«Проблемные ситуации на уроках математики для детей с нарушением слуха как средство улучшения качества образования»
«Проблемные ситуации на уроках математики для детей с нарушением слуха как средство улучшения качества образования»
В своей работе я попыталась показать, что создание проблемных ситуаций для детей с нарушением слуха на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников с ОВЗ творческую активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 6»
«Проблемные ситуации на уроках
математики как средство
улучшения
качества образования»
Учитель математики
Андросова И.А
Хабаровск - 2019
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.
Создание проблемных ситуаций через эмблему к уроку
Эмблема урока: 28k + 30n + 31m = 365
Комментарий учителя к уравнению:
Говорят уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!
Задание для учащихся. Найти хотя бы одно решение уравнения.
(Уравнение, красочно оформленное, вывешивается сверху, в центре доски, к концу урока будет найдено его решение).
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
7 класс. Тема «Линейные уравнения с одной переменной». Решаю быстро уравнение:
(3Х + 7) х 2 – 3 = 17
6Х + 14 – 3 = 17
6Х = 17 – 14 – 3
6Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
3. Задания для самостоятельного решения
Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.
Вот такие примеры активизируют деятельность учащихся.
Занимательная форма задания
7 класс. Тема: «Линейная функция»
Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано У = Х + 5. На доске заготовлена таблица:
9 класс. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел:
1 + 2 + 3 + 4 + …+ 98 + 99 + 100.
Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Далее выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью
5 класс. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей?
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
5 класс. Тема: «Площадь прямоугольника»
На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р=( а+в)х2=(6+5)х2=22м. Помните!
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет собрать с каждого родителя на покраску пола в классе, если 1 банка краски стоит 120 рублей и её хватает, чтобы покрасить 35 кв.м.
Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь прямоугольника).
6 класс. Тема «Проценты»
Вы знаете, в магазине обуви «Белвест» зимние сапоги стоят 4200 рублей, но есть скидка 20 %. Я хочу, чтобы вы помогли сосчитать, какую сумму я заплачу за сапоги.
Вопрос: «А как же мы вам поможем, если мы не знаем, что такое процент?»
Проблемная ситуация создана. Ребята с удовольствием работают в течении всего урока (определение процента, как найти проценты от числа). В конце урока дорешивают задачу до конца. Они справились с проблемой!
6. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение
Пятикласснице Даше учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 4 треугольников. Подошла Лена и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.
7. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
(3 +4)² ≠ 3² + 4²
8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий
5 класс . Тема «Длина окружности»
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=П•d , где d - это диаметр окружности. Вопрос: а чему равно П?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана (С). Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу
С1
С2
С3
Ссредн.
d
П
2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение П, как неизвестного множителя (можно пользоваться калькулятором)
4. Найти среднее значение П
Среднее арифметическое =( 1 пара +2 пара +3 пара):3
Значение П от 3,1 до 3,2
П - это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой. П=3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»
В дальнейшей работе мы будем использовать значение П =3,14
Вот некоторые примеры проблемных ситуаций на уроках математики.
Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке:
1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность.
Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (9-ый класс), а кто с нетерпением и восторгом (8 «А» класс), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.