kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Проектно – исследовательская деятельность учащихся как один из факторов успешной подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ. »

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Доклад по теме

 « Проектно – исследовательская деятельность учащихся    как один из факторов успешной  подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ. »

                                                                                                 Выполнила учитель физики

                                                                                   МКОУ « СОШ №3» ИМРСК

                                                                                   1 категории

                                                                                     Ганза Е.А.

                               2016    учебный  год

                              Проектно – исследовательская деятельность учащихся

 как один из факторов успешной  подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ.

Наука и техника развиваются столь стремительно, что появление новых технологий зачастую не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Новое стало рядовым и привычным элементом реальности. Удивление и восторг от самого факта научного открытия и его достижения людьми уступили место восхищению и любованию новинками индустрии. Для школьника XXI века, с рождения окруженного новейшими технологическими разработками, они – удобный и легкий путь к освоению новых сервисов нового времени.  Ценность, сложность и красота научного исследования зачастую не представляет интереса для современной молодежи. В связи  с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, умеющих самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта.

            Как же увлечь  школьника в работу?

Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС нового поколения к обучающимся, говорит о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения. И в базисном учебном плане выделено основное направление такого вида деятельности: проектно - исследовательское.  

С другой стороны, одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ - основополагающая задача работы каждого учителя - предметника. Цели и задачи работы: изучение и анализ составляющих готовности учащихся к ЕГЭ, организационных форм работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике, анализ использования различных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в собственной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Проектно – исследовательская деятельность учащихся как один из факторов успешной подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ. »»








Доклад по теме





« Проектно – исследовательская деятельность учащихся как один из факторов успешной подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ. »











Выполнила учитель физики

МКОУ « СОШ №3» ИМРСК

1 категории

Ганза Е.А.









2016 учебный год

Проектно – исследовательская деятельность учащихся

как один из факторов успешной подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ.


Наука и техника развиваются столь стремительно, что появление новых технологий зачастую не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Новое стало рядовым и привычным элементом реальности. Удивление и восторг от самого факта научного открытия и его достижения людьми уступили место восхищению и любованию новинками индустрии. Для школьника XXI века, с рождения окруженного новейшими технологическими разработками, они – удобный и легкий путь к освоению новых сервисов нового времени. Ценность, сложность и красота научного исследования зачастую не представляет интереса для современной молодежи. В связи с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, умеющих самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта.

Как же увлечь школьника в работу?

Анализ требований, которые предъявляются ФГОС нового поколения к обучающимся, говорит о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения. И в базисном учебном плане выделено основное направление такого вида деятельности: проектно - исследовательское.

С другой стороны, одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ - основополагающая задача работы каждого учителя - предметника. Цели и задачи работы: изучение и анализ составляющих готовности учащихся к ЕГЭ, организационных форм работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике, анализ использования различных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в собственной работе.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Тем не менее, осуществление ЕГЭ в штатном режиме приведет к спаду интереса к исследовательской деятельности учащихся 10 – 11 – х классов. Данное мнение опирается на анкетирование старшеклассников: в старшей школе преобладает прагматический подход к образованию. Многие учащиеся и их родители ориентированы только на те виды деятельности, которые будут востребованы при итоговой аттестации. Но будущее у исследовательской деятельности есть!

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Особое место в работе ЕГЭ занимают задания части С, наиболее сложная и трудоёмкая часть работы, выполнение которой предполагает развёрнутые ответы. Задания, включенные в ЕГЭ по физике, позволяют учащимся продемонстрировать знания по предмету, свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать. ЕГЭ даёт возможность выявить действительно знающих учащихся, умеющих аналитически, критически и логически мыслить.

Кодификатор заданий показывает, что к такой работе можно приступать уже с 5 класса. Можно использовать такой алгоритм предэкзаменационного повторения:

- определить внутри каждой темы вопросы для обязательного повторения;

- вычленить вопросы для беседы в целях актуализации и закрепления ранее полученных знаний;

- отработать по теме, разделу типовые задания базового и повышенного уровней.

- в план подготовки к экзамену включить вопросы теоретического и практического (памятки) характера с целью оказания помощи в решении задач.

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех типах уроков, т.е. закладывая навыки исследовательской работы. Мало знать формулы, алгоритмы, важно уметь найти их в выражениях, выделить в тексте задания. В основе мышления человека лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление разных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках математики немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся. Поэтому уже в 7-ом классе можно давать такие задания, которые требуют навыка применения знаний в нестандартных ситуациях, стремления к поиску научной истины, т.е. целенаправленно готовить обучающихся к ЕГЭ необходимо уже с 7-го класса.

Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну. Учебные исследования можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные.

Монопредметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.

Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.

Надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.

В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется монопредметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики, как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.


Исследования на уроках

Применение исследовательского метода обучения возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Проведение учебного эксперимента может включать элементы или в целом научное исследование. Это наблюдение и изучение фактов и явлений, выделение проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, метода обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования.

Домашнее задание исследовательского характера.


Исследования вне урока

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Школьное ученическое научно-исследовательское общество. Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.


Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

- подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий);

- планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы);

- исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания);

- обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации);

- презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»);

- оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности.

В 7-ом классе работаем над коллективным проектом по теме «Силы», рассчитанным на целый год. На начальном этапе каждая из 4 групп получила проектное задание. Типы заданий следующие:

- практические задания (измерения, построения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания).

- практические задачи – задачи прикладного характера.

Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени на уроке;

- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;

- теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение;

- задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Все задания разделены на блоки по темам:

1. Сила. Основные понятия и элементы.

2.Сила трение в природе и технике.

3. Виды сил. (Сила тяжести. Сила упругости.Сила трения.)

4.Архимедова сила.

Такая работа позволяет подготовить учащихся к ОГЭ.

Подготовка к ЕГЭ – это не натаскивание ученика по учебному материалу, а систематический процесс научения на каждом уроке на протяжении всего обучения ученика в школе. Путь к успеху непрост. И учитель должен вести ученика по этому пути с пятого класса. Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется активной познавательной и исследовательской деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ в учебном процессе на любом этапе урока, как при изучении нового материала, так и при контроле и проверке знаний. Несмотря на то, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ проводится уже не первый год, мы все еще продолжаем спорить о сложности этой формы сдачи экзамена, о неспособности выпускников справиться с большей частью заданий. По данным психологов и педиатров можно говорить о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школе как о свершившемся факте. Поэтому, выполняя заказ государства по подготовке и проведению ЕГЭ, нам, учителям, необходимо грамотно планировать свою работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ганза Е.А.

Дата: 19.07.2017

Номер свидетельства: 424253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2070 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства