kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены примеры применения системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе»

Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе

В.И. Афанасова

МОУ «Красненская сош имени М.И. Светличной»


Приоритетной целью современного российского образования становится не готовая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, определять алгоритм её решения, контролировать процесс деятельности и оценивать полученный результат – научиться учиться.

Умение учиться особенно важно для младшего школьника. Оно обеспечивается формированием у него универсальных учебных действий. [1]

Формированию универсальных учебных действий в начальной школе способствует применение в обучении системно-деятельностного подхода.

Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики даёт возможность детям научиться оценивать информацию, понимать, анализировать её, опираясь на имеющиеся теоретические знания, применять эти знания в нестандартных ситуациях. Ученики включаются в активную познавательную деятельность.

Мы стараемся построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их. Для этого используем следующие технологические приёмы организации учебного процесса:

а) в процессе деятельности ученика создаём проблемную ситуацию;

б) при исследовании объекта включаем в проблемную ситуацию противоречия и создаём условия для решения проблемы;

в) из возникшей проблемы предлагаем сформулировать задачу продуктивного (или творческого) характера.

Дети включаются в исследовательскую деятельность и сами открывают новые знания. А мы лишь направляет деятельность своих учеников.

Работая по УМК «Начальная школа ХХI века», мы убеждаемся в том, что он позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности.

Уже с первого класса ученик – равноправный участник обучения. Он высказывает свои предположения, выдвигает гипотезы. Учится оценивать свою деятельность на уроке, анализировать свои успехи, промахи и недостатки. Это делает обучение сознательным и продуктивным.

В первом классе, опираясь на уже имеющийся у детей математический опыт, наша задача систематизировать, расширить и углубить первоначальные знания ребёнка и сформировать у учащихся такие действия, как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.

Приведём примеры заданий, которые позволяют включить ученика в активную деятельность на разных этапах урока.

1. На этапе повторения и закрепления изученного материала предлагаем задания, которые позволяют установить связь нового материала с ранее изученным.

При повторении нумерации чисел от 1 до 8 предлагаем следующие задания:

1) Что объединяет все эти выражения? Не вычисляя, определи, у какого выражения самое маленькое и самое большое значение? Объясни свой ответ.

2 + 1 3 + 2 2 + 2

5 + 2 6 + 2 2 + 4

(одним их слагаемых является число 2)

2) Реши задачу в стихах.

Сушит белочка опята:
Два больших и мелких 3.
Посчитайте-ка, ребята,

Сколько будет вместе их?(5)

- Запиши выражения, в которых разность равна 5.

(5-0, 6-1, 7-2, 8-3)

Часто на уроках математики применяем приём классификации. Это расширяет имеющиеся приёмы работы, формирует положительные мотивы в учебной деятельности. В такой работе содержатся элементы игры и поисковой деятельности. Это повышает активность обучающихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Так при закреплении знаний таблицы сложения используем следующие задания.

1) Установи закономерность, вставь пропущенные числа:

2, 4, .., 8, 10, .., .., 16, ...., 20.

- Подчеркните красным карандашом числа, которые больше 10,

синим – меньше 10.

- Чем числа первой группы отличаются от чисел второй группы?

2) Расставь знаки действий так, чтобы равенства были верными.

8 * 7 * 6 = 9 4 * 8 * 3 = 9 15 * 7 * 1 = 9

3) Вычисли. Каждому ответу соответствует буква. Расположи ответы в порядке возрастания и прочитай слово.

6+4   7+7  8+7  11 – о 14 – н 18 - е

8+5  9+2   9+9  15 – ц 10 – с 13 - л

На этапе актуализации знаний обучающиеся закрепляют свои знания по изученному материалу и применяют их в новой ситуации, определяют самостоятельно проблему и ищут пути для её решения.

Детям предлагаем решить задачи, используя фишки.

На кормушке сидели 3 воробья. К ним прилетела 1 синица, а потом ещё 1 синица. Сколько всего птиц стало на кормушке? (Берут 3 фишки красного цвета, добавляют одну жёлтую фишку и ещё одну жёлтую фишку.) Записывают решение задачи: 3+1 +1 =5

На кормушке сидели 3 воробья, к ним прилетели ещё 2 синицы. Сколько птиц стало на кормушке? (Берут две фишки красного цвета и добавляют две фишки жёлтого цвета.)

Записывают решение задачи: 3+2 =5

- Сравни значения этих выражений.

- Почему?

Для активизации мыслительной деятельности предлагаем детям задание с геометрическим материалом.

Установи закономерность и продолжи ряд, состоящий из геометрических фигур.

▲ ● ■ ♦ ▲

Для закрепления нумерации чисел в пределах 20 предлагаем задания:

1) Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства получились верными:

5 + … = 10 12 - …= 8 14 + … = 18

… + 7 = 13 … - 3 =11 19 - … = 10

2) Игра с хлопками. Предлагаем ряд чисел: 15, 11, 14, 16, 19, 13.

Дети работают в парах. Один делает столько хлопков, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц. Затем меняются.

Этап объяснения нового материала – совместное «открытие» знаний. Для успешного формирования При изучении нового материала деятельность обучающихся организуем так, чтобы они самостоятельно «открывали» новые для них знания. Предлагаем детям такие задания, которые подводят к решению поставленной проблемы.

При изучении сложения и вычитания вида 12 + 2 и 12 – 10 перед детьми ставим учебную задачу: используя цветные палочки, найди способ сложения чисел 12 и 2. Дети составляют «поезд» из цветных палочек (оранжевые – десятки, белые – единицы). Выслушиваем рассуждение детей. Во время деятельности ученики делают вывод: сумма 12 и 2 есть число, в котором 1 десяток и 4 единицы. Значит это число 14. Аналогично проводится работа с выражением 12 – 10.

Поиск истины при деятельностном подходе происходит в форме диалога. Обучающиеся включаются в активную работу, каждый хочет высказаться. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. [2]

Организация деятельностного подхода на уроках математики позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. Дети на своём опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это является весомым фактором повышения их мотивации к изучению предмета.


Литература:

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 398035


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
1940 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства