kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Принципы построения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в развитии математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты окажутся успешными в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации сюжетно-дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического ру­ководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам ма­тематики детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Принципы построения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в развитии математических представлений»


Принципы построения сюжетно-ролевых игр

старших дошкольников в развитии математических представлений


Ткачева С.В., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» ,г.Новокузнецк



В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности.

В связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, особый интерес представляют занятия по математике у детей

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

  • овладение математической терминологией;

  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная дея­тельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообраз­ные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

Как лучше использовать игру для формирования элементарных мате­матических представлений, закрепления и применения полученных знаний, при организации самостоятельной деятельности дошкольников?

Результаты окажутся успешными в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации сюжетно-дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического ру­ководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам ма­тематики детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совер­шенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

В детских садах бытуют увлекательные сюжетно-ролевые игры, которым присуща свободная, активная, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобре­тают сознательный и обобщенный характер.

Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделиро­вать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Само­стоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспи­тателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, зна­чение выполняемых ими действий.

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр:

Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для после­дующего отражения их в играх старших дошкольников.

Для реализации этого положения необходимо:

  • определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;

  • обеспечить преемственность между содержанием занятий по матема­тике с последующей игровой деятельностью;

  • включать в игры специфические действия, направленные на формиро­вание первоначальных математических представлений и понятий.

Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

Для построения игр надо ориенти­роваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следую­щим требованиям:

  • она должна быть общественно значимой и доступной для наблю­дения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выпол­нять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

  • профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;

  • содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

  • сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры;

Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и со­держании игр.

для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

  • дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отобра­жаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

  • при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в примене­нии математических знаний;

  • последовательность выполняемых ребенком Действий с реальными пред­метами, а затем их изображениями должна приводить к результату, ко­торый явится проверкой правильности выполнения действий счета или из­мерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к вы­полнению ролей, включающих математические действия.

Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и раз­вития математических представлений каждого дошкольника, для формиро­вания эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

  • обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотноше­ниям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами.

Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направ­ленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре дик­туется следующими соображениями:

  • счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

  • беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естест­венно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выпол­нения игровых действий, связанных со счетом и измерением.

Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Целенаправленное воздей­ствие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математиче­скими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:

  • подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

  • предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к раз­витию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоя­тельности;

  • создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняю­щиеся и вызывающие у детей радость поиска; удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмос­феру доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Пути реализации этого принципа следующие:

  • осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

  • создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в ко­торых возникает необходимость словесного обозначения количества (по­становки задачи или вопроса, сообщения результата);

  • постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Итак, при проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитателю следует руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр. Обращая внимание детей на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, воспитатель в доступной форме объясняет производственную необходимость этих операций и зависимость результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.

В совместной игре продавцы (операторы, рабочие и др.) терпеливо объясняют и показывают своим ученикам и помощникам, как надо считать (проверять чеки, талоны и т.д.), как ставить вопросы и самим отвечать на вопросы покупателей (заказчиков, шоферов и др.). Через реальные счетные и измерительные действия детям раскрывается не только смысл отображаемой деятельности, но одновременно, подражая более умелым партнерам, они овладевают операциями счета и измерения, постепенно становясь уверенными и активными. В то же время дети, выступающие в роли учителей, опекающих своих учеников и помощников, становятся заинтересованными в их успехах и в общем ходе игры.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.



Литература


  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1964.

  2. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. — М., 1982.

  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986.

  4. Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З. В. Дощицина. — М., 1994.

  5. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнева, Е. Година // Дошкольное воспитание. — 2000. — №3.

  6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — М., 1974.

  7. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. — М., 1984.

  8. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. — М., 1985.

  9. Соловьева, Е. В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Соловьева. — М., 1996.

  10. Тарунтаева, Т. В. Исследование возможности обучения старших дошкольников началам математики в детском саду: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Тарунтаева. — М., 1977.

  11. Урунтаева, Г. А, Диагностика психических особенностей дошкольника: Практикум для студентов средних и высших учебных заведений и работни-

  12. Фунтикова, О. А. Теоретические основы умственного развития дошкольников / О. А. Фунтикова. — Симферополь: Таврида, — 1999.

  13. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. — М.: Academia, 2000.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ткачева Снежана Витальевна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства