Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Параметры: через тернии к успеху"»
Программа элективного курса
«Параметры: через тернии к успеху»
10 – 11 классы /профильный уровень/
1 час в неделю
Учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «Вишневогорская средняя
общеобразовательная школа № 37»
Звигинцева Галина Николаевна
г.п.Вишневогорск, 2017г.
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Основная функция курсов по выбору в системе профильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии существенным образом связанных с математикой, работа со способными, мотивированными к активной познавательной деятельности и одаренными обучающимися.
Данный курс поддерживает изучение основного курса математики и направлен на расширение знаний одаренных учащихся по отдельным темам базовой общеобразовательной программы по математике, а также изучение некоторых тем, выходящих за их рамки, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач нестандартными приемами.
Поэтому целесообразно включение курса «Параметры: через тернии к успеху» в систему профильной подготовки учащихся по математике. Он дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
Задачи с параметрами часто встречаются на вступительных экзаменах по математике и столь же часто оказываются не по силам абитуриентам, т.к. у большинства учащихся нет должной свободы в обращении с параметрами. Таким задачам следует уделять больше внимания. Они представляют математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков. Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Задачи с параметрами играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
В настоящее время на экзамены за курс основной школы и на вступительных экзаменах предлагаются задачи с параметрами, решения которых вызывает у учащихся затруднения. Поэтому данная тема необходима для изучения.
Материал этого курса предназначен для учащихся 10-11 профильных классов и рассчитан на 68 часов, в объеме 1 час в неделю.
Цель курса:
помочь учащимся составить представление о параметре, о том, что значит решить задачи с параметрами
сформировать у учащихся умения и навыки решения задач с параметрами
познакомить с методами решения задач с параметрами.
Задачи курса:
расширить сферы математических знаний учащихся (задачи с параметрами)
познакомить учащихся с видами задач с параметрами
развивать способности учащихся к исследованию параметра
предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности при решении задач с параметрами
учить ребенка соединять воображение с логикой
предоставить учащимся возможность самим придумывать задачи с параметрами.
В результате изучения данных тем учащиеся должны:
усвоить понятие «параметр»
уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметрами
уметь решать показательные, логарифмические, иррациональные, тригонометрические уравнения с параметрами
уметь решать неравенства с параметрами
познакомиться с графическими приемами решения задач с параметрами
Основными технологиями при изучении данного элективного курса являются уроки с применением ЦОР, с использованием электронного учебника Л.Я. Боревского «Курс математики для школьников и абитуриентов.М., 2000г., Медиахауз (лучшие компьютерные программы)», презентации, подготовленные учителем и учащимися, тесты из учебных пособий для подготовки к ЕГЭ по математике «Типовые тестовые задания по математике»
Итоговый контроль за уровнем усвоения изученного материала осуществляется в форме:
проверочных работ по изученному блоку
зачетных работ по пройденному курсу
защиты и презентации работ с решениями различных задач
с параметрами, составленных самими учащимися
При оценке знаний учащихся основной упор делается на рефлексию и самооценку. Итогом изучения курса должны быть зачетные работы по решению задач с параметрами, которые учащиеся выполняют самостоятельно вне занятий и представляют на электронных и бумажных носителях, по следующим темам:
Содержание 10 класс
Кол-во часов
1
Понятие о задачах с параметрами
2
2
Линейные уравнения и неравенства
3
3
Дробно-рациональные уравнения и неравенства
3
4
Системы линейных уравнений и неравенств
4
5
Проверочная работа № 1
1
6
Уравнения степени не выше второй
3
7
Квадратичная функция в задачах с параметрами
3
8
Задачи на исследование расположения нулей квадратичной функции
3
9
Квадратные неравенства
3
10
Проверочная работа № 2
1
11
Иррациональные уравнения
3
12
Иррациональные неравенства
2
13
Проверочная работа № 3
1
14
Зачетная работа № 1
2
Содержание 11 класс
34часа
16
Логарифмические уравнения
3
17
Логарифмические неравенства
3
18
Показательные уравнения
3
19
Показательные неравенства
3
20
Проверочная работа № 4
1
21
Тригонометрические уравнения
4
22
Тригонометрические неравенства
4
23
Графические приемы решения задач с параметрами
4
24
Проверочная работа № 5
1
25
Проверочная работа № 6
1
26
Задачи с параметрами
4
27
Проверочная работа № 7
1
28
Зачетная работа № 2
2
34 часа
Литература.
Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. «Задачи с параметрами»; Справочное пособие по математике: Минск, «Асар» 1996год
Антонов В.А. «Решение задач по элементарной математике. Задачи с параметрами». Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Челябинск, «Издательство ЧГТУ» 1994 год
Башмаков М.И. «Уравнения и неравенства»: М., «Наука» 1976год
Боревский Л.Я. «Курс математики для школьников и абитуриентов»: М., 2000г., Медиахауз (лучшие компьютерные программы)
Виленкин Н.Я. и др. «Алгебра и математический анализ. 10, 11 классы»; Учебное пособие для школ и классов с углубленным изучением математики: М., «Мнемозина» 2000год
Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов»; Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением курса математики: М., «Просвещение», 2001 год.
Горнштейн П.И. и др. «Задачи с параметрами»: Москва-Харьков, «Илекса», «Гимназия» 1998год
Звавич Л.И. и др. «Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9 классе. Пособие для учителя»: М., «Просвещение», 1996 год.
Крамор В.С. «Примеры с параметрами и их решения»: М., «Аркти» 2001год
Родионов Е.М. «Решение задач с параметрами»: М.П., «Русь – 90»: М., 1995 год.
Симонов А.Я., Бакаев Д.С. и др. «Система тренировочных задач и упражнений по математике»: М., «Просвещение», 1991 г.
Шарыгин М.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач»: М., «Просвещение», 1991 год.
Ястребиницкий Г.А. «Задачи с параметрами»: М., «Просвещение», 1986год