kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Зачем нужны старинные меры длины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: выяснить, какие единицы измерения существовали  раньше и  какими человек пользуется до сих пор на примере единиц измерения Древней Руси. Как можно измерить рост человека при помощи рук? А классную комнату  в каких единицах удобно измерить?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Зачем нужны старинные меры длины"»

Дубко Илья , 5 класс Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская

МБОУ СОШ№2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район

«Зачем нужны старинные меры длины»

Научный руководитель: Козляковская Лидия Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ№2

Научная статья.

  1. Введение.

Актуальность темы.

Помните мультфильм про 38 попугаев? Мартышка, попугай, питон и слон пытались измерить длину питона. Но они не знали как, и стали измерять его в мартышках, слонах и попугаях... С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длину предметов, время, площадь, объем и т. д. Порой, читая литературное произведение, параграф по истории или даже пословицу, сталкиваешься с проблемой - трудно представить себе внешний вид предметов или даже понять смысл некоторых описаний, не зная конкретной меры измерения. Например, знакомясь с образом Герасима в произведении Ивана Сергеевича Тургенева, я задумался, какого роста был «мужчина двенадцати вершков». А вот в сказке Ганса-Христиана Андерсена «Дюймовочка» - имя девочки названо старинной меры длины – дюймом. «Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом». У меня возник вопрос, какого роста была девочка, и что за дюйм, а сноски нет. Или почему появились известные фразеологизмы: «Семи пядей во лбу» и «Коломенская верста». А нужно ли современному человеку знать старинные меры длины? И что значит измерить длину?



Цель моей работы: выяснить, какие единицы измерения существовали раньше и какими человек пользуется до сих пор на примере единиц измерения Древней Руси. Как можно измерить рост человека при помощи рук? А классную комнату в каких единицах удобно измерить?



Задачи:

- проанализировать и сравнить старинные меры длины и выяснить их происхождение, изучив литературные источники;

- рассмотреть значение единиц измерения в жизни современного человека;

- найти и объяснить примеры использования старинных мер длины в литературных текстах, пословицах и поговорках;

-выяснить какие старинных единиц измерения знают старшеклассники;

- обобщить полученные результаты;

- сделать буклет о старинных единицах измерений;

-шагомеры;

-познакомить с результатами своей работы учащихся школы.

Методы:

- консультирование с библиотекарем, учителем математики;

- изучение литературы и интернет ресурсов;

- проведение блиц-опроса;

- измерение одноклассников; классной комнаты

- проведение анкетирования

2.Основная часть.

Изучив литературу по теме проекта, а также пролистав немало книг в библиотеке и страниц в интернете, хочу поделиться с вами своими исследованиями.

На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. Они отличали друг от друга совокупности двух и трех предметов, например: о численности группы из двух предметов они говорили: «Сколько же, сколько глаз у человека», а о множестве из двадцати предметов: «Столько же, сколько пальцев у человека». Потом считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена означало, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если у кого-то было двадцать коз, это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги. Всякая совокупность, содержавшая большее число предметов, объединялось в понятие «много». В Древней Руси неопределенно большое количество обозначало слово «семь». Русские пословицы сохранили память об этой эпохе: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу», «семь бед – один ответ», «двое пашут, а семеро руками машут», «семеро одну соломку подымают», «семеро одного не ждут». Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

Основные древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23см. Локоть - расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки, соответствует двум большим пядям – около 46 см. Эта единица измерения имела свой вариант – локоть со сжатыми пальцами равнялась размеру в две малые пяди.

Сажень - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению и величине саженей было больше десяти. «Маховая сажень» - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (около 1,76) . «Косая сажень» - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки (примерно 248 см). Используется в словосочетании: «у него косая сажень в плечах» (в значении - богатырь, великан).

Интересный и смешной факт случился во время моего изучения единицы длины: где 1 вершок = 4,4 см. Возвращаясь к описанию роста Герасима, стало забавно, что «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём» возник в образе несуразного карлика (4,4*12) ростом 53 см. Однако, покопавшись глубже, обнаружил, что при использовании вершков для измерения роста людей, результаты выражались особым образом. В этих случаях в вершках указывался не собственно рост, а только то, насколько он превосходил два аршина. Пришлось узнать, что аршин равен чуть больше 70 см. Поэтому для получения истинного роста к значению, выраженному в вершках, следует прибавлять два аршина. Это означало, что рост Герасима равен 12 вершков + 2 аршина, что составляет приблизительно 195 см. (53+71*2).Читая книгу «Дождь на радуницу» я нашел фразеологизм «Семи пядей во лбу» и выяснил его значение. «Слушай, а что за парень этот Сашка?.. — Парень как парень. Обыкновенный. Как мы с тобой. Не лучше, не хуже… «В том-то и дело — обыкновенный, — думал Иван. — Если бы был какой-нибудь выдающийся, семи пядей во лбу, я бы легко понял, почему она его помнит, не хочет забывать» (Вячеслав Шугаев).Оказывается, так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму. Употребляя это выражение, мы, конечно, не задумываемся о том, что точности оно обозначает. «Пядь», или «четверть», — старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами на один метр двадцать шесть сантиметров. Вряд ли такой умник был бы доволен своей внешностью. Слово «пядь» участвует еще и в выражениях «ни пяди», «ни на пядь» («ни капельки», «нисколько»).

Идеальные пропорции фигуры девушки люди пытались определить во все времена. Самый древний канон о пропорции тела датируется 3000 годом до н.э. С тех пор он неоднократно изменялся. Основными мерками были длина стопы, лица, головы. Основными мерками были длина стопы, лица, головы. Я предлагаю здесь законы пропорции тела, которыми пользовался Леонардо да Винчи: пропорции фигуры человека 1 длина ладони равняется длине 4 пальцев, стопа равна 4 ладоням, рост человека – 24 ладони; расставленные ноги и поверхность пола образуют равносторонний треугольник; рост равен полному размаху рук и т.д.

«Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» – воскликнул средневековый философ Марсилио Сичино. И я принялся за определение своего роста с использованием старинных мер длины. Итак, мой рост 1м 44см =2 аршина и полвершка(2 см)=8 пядей=33 вершка=3,2 локтя.

В литературе мне запомнилась одна фраза, что рост человека равен 1,02 маховой сажени. Я дома измерил свой рост и маховую сажень и нашел их отношение 144/141=1,02. У меня получилось идеально. Тогда я решил проверить отношение у своих одноклассников.



Мальчики 5 В класса

Фамилия,имя

Рост

Маховая сажень

Результат деления

Дубко Илья

144см

141см

1,02

Сладкомедов Алексей

153см

149см

1,03

Щербина Евгений

144см

147см

0,98

Аветисян Аветис

133см

123см

1,08

Лебедев Алексей

163см

155см

1,05

Саркисов Кирилл

174см

173см

1,01

Попков Иван

156см

146см

1,07


1067см

1034см

1,03

Девочки 5 В класса

Фамилия,имя

Рост

Маховая сажень

Результат деления

Углачева Маргарита

144см

139см

1,03

Наумова Людмила

147см

139см

1,06

Панченко Полина

146см

146см

1,00

Иноземцева Настя

152см

148см

1,03

Дусар Светлана

146см

147см

0,99

Данич Дарья

146см

141см

1,04

Черненко Виктория

162см

153см

1,06

Шадрина Настя

153см

153см

1,00

Бережная Настя

150см

146см

1,03

Дивченко Екатерина

144см

140см

1,03

Гузь Екатерина

150см

151см

0,99

Пенькова Екатерина

140см

137см

1,02


1780см

1740см

1,02



Итак, средне статистически: из 19 человек идеально сошлось отношение роста к маховой сажени у 2 человек, у девочек в среднем идеально-1,02, у мальчиков почти 1,03.Общий рост класса 2847см-маховая сажень 2774см. Их отношение равно-1,026.

Маховая сажень взрослого человека- 2,5 аршина или 177,5 см. Почти приблизился к идеалу - Саркисов Кирилл -173см. Значит, для того чтобы измерить длину предмета в прикидку можно расставить руки и длина будет известна.

Рост моих одноклассников я также выразил в разных единицах измерения:

№п/п

Фамилия Имя

Рост в см

Вершок

4,4см

Пядь

18см

Локоть 45см

Аршин 71см

1

Дубко Илья

144см

32,7

8

3,2

2,02

2

Сладкомедов Алексей

153см

34,7

8,5

3,4

2,15

3

Щербина Евгений

144см

32,7

8

3,2

2,02

4

Аветисян Аветис

133см

30,2

7,38

3,0

1,87

5

Лебедев Алексей

163см

37,0

9

3,6

2,29

6

Саркисов Кирилл

174см

39,5

9,7

3,9

2,50

7

Попков Иван

156см

35,5

8,7

3,5

2,19

8

Углачева Маргарита

144см

32,7

8

3,2

2,02

9

Наумова Людмила

147см

33,4

8,2

3,3

2,07

10

Панченко Полина

146см

33,2

8,1

3,2

2,06

11

Иноземцева Настя

152см

34,5

8,4

3,4

2,14

12

Дусар Светлана

146см

33,2

8,1

3,2

2,06

13

Данич Дарья

146см

33,2

8,1

3,2

2,06

14

Черненко Виктория

162см

36,8

9

3,6

2,28

15

Шадрина Настя

153см

34,7

8,5

3,4

2,15

16

Бережная Настя

150см

34,0

8,3

3,3

2,11

17

Дивченко Екатерина

144см

32,7

8

3,2

2,02

18

Гузь Екатерина

150см

34,0

8,3

3,3

2,11

19

Пенькова Екатерина

140см

31,8

7,7

3,1

1,97



2847см

34,0

8,32

3,3

2,11



Но я продолжил работу и решил измерить классную комнату в маховых саженях. Мне пришлось просить помощи одноклассников. Измерения проводили на уровне размаха рук.



Длина комнаты

Ширина комнаты

5,5 маховых сажени

4 и еще чуть маховой сажени

8 м

6 м



Посмотрев таблицу я пришел к выводу, что современные единицы измерения точнее, привычнее и практичнее.

А как же измеряли в старину большие расстояния?

Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста, или поприще. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. В дальнейшем это расстояние равнялось 1066 м. До нашего времени сохранились пословицы: «Любовь не верстами измеряется», «Москва верстой далека, а сердцу рядом», «От слова до дела целая верста». Мне же предстояло выяснить, что означает выражение «Коломенская верста». В XVII веке русский царь Алексей Михайлович Романов расставил от Москвы до своей любимой летней дачи в селе Коломенском высокие каменные столбы-версты, которых в России еще не бывало. Его сын Петр I расставил столбы уже по всем почтовым дорогам, но по размерам они были значительно меньше. Позже о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую версту.

Не было народа, который не изобрел бы своих единиц измерения. Моряки измеряли путь трубками, то есть расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара, в Японии – лошадиный башмак, то есть путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову.

У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела – дальность полета стрелы. Наши выражения «не подпускать на ружейный выстрел», позднее «на пушечный выстрел» – напоминают о подобных единицах длины.

В наше время очень актуально стало движение. Несмотря на ускорившийся ритм жизни, современный человек ходит значительно меньше, чем его предок. Это объясняется сидячей работой, наличием собственных автомобилей и изменившимся образом жизни людей. Однако людям нужно стараться чаще ходить, чтобы поддерживать свой организм в тонусе. Бабушка и мама рассказывали, что в детстве они играли в подвижные игры на улице: футбол, лапту, штандер, борьбу за знамя, чехарду, казаки – разбойники. Многие мои одноклассники свой досуг проводят за играми на компьютере. Поэтому очень важны стали шагомеры. Шагомер кто-то посчитает необходимым, а кто-то игрушкой для баловства... Например, некоторые японские исследователи утверждают, что человеку нужно ежедневно делать не менее 10 тысяч шагов. Но как людям подсчитывать свои шаги, ведь ходьба – процесс естественный, над которым человеку не свойственно задумываться. Несмотря на популярность шагомеров, многие люди по-прежнему не знают, зачем нужны эти гаджеты. Дело в том, что далеко не каждый человек понимает, зачем нужно считать свои шаги. Однако в этом нет ничего сложного. Подсчёт шагов преследует такие цели: контроль растрачиваемых калорий; мотивирование на прохождение больших расстояний; повышение эффективности прогулок; ведение учёта пройденных шагов за день, неделю или месяц. Итак, шагомер это действительно полезное устройство для людей, которые ведут активный образ жизни и следят за своим организмом.

В последнее время знание старинных мер длины стало актуальным. Тесты на их знание встречаются во всесоюзных проверочных работах, тестах единого государственного экзамена по математике для учащихся 11 классов.



Задание 9 № 506315 ЕГЭ сайт Гущина

Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­я­ми величин, встре­ча­ю­щих­ся в рус­ских по­сло­ви­цах и поговорках, и их приближёнными значениями:

ВЕЛИЧИНЫ

 

ПРИБЛИЖЁННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

А) От горш­ка два вершка

Б) Косая са­жень в плечах

В) Семь вёрст не круг

Г) Будто аршин про­гло­тил

 

1) 2,5 м

2) 9 см

3) 70 см

4) 7 км

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 



3.Заключение

Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научился использовать старинные российские меры длины, узнал много исторических фактов Древней Руси.

Я считаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с подобной информацией, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений.





4.Литература и Интернет ресурсы

    1. Депман И. Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение 1989. Детская энциклопедия. Обо всём на свете - М.:АСТ Астрель, 2001

    2. Детская энциклопедия. Открытия и изобретения, 2009

    3. http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html

    4. http://mer.kakras.ru/

    5. http://www.kipstory.ru/mera/

    6. https://ege.sdamgia.ru/

7. http://ru.wikipedia.org – Интернет словарь

8. http://nplit.ru – библиотека юного исследователя;

9. https://ege.sdamgia.ru/






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Зачем нужны старинные меры длины"

Автор: Дубко Илья Владимирович

Дата: 27.07.2017

Номер свидетельства: 424535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства