kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная компитентность учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило  широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в  западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное  направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компитентность учителя.»

Муниципальное бюдлжетное общеобразовательное учреждение

Злынковская основная общеобразовательная школа №2.






на тему:




























Подготовила учитель

математики и информатики

КоваленкоА.П









В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция».

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия "профессиональная компетентностьучителя". Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие "компетентный" определяется как "осведомленный, авторитетный в какой-либо области".

А.К.Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на

достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое

общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности

и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также

соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой.

Д.С.Савельев под профессиональной компетентностью подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетенции задачи.

А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний,
умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как
уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком.

Н.В. Кузьмина понятие профессиональной компетентности связывает с определенной

областью деятельности педагога.

Таким образом, можно выделить несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:


1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):

  • исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);

  • исследование деятельности учителя в ходе учебно-воспитательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты),

  • исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный компонент).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока.)

2. Личностный подход (В.С.Шувалова, Е.ИРогов, Б.К.Ананьев, А.И.Щербаков и др.):

  • оценка знаний и умений учителя;

  • мотивационный компонент;

  • профессионально значимые личностные качества учителя.

Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя.

3. Процессуально-личностный (комплексный) подход (А.К. Маркова):

  • исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;

  • исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности школьников).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса; оценка и самооценка профессионально-значимых качеств личности учителя; диагностика результатов обучения.

4. Результативный подход-исследование результативности учебно-воспитательного
процесса (И.Н.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В. Краевский):

  • степень усвоения учащимися содержания учебных программ;

  • приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области данного учебного предмета;

  • изменение эмоционально-ценностных отношений учащихся к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя - это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Значит под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Будем называть профессионально компетентным учителя, который на достаточно «, высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта;

  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной кохмпетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.


Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное

саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной
тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.


Говоря.о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Важнейшей её характеристикой компетенции является «направленность на ученика». Педагогическая направленность учителя преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности максимальной самоактуализации его индивидуальности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная компитентность учителя.

Автор: Коваленко Алла Петровна

Дата: 16.03.2018

Номер свидетельства: 462227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии"
    ["seo_title"] => string(77) "formirovanie_professionalnoi_kompetentnosti_budushchego_uchitelia_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "483659"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541439758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства