Просмотр содержимого документа
«Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе»
Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики в первом классе
В.И. Афанасова
МОУ «Красненская сош имени М.И. Светличной»
Приоритетной целью современного российского образования становится не готовая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, определять алгоритм её решения, контролировать процесс деятельности и оценивать полученный результат – научиться учиться.
Умение учиться особенно важно для младшего школьника. Оно обеспечивается формированием у него универсальных учебных действий. [1]
Формированию универсальных учебных действий в начальной школе способствует применение в обучении системно-деятельностного подхода.
Применение системно-деятельностного подхода на уроках математики даёт возможность детям научиться оценивать информацию, понимать, анализировать её, опираясь на имеющиеся теоретические знания, применять эти знания в нестандартных ситуациях. Ученики включаются в активную познавательную деятельность.
Мы стараемся построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их. Для этого используем следующие технологические приёмы организации учебного процесса:
а) в процессе деятельности ученика создаём проблемную ситуацию;
б) при исследовании объекта включаем в проблемную ситуацию противоречия и создаём условия для решения проблемы;
в) из возникшей проблемы предлагаем сформулировать задачу продуктивного (или творческого) характера.
Дети включаются в исследовательскую деятельность и сами открывают новые знания. А мы лишь направляет деятельность своих учеников.
Работая по УМК «Начальная школа ХХI века», мы убеждаемся в том, что он позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности.
Уже с первого класса ученик – равноправный участник обучения. Он высказывает свои предположения, выдвигает гипотезы. Учится оценивать свою деятельность на уроке, анализировать свои успехи, промахи и недостатки. Это делает обучение сознательным и продуктивным.
В первом классе, опираясь на уже имеющийся у детей математический опыт, наша задача систематизировать, расширить и углубить первоначальные знания ребёнка и сформировать у учащихся такие действия, как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.
Приведём примеры заданий, которые позволяют включить ученика в активную деятельность на разных этапах урока.
1. На этапе повторения и закрепления изученного материала предлагаем задания, которые позволяют установить связь нового материала с ранее изученным.
При повторении нумерации чисел от 1 до 8 предлагаем следующие задания:
1) Что объединяет все эти выражения? Не вычисляя, определи, у какого выражения самое маленькое и самое большое значение? Объясни свой ответ.
2 + 1 3 + 2 2 + 2
5 + 2 6 + 2 2 + 4
(одним их слагаемых является число 2)
2) Реши задачу в стихах.
Сушит белочка опята: Два больших и мелких 3. Посчитайте-ка, ребята,
Сколько будет вместе их?(5)
- Запиши выражения, в которых разность равна 5.
(5-0, 6-1, 7-2, 8-3)
Часто на уроках математики применяем приём классификации. Это расширяет имеющиеся приёмы работы, формирует положительные мотивы в учебной деятельности. В такой работе содержатся элементы игры и поисковой деятельности. Это повышает активность обучающихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Так при закреплении знаний таблицы сложения используем следующие задания.
1) Установи закономерность, вставь пропущенные числа:
2, 4, .., 8, 10, .., .., 16, ...., 20.
- Подчеркните красным карандашом числа, которые больше 10,
синим – меньше 10.
- Чем числа первой группы отличаются от чисел второй группы?
2) Расставь знаки действий так, чтобы равенства были верными.
8 * 7 * 6 = 9 4 * 8 * 3 = 9 15 * 7 * 1 = 9
3) Вычисли. Каждому ответу соответствует буква. Расположи ответы в порядке возрастания и прочитай слово.
6+4 7+7 8+7 11 – о 14 – н 18 - е
8+5 9+2 9+9 15 – ц 10 – с 13 - л
На этапе актуализации знаний обучающиеся закрепляют свои знания по изученному материалу и применяют их в новой ситуации, определяют самостоятельно проблему и ищут пути для её решения.
Детям предлагаем решить задачи, используя фишки.
На кормушке сидели 3 воробья. К ним прилетела 1 синица, а потом ещё 1 синица. Сколько всего птиц стало на кормушке?(Берут 3 фишки красного цвета, добавляют одну жёлтую фишку и ещё одну жёлтую фишку.) Записывают решение задачи: 3+1 +1 =5
На кормушке сидели 3 воробья, к ним прилетели ещё 2 синицы. Сколько птиц стало на кормушке?(Берут две фишки красного цвета и добавляют две фишки жёлтого цвета.)
Записывают решение задачи: 3+2 =5
- Сравни значения этих выражений.
- Почему?
Для активизации мыслительной деятельности предлагаем детям задание с геометрическим материалом.
Установи закономерность и продолжи ряд, состоящий из геометрических фигур.
▲ ● ■ ♦ ▲
Для закрепления нумерации чисел в пределах 20 предлагаем задания:
1) Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства получились верными:
5 + … = 10 12 - …= 8 14 + … = 18
… + 7 = 13 … - 3 =11 19 - … = 10
2) Игра с хлопками. Предлагаем ряд чисел: 15, 11, 14, 16, 19, 13.
Дети работают в парах. Один делает столько хлопков, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц. Затем меняются.
Этап объяснения нового материала – совместное «открытие» знаний. Для успешного формирования При изучении нового материала деятельность обучающихся организуем так, чтобы они самостоятельно «открывали» новые для них знания. Предлагаем детям такие задания, которые подводят к решению поставленной проблемы.
При изучении сложения и вычитания вида 12 + 2 и 12 – 10 перед детьми ставим учебную задачу: используя цветные палочки, найди способ сложения чисел 12 и 2. Дети составляют «поезд» из цветных палочек (оранжевые – десятки, белые – единицы). Выслушиваем рассуждение детей. Во время деятельности ученики делают вывод: сумма 12 и 2 есть число, в котором 1 десяток и 4 единицы. Значит это число 14. Аналогично проводится работа с выражением 12 – 10.
Поиск истины при деятельностном подходе происходит в форме диалога. Обучающиеся включаются в активную работу, каждый хочет высказаться. Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. [2]
Организация деятельностного подхода на уроках математики позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. Дети на своём опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это является весомым фактором повышения их мотивации к изучению предмета.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.