г. Томмот.
Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки.
В своей педагогической деятельности решаю следующие задачи:
- развивать и укреплять интерес к предмету;
- использовать новые педагогические технологии;
- раскрывать способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
- готовить учащихся к осознанному выбору профессии, развивать навыки самостоятельной работы.
Проработав в школе 45 лет, я убеждена, что педагогическая проблема
«Формирование личности ученика на основе дифференцированного и индивидуального подхода к обучению»
является самой актуальной.
----Актуальность и перспективность опыта.
Долгие годы работая с детьми в детском доме-школе убеждаешься в том, что индивидуальный подход в обучении является той основой, на которой строится весь учебный процесс.
Трудности работы с учениками в нашей школе заключаются в том, что дети проявляют повышенное внимание к себе, имеют обостренную реакцию на мнение окружающих, высокое чувство собственного достоинства. Они амбициозны, но не всегда настойчивы и последовательны в достижении поставленных целей. Остро реагируют на собственные неудачи и успехи. Поэтому вся моя деятельность ориентирована на развитие личности ребенка в существующих условиях.
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Дифференцированное обучение - это форма организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Я стараюсь так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников.
Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.
На данный момент я работаю в 8, 10 классах.
Концептуальность
Дифференцированный подход необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Дифференциация обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением материала.
Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала; дифференцировать можно методы обучения, с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач, дифференцировать можно средства и формы обучения.
Оптимальность и эффективность.
В своей деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету и усваивает его надолго, другому нужна постоянная помощь учителя, третьему нужна подсказка, чтобы двигаться самому дальше, четвертый с большими трудностями воспринимает учебный материал.
Как при таких условиях научить всех?
Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка.
Дифференциацию провожу по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов.
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Подбор дифференцированных заданий, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
Учащихся класса условно делятся на три группы.
Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - ученики, которые требуют постоянной дополнительной помощи. Им нужны дополнительные объяснения, образцы выполнения заданий. Таких учеников большинство в классе.
2 группа – ученики, способные справиться самостоятельно, но иногда им нужна помощь учителя.
3группа – ученики, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Таких учеников мало, но они есть в каждом классе.
Ведущая педагогическая идея.
Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями.
Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и в процессе внеклассной работы.
Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет.
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в городских и российских математических олимпиадах
Результативность опыта.
В результате индивидуального подхода в обучении математики удается:
- раскрыть способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях.
Индивидуальный подход в обучении помогает учащимся подготовиться к ЕГЭ.
Меня волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, и поэтому я в своей педагогической деятельности осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся математике.