kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Принципы построения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в развитии математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты окажутся успешными в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации сюжетно-дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического ру­ководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам ма­тематики детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Принципы построения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в развитии математических представлений»


Принципы построения сюжетно-ролевых игр

старших дошкольников в развитии математических представлений


Ткачева С.В., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» ,г.Новокузнецк



В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности.

В связи с развитием познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, особый интерес представляют занятия по математике у детей

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

  • приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

  • формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

  • формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

  • овладение математической терминологией;

  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная дея­тельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообраз­ные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

Как лучше использовать игру для формирования элементарных мате­матических представлений, закрепления и применения полученных знаний, при организации самостоятельной деятельности дошкольников?

Результаты окажутся успешными в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации сюжетно-дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического ру­ководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам ма­тематики детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совер­шенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

В детских садах бытуют увлекательные сюжетно-ролевые игры, которым присуща свободная, активная, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобре­тают сознательный и обобщенный характер.

Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделиро­вать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Само­стоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное воспи­тателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, зна­чение выполняемых ими действий.

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр:

Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для после­дующего отражения их в играх старших дошкольников.

Для реализации этого положения необходимо:

  • определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;

  • обеспечить преемственность между содержанием занятий по матема­тике с последующей игровой деятельностью;

  • включать в игры специфические действия, направленные на формиро­вание первоначальных математических представлений и понятий.

Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

Для построения игр надо ориенти­роваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следую­щим требованиям:

  • она должна быть общественно значимой и доступной для наблю­дения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выпол­нять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

  • профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;

  • содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

  • сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры;

Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и со­держании игр.

для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия:

  • дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отобра­жаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетно-измерительные действия;

  • при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в примене­нии математических знаний;

  • последовательность выполняемых ребенком Действий с реальными пред­метами, а затем их изображениями должна приводить к результату, ко­торый явится проверкой правильности выполнения действий счета или из­мерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребенка к вы­полнению ролей, включающих математические действия.

Осуществление этого принципа создает условия для практического применения и раз­вития математических представлений каждого дошкольника, для формиро­вания эмоционально-положительного отношения к указанным знаниям, для развития самодеятельности и активности всех участников игры. Чтобы реализовать данные положения, необходимо:

  • обогащать игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотноше­ниям детей. В этом случае усвоенные правила и способы действий дети будут переносить в другие игры с новыми объектами.

Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направ­ленности и руководства ею. Необходимость участия взрослого в игре дик­туется следующими соображениями:

  • счетно-измерительные действия нужно выполнять не приблизительно, а правильно и точно, иначе допущенные ошибки будут закрепляться;

  • беря на себя ведущую роль, воспитатель имеет возможность естест­венно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выпол­нения игровых действий, связанных со счетом и измерением.

Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

Целенаправленное воздей­ствие воспитателя на поведение ребенка является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математиче­скими знаниями, обеспечивающими подготовку их к учебной деятельности в школе. С этой целью воспитателю необходимо:

  • подбирать роли, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

  • предлагать решение посильных для ребенка задач, приводящих к раз­витию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоя­тельности;

  • создавать игровые проблемные ситуации, последовательно усложняю­щиеся и вызывающие у детей радость поиска; удивляться догадкам детей, их сообразительности, поддерживая атмос­феру доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Пути реализации этого принципа следующие:

  • осуществление в игровых ситуациях постепенного перехода от счета реальных предметов к их заместителям, а затем к устному счету;

  • создание по ходу игры ситуаций взаимодействия с партнером, в ко­торых возникает необходимость словесного обозначения количества (по­становки задачи или вопроса, сообщения результата);

  • постепенное повышение уровня трудности задач, решение которых требует сравнения, рассуждения и обобщения знаний.

Итак, при проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитателю следует руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Положительные эмоции, впечатления являются основой содержательных игр. Обращая внимание детей на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, воспитатель в доступной форме объясняет производственную необходимость этих операций и зависимость результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.

В совместной игре продавцы (операторы, рабочие и др.) терпеливо объясняют и показывают своим ученикам и помощникам, как надо считать (проверять чеки, талоны и т.д.), как ставить вопросы и самим отвечать на вопросы покупателей (заказчиков, шоферов и др.). Через реальные счетные и измерительные действия детям раскрывается не только смысл отображаемой деятельности, но одновременно, подражая более умелым партнерам, они овладевают операциями счета и измерения, постепенно становясь уверенными и активными. В то же время дети, выступающие в роли учителей, опекающих своих учеников и помощников, становятся заинтересованными в их успехах и в общем ходе игры.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.



Литература


  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1964.

  2. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. — М., 1982.

  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986.

  4. Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З. В. Дощицина. — М., 1994.

  5. Корнеева, Г. Современные подходы к обучению дошкольников математике / Г. Корнева, Е. Година // Дошкольное воспитание. — 2000. — №3.

  6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. — М., 1974.

  7. Метлина, Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. — М., 1984.

  8. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. — М., 1985.

  9. Соловьева, Е. В. Педагогические условия и пути гуманизации дошкольного математического образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Соловьева. — М., 1996.

  10. Тарунтаева, Т. В. Исследование возможности обучения старших дошкольников началам математики в детском саду: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Тарунтаева. — М., 1977.

  11. Урунтаева, Г. А, Диагностика психических особенностей дошкольника: Практикум для студентов средних и высших учебных заведений и работни-

  12. Фунтикова, О. А. Теоретические основы умственного развития дошкольников / О. А. Фунтикова. — Симферополь: Таврида, — 1999.

  13. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. — М.: Academia, 2000.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ткачева Снежана Витальевна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства