Разработка методики применения проектной задачи
Данная разработка подготовлена:
ФИО автора работы: Степанова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель математики
Место работы: с. Верещагино, Туруханского района
Учреждение: МКОУ «Верещагинская СОШ»
Адрес электронной почты: ek_5757@mail.ru
Название работы: «Задачи на проценты»
Предметная область: математика (реальная математика)
Участники:14 лет, 9 класс
Срок реализации: четыре урока
Результат: защита проекта, а затем помощь одноклассникам, испытывающим затруднения в данном материале.
Цели и задачи:
- Обобщить и классифицировать задачи на проценты,
- научиться решать задачи на проценты, с которыми каждый из нас может столкнуться в повседневной жизни.
-воспитывать навыки коллективной работы
- продолжить развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать
Образовательный результат:
- Классификация задач на проценты на три группы
-Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
-Защита проектов (презентация)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации
Тип занятия:
Проектная задача.
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне действовать самому - и я научусь»
Конфуций
Ход занятия
I этап. Организационный момент. Приветствие.
Тема нашего занятия "Задачи на проценты". Мы долго шли к этому событию:
сначала получили теоретические основы этого вопроса; узнали историю возникновения процентов; решили множество учебных задач.
Проценты одно из немногих математических понятий, которое очень широко встречается в повседневной жизни и ваша задача показать применение полученных знаний по этой теме в некоторых сферах деятельности человека.
Наше занятие - проект, рассчитанный на четыре урока. Его мы построим таким образом: вначале повторим основные вопросы, связанные с процентами, затем вместе проведём классификацию задач на проценты. После этого вы организуетесь в три группы, получите задания, которые будете выполнять на сегодняшнем и на следующих двух уроках. А на четвёртом уроке проведём защиту проектов. Итак, проверим готовность к уроку!
II этап. Актуализация опорных знаний.
Повторим.
Что называется процентом? (Процент - это одна сотая часть)
Каким образом проценты перевести в дробь? (Поскольку проценты являются разновидностью дробей, то задачи на проценты являются по существу теми же задачами на дроби)
В простейших задачах на проценты некоторая величина "а" принимается за 100% (целое), а ее часть "b" выражается числом "р%".
При классификации задач на проценты можно выделить три основные группы: обычные задачи на проценты (повседневные, вычисления процентов от числа); задачи на смеси, растворы, сплавы; задачи банковских систем (кредиты, вклады).
III этап. Получение заданий
Сейчас распределяемся по группам, в каждой группе 2-3 человека и получаем задания.
Задание для группы 1.
Сбор информации по теме « Обычные задачи на проценты (повседневные, вычисления процентов от числа)» (использование материалов учебников математики 5-6 классы, алгебры 7-9 классы, справочников, Интернета).
Подбор 5 -7 задач данной теме
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
Сбор информации по теме «Задачи на смеси, растворы, сплавы» (использование материалов учебников математики 5-6 классы, алгебры 7-9 классы, справочников, Интернета).
Подбор 5 -7 задач данной теме .
Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
Сбор информации по теме «Задачи банковских систем» (кредиты, вклады» (использование материалов учебников математики 5-6классы, алгебры 7-9 классы, справочников, Интернета).
Подбор 5- 7 задач данной теме
3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта (презентация).
IV этап. Работа в группе над проектной задачей.
V этап. Защита проектов и подведение итогов.
После защиты проекта
Оцениваются результаты работы групп в соответствии с критериями оценки, ребята получают карточки
Отношение к проекту (занятию) и к своей работе | Оценивание «+» или «-» |
Я доволен , мне очень понравилось. | |
Мне понравилось занятие, но в моих знаниях есть пробелы. | |
Занятие прошло для меня даром, ничего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю. | |
Я не доволен занятием , ничего не понял и как решать задачи на проценты я не знаю. | |
Оценка себе/ занятию: | |
На примере решенных задач мы увидели практическое применение "Процентов" в различных сферах деятельности человека: мыслили глобально, действовали локально.
Спасибо за работу.
Литература:
1.Математика. Базовый уровень. ГИА-2014. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –Ростов –на- Дону: Легион, 2013
2. Математика. Базовый уровень. ЕГЭ-2012. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –Ростов –на- Дону: Легион-М, 2011
3.Сборник задач по математике с решениями. 7-11 кл. Под ред. М.И.Сканави. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.Письменный Д.Т. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Айрис, Рольф, 1998
4. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Авт. – сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 205 с.
5. http://yukhym.com/ru/matematika/prostye-protsenty-reshenie-zadach.html
Приложение 1: Отчёт первой группы
Обычные задачи на проценты (повседневные)
В этот вид задач входят все задачи, начиная с простого вычисления процента от числа и заканчивая самыми разнообразными ситуациями нашей жизни, требующими вмешательства процентов.
Задача 1
В математическом кружке занимаются 15 учеников. 60% из них - мальчики. Сколько мальчиков занимаются в математическом кружке.
Решение:
15 : 100×60 = 9
Ответ: в кружке занимаются 9 мальчиков.
Задача 2
В магазин привезли 50 пачек соли. За день продали 8 пачек. Сколько процентов соли продали за первый день?
Решение:
8 : 50 × 100 = 16%
Ответ: в первый день продали 16% соли от всего привоза.
Задача 3
В парке растет 35 берёз. Это составляет 25% от всех деревьев в парке. Сколько всего деревьев в парке?
Решение: 35 : 25 × 100 = 140
Ответ: в парке всего растут 140 деревьев.
Задача 4
При оплате услуг через платёжный терминал взимается комиссия 7%. Терминал принимает суммы, кратные 10 рублям. Маруся хочет положить на счёт своего мобильного телефона не меньше 300 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приёмное устройство?
Решение:
7% от 300 это 0,07×300 =2, значит, терминал снимет более 21 рубля.
Проверим, хватит ли 330 рублей .
330- 330×0,07 = 306,9
306,9 300
Значит, 330 рублей хватит.
Ответ: 330 рублей.
Задача 5
Магазин делает пенсионерам скидку на определённое количество процентов от цены покупки. Пакет ряженки стоит в магазине 45 рублей. Пенсионер заплатил 36 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионера?
Решение:
Эту задачу можно решить, применяя пропорцию
45р. – 36р. = 9 р. - скида
45 р. – 100%
9 р. – х, отсюда находим х
х = 9×100:45,
х = 20 (%) - скидка
Ответ: 20%
Задача 6
Флакон шампуня стоит 210 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?
Задача 7
Одна таблетка лекарства весит 10 мг и содержит 30% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 4 лет врач прописывает 1,5 мг активного вещества на каждый кг веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте 3 лет и весом 14 кг в течении суток?
Приложение 2: Отчёт второй группы
Задачи на смеси, растворы, сплавы.
Задачи такого типа встречаются в различных ситуациях- это и смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием солей, кислот различной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием металлов и т.д. для таких задач можно использовать формулу: nk = mв: mр , где nk –концентрация вещества, mв –масса вещества, mр- масса раствора.
Задача 1.
5 литров сливок с содержанием жира 35% смешали с 4 литрами 20%-ных сливок и к смеси добавили1 литр чистой воды. Какой жирности получилась смесь?
Решение:
0,35×5+0,2 ×4= р(5+4+1)
р = 0,255
р = 25,5%
Ответ: 25,5%
Задача 2
К 15 литрам 10% -ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-рый раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?
Решение:
х л- добавили 5%-ного раствора соли,
(15+х) л- стало нового раствора,
0,08(15+х) л соли.
15×0,1 л соли содержится в 15л 10% -ного раствора
0,05х л соли содержится в х л 5% -ного раствора
Уравнение:
1,5+0,5х = 0,08(15+х)
Решение:
0,05х-0,08х = 1,2-1,5
-0,03х =-0,3|: (-0,03),
х =10
Ответ: добавили 10 л 5% -ного раствора.
Задача 3
В бидон налили 3 литра молока 1% -ной жирности и 7 литров молока 6% -ной жирности. Какова жирность полученного молока(в процентах)?
Решение:
Воспользуемся формулой : nk = mв: mр
nk =(3×0,01+7×0,06) :10 = 0,45:10 =0,045
Переведём в проценты
0,045×100 = 4,5%
Ответ: 4,5%
Задача 4
Смешали два раствора уксуса: первый массой 200г, второй -300 г. Концентрация первого раствора 9%, второго – 12%. Какова концентрация полученного раствора?
Задача 5
К 15 л 10%-ного раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?
Задача 6
Имеются два куска сплава меди и цинка с процентным содержанием меди 42% и 65% соответственно. В каком отношении нужно взять эти сплавы, чтобы переплавив, получить сплав, содержащий 50% меди?
Приложение 3: Отчёт третьей группы
Задачи банковских систем
Данный вид задач – задачи, связанные с начислениями процентов в банке по вкладам и кредитам. При решении таких задач обычно используются две формулы:
1. Sn = S0×(1+pn:100) –формула простых процентов
2. . Sn = S0×(1+p:100)n - формула сложных процентов
Sn - полученная сумма, S0 – начальная сумма, n – количество лет, p – процентная ставка
Задача 1.
Каким должен быть начальным вклад, чтобы при ставке 4%в месяц он увеличился за 8 месяцев до 33 000р.
Решение:
So × (1+8 ×4: 100) = 33000,
So = 25 000(р)
Ответ: 25 000р
Задача 2.
Вкладчик открыл счёт в банке, внеся 2 000 р. на вклад, годовой дохолпо которому составляет 12% ,и решил в течении 6 лет не брать процентные начисления.Какая сумма будет лежать на его счёте через 6 лет?
Решение:
Будем использовать формулу сложных процентов
Sn = S0×(1+p:100)n , получим
S6 = 2000(1+12:100)6 = 2000× 1.126 =3947,65
Ответ: 3947рублей 65 коп.
Задача 3
По какой процентной ставке вклад на сумму 500 р. возрастёт за 6 месяцев до 650 р.?
Решение:
Воспользуемся формулой простых процентов
500 ( 1+ (6p) :100) = 650?
p=(650:500 – 1) ×100: 6
p= 5
Ответ: 5 %.
Задача 4
Банк выплачивает вкладчикам каждый год 85 от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200000 р. Какая сумма будет на его счете через 5 лет?
Задача 5
Вкладчик разместил сумму размером 1600 рублей в банк на один год, однако ему пришлось забрать деньги через семь месяцев. Процентная ставка при досрочном снятии депозита составляет 9 % в год. Найти сумму, которую получит вкладчик.
Задача 6
Заемщик получил кредит на сумму 20000 рублей под 32% годовых. Через 240 дней кредит был полностью погашен. Рассчитайте, какую сумму заемщик отдал банку? Насколько отличается эта сумма от одолженной?
Задача 7
При несвоевременной уплате долгов насчитывают 2% пени за каждый просроченный день. Какую сумму нужно заплатить через 12 дней после срока погашения 500 рублей долга?
Литература:
1.Математика. Базовый уровень. ГИА-2014. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –Ростов –на- Дону: Легион, 2013
2. Математика. Базовый уровень. ЕГЭ-2012. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –Ростов –на- Дону: Легион-М, 2011
3.Сборник задач по математике с решениями. 7-11 кл. Под ред. М.И.Сканави. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.Письменный Д.Т. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Айрис, Рольф, 1998
4. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Авт. – сост. В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 205 с.
5. http://yukhym.com/ru/matematika/prostye-protsenty-reshenie-zadach.html