Однажды вечером, делала я алгебру. Были там и примеры и выражения… Вычислять приходилось только в столбик. И тут я подумала… Что, если решать примеры другими способами умножения? Я решила изучить «уникальные способы умножения чисел».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.2. Обучение пятиклассников применению необычных способов умножения……………………………………………………………………стр.9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………….стр.10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…...стр.11
ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке невозможно представить себе жизнь человека, не производящего вычислений: это и продавцы, и бухгалтера, и обыкновенные школьники. Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без неё нельзя освоить эти предметы. Две стихии господствуют в математике — числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и действий с ними.
Обоснование выбора темы:
Однажды вечером, делала я алгебру. Были там и примеры и выражения… Вычислять приходилось только в столбик. И тут я подумала… Что, если решать примеры другими способами умножения? Я решила изучить «уникальные способы умножения чисел».
Цель проекта:
Изучить некоторые нестандартные приёмы умножения и показать, что их применение делает процесс вычисления рациональным и интересным и для вычисления которыми, достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Задачи проекта:
1. Найти необычные способы умножения.
2. Научиться их применять.
3. Выбрать для себя самые интересные или более лёгкие, чем те, которые предлагаются в школе, и использовать их при счёте.
4. Научить одноклассников применять новые способы умножения.
Объект исследования:
Участники научно – практической конференции.
Методы исследования:
1. Работа с литературой и материалами Интернета по данной теме;
2. Изучить способы умножения.
3. Применить способы умножения в решении примеров.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Древнерусский способ умножения на пальцах
Это один из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы.
Принцип этого способа: умножение на пальцах однозначных чисел от 6 до 9. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.
Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.
Например, умножим 7 на 8. В рассмотренном примере будет загнуто 2 и 3 пальца. Если сложить количества загнутых пальцев (2+3=5) и перемножить количества не загнутых (2•3=6), то получатся соответственно числа десятков и единиц искомого произведения 56 . Так можно вычислять произведение любых однозначных чисел больше 5.
Умножение на пальцах на 9
Очень легко воспроизводится "на пальцах" умножение для числа 9. Разведите пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки. Допустим, хотим умножить 3 на 9. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 3. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 2 пальца не загнуто, справа - 7 пальцев. Таким образом, 3·9=27.
1.1.2. Как умножить на 11 любое двузначное число
1.Напишем 43 с пробелом по серединке
4 _ 3
Теперь сложим 4 и 3.
4+3=7
И семерку вставим в серединку вместо пробела.
4 7 3
2.Так же пишем 76 с пробелом по серединке.
7 _ 6
Затем складываем между собой 7 и 6.
7 + 6 = 13
Тройку вставим вместо пробела, а единичку прибавим к семерке.
3 6.
1.1.3. «Решётчатое умножение»
Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют числу десятичных знаков у множимого и множителя. Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи. Такие ставни вешались на окна венецианских домов…»
1.1.4. «Простое умножение»
умножим 95 на 88. В уме эти числа необходимо разложить на составляющие от 100.
(100-5)*(100-12)
Первые две цифры ответа - это первый множитель минус остаток второго разложенного или наоборот второй множитель минус первый остаток, кому как удобнее.
(95-12)=83 или (88-5)=83
вторые две цифры ответа - нужно просто перемножить остатки от ста
(5*12)=60
итого 95*88=8360
1.1.5. Еще один способ умножения двузначных чисел
Пример 1.
Умножим 48 на 64. Первым действием умножаем десятки с единицами (4*4=16). Вторым действием умножаем единицы на десятки (8*6=48). Складываем получившиеся произведения (16+48=64). Число 64 нужно запомнить! Теперь перемножаем десятки с десятками: 6*4=24,и сразу к 24 в разряд единиц прибавляем 6, от 64. Получается 30. Следующим действием умножаем единицы с единицами: 8*4=32, и к 32 в разряд десятков прибавляем 4= 72. Получаем два числа 30 и 72. В общем это 3072.
Пример 2.
Умножим 87 на 36.
8*6=48 + 7*3=21
69
8*3=24;24+6=30
Умножаем единицы с единицами: 7*6=42.К 42 в разряд десятков прибавляем 9, получается 13, 3 записываем в разряд единиц = 32,а 1 уходит в первое число(30+1=31).Ответ:3132.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Выбор удобных способов умножения
Работая над проектом, я рассмотрела несколько способов умножения чисел. Все они по-своему интересны. Некоторые из них являются очень лёгкими и удобными в использовании. Другие, напротив, очень трудоёмки и сложны в использовании, их сложно запомнить, а значит, и сложно будет применять на практике. Одной из задач моей работы являлась «Выбрать для себя самые интересные или более лёгкие, чем те, которые предлагаются в школе, и использовать их при счёте». Для меня такими являются умножение на пальцах на 9 и умножение двузначных чисел на 11.
Я уже отметила, что для меня интересными и лёгкими оказались способы умножения на пальцах на 9 и умножение двузначных чисел на 11. Я предложила Нине Петровне попробовать научить пятиклассников этим способам умножения. С этой целью я пришла к ним на один из уроков математики. Ребятам очень понравились новые способы умножения. Я надеюсь, что они не забудут их и будут пользоваться ими для упрощения вычислений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я выяснила, какие способы умножения существуют и где их применяют; научилась использовать новые способы умножения.
Я приходила на урок математики в 5 класс, научила их умножать на 9 и на 11. Ребятишкам понравились эти способы умножения, и, по словам Нины Петровны, на 9 таблицу умножения теперь знают все пятиклассники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глейзер, Г. И. История математики в школе: пособие для учителей ⁄ под редакцией В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – С. 376 .
2. Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994. – С. 142.
3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Авата+, 2003. – С. 130.