Проектная и игровая деятельность как средства реализации требований ФГОС ООО.
Проектная и игровая деятельность как средства реализации требований ФГОС ООО.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная и игровая деятельность как средства реализации требований ФГОС ООО.»
Проектная и игровая деятельность учащихся
как средства реализации требований
Федерального стандарта
Исполнитель: И.Н.Рогова
учитель математики
МБОУ «ООШ№31»
Киселевский городской округ
2017г.
Содержание
Введение
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Заключение
Литература
Введение
Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют в первую очередь новых методов обучения.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбирая материал, планируя уроки, педагог старается учитывать особенности каждого ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Главная задача школы – не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», – говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету педагоги создают элементы новизны на уроке; используют различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяют ИКТ; подбирают содержание дидактического материала; применяют элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности.
Проектная деятельность как средство реализации требований ФГОС
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести – метапредмет.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
В частности, образовательные системы «Школа 2100», «Гармонии» рассматривают проектную деятельность как обязательный элемент изучения курсов «математика», «окружающий мир» и «русский язык» и рекомендуемый для всех остальных курсов. Цель ее – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и дидактических материалов.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является ключевым. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Через опыт решения серии подобных задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Формирование умения решать проектные задачи, овладение обучающимися способами решения проектных задач помогает освоить учебно-проектную деятельность в последующем как ведущую.
Основное отличие проекта от проектной задачи в том, что при реализации проекта не задается порядок действий, проектировщиками определяется весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Для решения же практической задачи учитель предлагает школьникам все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи в начальной школе - это шаг к полноценной проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками стандартного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность апробирования различных путей решения. Они помогают учебному сотрудничеству, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях.
Проектная задача, как прообраз «полноценного» проекта имеет свою структуру. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез.
Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуации, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуации должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а, следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
На этапе моделирования исходной ситуации проводится анализ общей задачи, выделяются в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью сопоставления полученных результатов с поставленной задачей и при необходимости ее коррекции.
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают некоторое время и могут решаться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Количество и содержание проектных задач задается деятельностной технологией, которую реализует учитель. Для решения проектных задач предусматривается время в календарно-тематическом плане (программе). В общей сложности на решение предметных задач в начальной школе отводится 20-30% учебного времени.
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решении. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. Формирование вычислительных навыков у учащихся традиционно являлось одной из главных задач школьного математического образования и занимало в нем значительное место. Сегодня, в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков, казалось бы, отодвинулась на второй план. Возможность использования ЭВМ не мотивирует школьника на овладение им вычислительными навыками. Между тем, как считают исследователи, они являются наиболее эффективным техническим средством преобразования и сохранения информации. В настоящее время названные навыки могут реализовываться как с применением электронно-вычислительных устройств, так и без такого применения. Следует отметить, что умение пользоваться вычислительной техникой, как, оказывается, тоже требует определенного уровня, определенных качеств вычислительных навыков. Формирование названных навыков — сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности, от реализуемых педагогических и методических подходов к образованию школьников и к математическому образованию в целом. Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Резервом повышения эффективности формирования вычислительных умений и навыков являются, в частности, дидактические игры. В нашей стране вопросам изучения дидактических игр, как одной из форм обучения и воспитания, посвящены исследования ряда ученых: Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. И. Пидкасистого, Ж. С. Хайдарова, В. Г. Коваленко, В. М. Кузнецова и др. Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы. Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы: в 5–6-х; 7–9-х и даже в 10–11-х классах. Однако учителю при использовании игр необходимо учитывать ряд теоретических и практических трудностей. В частности, существуют две противоположные теоретические точки зрения на необходимость использования дидактических игр. Сторонники одного подхода (В. Г. Коваленко, Н. К. Ахметов, П. М. Пидкасистый и др.) теоретически обосновывают необходимость дидактических игр в обучении школьников, сторонники противоположного мнения (П. В. Горностаева, Л. А. Широкова и др.) пытаются обосновать вредность использования игровых методов обучения. Если встать на вторую позицию, то, естественно, никаких практических проблем по использованию игр не возникает в связи с отсутствием таковых в системе обучения. В зависимости от сюжетной основы игр, составленные и используемые в названных классах игры, мы разделяем на три класса: - Игры со сказочными сюжетами. Играя в такие игры, дети пытаются в связи с сюжетом игры либо хорошо исполнять какие-либо роли (например, роль «Знайки» или роль «Незнайки», Василисы-Премудрой, роль Царицы -Математики и др.)- Условие для хорошего исполнения той или иной роли — это правильное решение задач, или же специальное конструирование ошибок). - Игры, сюжет которых копирует сюжет известных популярных игр, в частности телеигр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Звездный час», «Колесо истории» и др. - Игры бессюжетные в том смысле, что для их успешного исполнения необходимо знание правил соревнования и школьный материал. К таким играм можно отнести игры типа «Математическое лото», «Математическое домино», «Математические карты», «Математическая эстафета», «Кто быстрее?» и др. Используемые при изучении числовых систем игры, можно разбить на классы по-другому. Действительно, при изучении всех числовых систем, методика требует выделения следующих логических шагов: введения новых чисел, сравнения чисел (определение и правила сравнения), определения и правил выполнения арифметических операций; введения и использования свойств арифметических операций. На основе наличия выделенных шагов, проведена ниже представленная классификация: - игры и игровые элементы для усвоения сравнений чисел; - игры и игровые элементы для усвоения операций над числами; - игры и игровые элементы для использования свойств над операциями. Кроме того, классифицируя игры можно исходить из следующего обстоятельства: учитывать, что в действующих учебниках математики, изучение числовых множеств выполняется по схеме: натуральные числа (все четыре операции; 5 класс) = положительные обыкновенные дроби (сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 5 класс) = положительные десятичные дроби (все четыре действия, 5 класс) = положительные рациональные числа (сложение и вычитание с разными знаменателями, умножение и деление; 6 класс) = положительные и отрицательные числа (все четыре действия, 6 класс). В соответствии с таким обстоятельством, игры мы классифицировали в соответствии с тем или иным изучаемым числовым множеством. На уроках математики можно использовать игру «Крестики-нолики» может быть использована на любом предметном материале математики и других учебных дисциплин.
Цели (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.
2. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.
3. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитиемыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.
Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):
1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Заключение
Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на указанные требования. Одно из инновационных направлений развития школы – построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на начальную школу, в которой должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к основной школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии.
Проектная линия образовательного учреждения должна быть выстроена следующим образом: проектная задача (начальная школа) – групповые, парные, индивидуальные проекты (основная школа) – индивидуальная образовательная программа старшеклассника как завершающий весь этап школьного образования кульминационный личностно значимый проект (старшая школа).
Использование дидактических игр открывает определенные перспективы в деле повышения интереса учащихся к урокам математики, и, как следствие, повышению качества знаний (ибо занятия неинтересным делом отупляют школьников, вызывают у них чувство агрессии и отвращения к урокам математики).
Литература
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М., Просвещение,2010.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М., Просвещение,2011.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей. – М., Просвещение,2011.
Математика. 5–8 классы: игровые технологии на уроках/ авт. — сост. И. Б. Ремчукова. — Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.