kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность учащихся как средство развития разновозрастного сотрудничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся как средство развития

разновозрастного сотрудничества между 5-ым и 1-ым классом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся как средство развития разновозрастного сотрудничества»

Проектная деятельность учащихся как средство развития

разновозрастного сотрудничества между 5-ым и 1-ым классом.

Успех в современном обществе во многом зависит от умения человека организовать свою жизнь как проект: выявить проблему, наметить перспективу, найти необходимые ресурсы, составить план действий и, оценить, удалось ли реализовать поставленных целей. Сегодня школа дает возможность развивать соответствующие способности, осуществляя проектную деятельность учеников.

Разновозрастная проектная деятельность — педагогическая технология, направленная на получение учеников новых знаний в тесной связи с реальной жизнью и формирования у них опыта социального общения. Во время такой деятельности ученикам нужно выполнять различные роли, проявлять уступчивость во взаимоотношениях, что способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта

Одна из основных задач современной школы – воспитать ученика, способного учиться, т.е. учить самого себя. А чтобы стать учителем самого себя, ученик должен принять роль учителя по отношению к другому школьнику. Разновозрастное учебное сотрудничество дает возможность младшим подросткам найти новое место в системе учебных отношений – место учителя для младших классов.

Разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может решить ряд задач.

Во-первых, работа в роли учителя младшему подростку помогает приблизиться к равным, ответственным отношениям с миром взрослых. Это и есть профилактика подросткового негативизма в его проявлениях в школе. Такая деятельность повышает авторитет школьника.

Во-вторых, такая работа помогает формировать учебную самостоятельность школьника. Старшему необходимо понять точку зрения младшего. Он не должен привязывать свое мнение, делать работу вместо младшего или предлагать готовый результат. Его задача - помочь младшему самому прийти к результату. Став на какое-то время учителем младшего ученика, подросток сможет утвердиться в собственной позиции учащегося, а также утвердиться перед 1 классом.

В-третьих, взаимодействие со старшими учениками развивает коммуникативные навыки, помогает обрести уверенность при решении учебной задачи.

Выделим три основных этапа при организации разновозрастного сотрудничества:

1 этап. Планирование и подготовка разновозрастного урока. 

К проведению разновозрастного урока нужна серьезная подготовительная работа. Подготовка может занимать несколько дней. Ознакомиться с календарно тематическим планированием 1 класса, в зависимости от типа планируемого разновозрастного урока обсуждается его сценарий, готовится необходимый материал и средства.

Пятиклассники к уроку придумывают учебные задания, готовят средства, с помощью которых можно будет организовать с младшими детьми поиск решения задачи, придумывают серию вопросов, позволяющих видеть продвижение и понимание материала младшими. Свой урок они могут отрепетировать на своих одноклассниках, тем самым могут быть готовы к неожиданным ситуациям.

2 этап. Пример проведения разновозрастного урока.

Сразу после короткого инструктажа взрослого учителя, разъясняющего старшим и младшим их задачи и временной регламент для каждого вида работ,  "учителя" сразу приступают  к исполнению своих педагогических обязанностей.

  1. Орг момент. В 1 классе урок ведут 3 «учителя» ученики 5 класса, которые будут ответственными за работу в прикрепленном ряду ( озвучивают тему урока, закрепление прошлых уроков).

  2. Математический диктант . На каждый ряд дается задание на составление правильных примеров на сложение и вычитание. «Учителя» раздают карточки на парту (каждый своему ряду). На карточке дана сумма или разность, надо найти их компоненты.

Задания направлены на актуализацию 

-контролируют выполнение задания, корректируют деятельность;

-оценивают сформированность умений «учеников» в оценочном листе

  1. Закрепление изученного материла. «Учителя» предлагают выполнить задания «ученикам» 1класса, приготовленные задания заранее по заданной теме. Устно, работа у доски.( «учителя» смотрят за каждым учеников, нужна ли помощь, если ли вопросы)

  2. Физкультминутка . «Учителя» проводят физкультурную минутку, по четверостишьям.(участвуют все)

  3. Творческое задание по рядам. Составить условие задачи по заданному выражению. Выбираются задачи самые интересные, для решения их другими рядами. Учителя, ответственные за свои ряды, должны будут проследить за выбором интересных задач.

  4. Подведение урока. Учителя подводят итоги вместе с учениками, подсчитывают баллы, и выбирают лучшего математика, кто был самый творческий, самый дружный ряд. А также показать соответствующую карточку настроения после урока.

3 этап. Подведение итогов разновозрастного урока. 

После урока проводим рефлексию совместной работы - мы просим учеников ответить на вопросы что понравилось, какие трудности испытывали, какую пользу извлекли от урока.

Можем выделить основные эффекты разновозрастного сотрудничества:

1. В мотивационном отношении работа в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика». Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.

2. Ситуация разновозрастного сотрудничества для младших школьников создает условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции «учителя»; помогает актуализировать средства и способы учебных действий. Ситуация разновозрастного сотрудничества становится важным фактором формирования у школьников учебной самостоятельности. Самостоятельно работать с предметным материалом.

3. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у «младших учителей» способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека, как взрослого так и ребенка.

Проведение  таких уроков показывает, что при такой форме организации обучения помощь и контроль со стороны старших учащихся естественнее и не вызывает раздражения у младшего школьника. Каждый ученик, взаимодействуя с «собственным учителем», имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего старшего товарища. Школьник может говорить не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик, только чуть старше. А это - важное условие поддержания желания учиться.























3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Мурунова Светлана Таргновна

Дата: 28.08.2024

Номер свидетельства: 655556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства