kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение проблемно-диалогической технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение проблемно-диалогической технологии на уроках математики»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению в ВУЗы особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков.

Довольно часто учителя встречаются с ситуацией, когда учащиеся, имея в целом положительную установку на учение, не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность.

В связи с тем, что у многих учащихся в силу ряда объективных причин исчезло стремление к получению образования, у учителей возникает желание отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, от сковывающих учебный процесс рамок инструкций, найти новые методы обучения и воспитания, созвучные сегодняшнему дню, побуждающие учащихся к активности, зажигающие интерес к знаниям.

В течение всей работы у меня возникали такие вопросы:

1. Как вызвать, закрепить и сделать естественным желание детей учиться?
2. Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание?
3. Какой должна быть роль ученика и роль учителя в процессе обучения?

Мы часто говорим, что урок – основная форма организации обучения. При этом мы чётко знаем, что нужно дать на уроке, ведь перед нами всегда программа и учебник. И поэтому всё чаще задумываемся не над тем, что изучать, а как преподнести учащимся материал.

Я расскажу о методах своей работы, об успехах и трудностях возникавших при апробации этих методов на уроках математики.

Во-первых, стараюсь, чтобы урок был продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали друг за другом, а учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.

Во-вторых, всё, о чем говорю, желательно воплощать в какие – то зримые образы, поэтому полезно придерживаться принципа: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В-третьих, стараюсь учащихся подготовить к пониманию и осознанию темы урока, а не писать её на доске заранее. Целесообразность изучения материала должна осознаваться постепенно, а не навязываться в начале урока, когда дети к восприятию её не готовы.

В-четвёртых, делаю всё возможное, чтобы было интересно, ведь без эмоций, без переживаний ум не напрягается. Интерес возникает там, где учителю удаётся заразить своей эмоциональностью, подобранным дидактическим материалом и умением его преподнести. Поэтому девизом моей работы стали слова:

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму.»

Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. В своей работе я на это и опираюсь.

В основе моей работы лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания,

Главная задача урока: обеспечить развитие каждого ребёнка, создав условия для ученического труда с максимально возможной производительностью для каждого из сидящих в классе. Думаю, важно, чтобы ученик знал, в чём должен заключаться его собственный конечный результат обучения на данном уроке, и видел, как его можно достичь. А это невозможно без интереса к делу, без разнообразия форм урока и видов работы на уроке, без их связи с жизнью.

Учение непременно должно быть активным: ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, своё желание во всём найти смысл.

Руководствуясь принципами личностно – ориентированного обучения, учитываю способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого. При этом важно определить «зону актуального развития» ученика и умело осуществить его перевод в «зону ближайшего развития». Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти своё индивидуальное место в жизни. Поэтому на всех занятиях уделяю внимание созданию атмосферы доброжелательности и комфортности, уважительного отношения к личности воспитанника. Создаю условия, когда каждый имеет собственный взгляд на проблему, высказывает свои гипотезы, не боясь ошибиться. Поощряю в детях нестандартность мыслей, стремление знать больше, серьёзное отношение к учебному труду. В своей работе я использую проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся, так как это позволяет формировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Они также дают возможность формировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний.

Иcпользование в своей деятельности  проблемно-диалогической технологии обучения дает возможность создании условий для оптимального развития способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию, так как :

  • поcтроена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний;

  • направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;

  • предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний;

  • обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Взаимодействие учителя и учеников раcсматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Большое внимание в психологии уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

  • способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

  • способность к логическому мышлению, способность мыслить математическими символами;

  • способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

  • гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

  • стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

  • математическая память, математическая направленность ума.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Е.Л. Мельниковой раскрывается стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,

  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

  • доказательство гипотезы,

  • проверка правильности решения проблем.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что на уроке изучения нового материала школьник проходит через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воcпроизведения (проговаривания) знаний.

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Приёмы создания проблемной ситуации Таблица 1

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации





С удивлением

  • между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

  • между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


C затруднением

  • между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выcтроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Сравнительная характеристика диалогов. Таблица 2


Побуждающий

Подводящий


Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.


Признаки

  • мысль ученика делает скачок к неизвестному;

  • переживание учеником чувства риска;

  • возможны неожиданные ответы учеников;

  • прекращается с появлением нужной мысли ученика.

  • пошаговое, жесткое ведение мысли ученика;

  • переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;

  • почти не возможны неожиданные ответы учеников;

  • не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Результат

Развитие творческих способностей.

Развитие логического мышления.


Итак, центральную часть технологии составляет детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воcпроизведение. Однако реальный урок – это не только методы и задания. Есть ещё формы и средства обучения. В педагогике принято различать фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы.

Проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воcпроизведением материала. Продуктивные задания (придумать, к примеру, схему, составить алгоритм решения ) можно давать и группам, и парам. Иными словами, технология проблемного диалога указывает на разные возможности варьирования форм обучения.

Для повышения эффективности обучения планирую и использую фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы. Организую проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций, интерактивной доски.   Благодаря зрительному воcприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний.

Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать неизвестное в известном, то есть свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым решить проблему.

Эта технология может применяться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникших у него потребностей в знаниях, являясь активным участником своего обучения. Все это способствует не просто приобретению знаний, усвоению способов самостоятельной деятельности, а развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Ниже приведу некоторые примеры способов создания проблемных ситуаций, которые я применяю в своей практике.

1.Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

Так, например, на уроке математики в 5 классе (тема: «Сложение дробей»), было предложено найти сумму + .

Дети предложили следующие решения: + = , + = ,

+ = .

В ходе дискуссии дети выяснили, чтобы найти сумму, необходим обобщенный способ, нужно дроби привести к общему знаменателю, а затем производить сложение.

2.Преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений с фактами, для объяснения которых не хватает знаний, жизненного опыта. Для этого используются практические задания.

Данный способ создания проблемной ситуации я использовала на уроке геометрии при изучении темы «Признак перпендикулярности плоскостей».

Ученикам была предложена следующая ситуация:

Стены зданий строители возводят вертикально. Как же они контролируют этот процесс?

В ходе рассуждений выяснили, что для этого строители используют отвес. Естественно возникает вопрос: «Правильно ли они поступают? Достаточно ли этой проверки?»

Итак, возникла проблемная ситуация, решить которую учащиеся пока не могут.

Не могут ответить на поставленный вопрос.

После этого объявляется тема урока. Доказывается теорема о перпендикулярных плоскостях, после чего необходимо вернуться к возникшей проблеме.

Таким образом, достигается активизация учащихся, усиливается их познавательная активность.

3. Проблемная ситуация возникает, если предложить ученикам выполнить какое-либо задание или действие на первый взгляд не вызывающее затруднения.

Так при изучении теоремы о сумме внутренних углов треугольника предлагаю такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам: 1) угол А = 45о, угол В = 90о, угол С = 70о; 2) угол А = 65о, угол В = 30 о, угол С = 40 о; 3)угол А = 40 о, угол В = 60 о, угол С = 80 о.

Учащиеся с помощью линейки и транспортира начинают строить треугольники. В первом случае, построив углы А и В и отложив угол в 70 о от луча АС (или ВС), ребята видят, что вместо треугольника получается четырехугольник. Во втором случае независимо от того, какие первые два угла школьники выбирают для построения, всегда получается треугольник, третий угол которого либо больше, либо меньше заданного. И только в третьем случае удается построить треугольник по трем заданным углам.

По окончании уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. В результате коллективного выполнения данного задания дети сформулировали тему урока, его цель, задачи.

Таким образом, проблемная ситуация вызывает познавательную активность. В процессе ее решения совместно с учителем и под его руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование умений самостоятельно решать проблемы

На уроках в 5-6 классах провожу самостоятельные работы с самопроверкой по эталону. Эталоном могут быть проcто ответы, может быть подробный образец – решение. Этап рефлексии деятельности позволяет детям на cвоем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.

В старших классах провожу самостоятельную работу по карточкам c дифференцированными заданиями (по уровням) и самостоятельные работы модульного характера, на уроке ученики могут получить консультацию учителя. Такие уроки направлены на тренинг способностей к самооценке и поэтому приносят положительный результат.

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно. Технология проблемно-диалогового обучения способствует формированию   у   школьников   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.

Технология проблемно-диалогического обучения является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Современная действительность требует от человека осознанного умения участвовать в продуктивной совместной работе с другими людьми. На моих уроках дети учатся общаться и сотрудничать. С точки зрения организации эффективных форм работы на уроке для лучшей обучаемости математике, необходимость совместной работы очевидна. Ученики решают задачи вместе, помогая друг другу, и показывают более высокие результаты.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воcпроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы:

познавательные, коммуникативные и регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное иcпользование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариватьcя, распределять роли.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять c учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов.

Результативность технологии проблемного диалога видна в повышении качества знаний , успехах и достижениях моих учащихся.

В диалоге с учителем дети самостоятельно сформулировали новое для них правило, нашли подтверждение своим выводам в учебнике, сравнивали с авторскими формулировками и коллективно выполнили задание на новый материал.

Итак, во всей своей работе я ставлю одну большую цель: уточнить, закрепить все разрозненные сведения, которые учащиеся знают по предмету, возбудить в ребятах интерес к занятиям математикой, охоту самостоятельно пополнять свои знания. Я пользуюсь основными программами, уделяю большое внимание тому, чтобы вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Применяя чьи-то находки, составляя различные задания сама, придумывая различные дифференцированные задания, я обратила внимание на то, что у учащихся постепенно изменяется отношение к предмету, заметно улучшились знания, усилился интерес к математике.

Применение проблемно-диалогической технологии дают положительные результаты в работе. Уроки проходят организованно, живо, интересно. Так как даются задания, требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщения, действия в изменённых ситуациях, я заметила, что ребята постепенно увеличивают темп работы, лучше рассуждают, легче ориентируются в материале.

Работа с применением проблемно-диалогической технологии - процесс не только увлекательный, но требующий затрат времени, сил, широкого научного кругозора, богатства педагогической и методической культуры, и, самое главное, большой заинтересованности. А это быстро понимают дети и с лихвой отдают дань учителю, радуя его знаниями и интересом к предмету.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение проблемно-диалогической технологии на уроках математики

Автор: Румянцова Людмила Валерьевна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства