Применение коррекционно-развивающих заданий на уроках математики как средство повышения познавательной активности обучающихся 5-6 классах
Применение коррекционно-развивающих заданий на уроках математики как средство повышения познавательной активности обучающихся 5-6 классах
Для успешного обучения математике в классах с ЗПР необходимо сделать труд школьника источником радости, снять заниженную самооценку ребенка в освоении данного предмета. Успешность обучения в любом классе зависит от отношения учащихся к учебной деятельности, поэтому в классах с ЗПР очень важен принцип мотивации к учению.
Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания материала. А коррекционно-развивающие задания – это упражнения, направленные на исправление и развитие высших психических функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение коррекционно-развивающих заданий на уроках математики как средство повышения познавательной активности обучающихся 5-6 классах»
Применение коррекционно-развивающих заданий на уроках
математики как средство повышения познавательной
активности обучающихся 5-6 классах
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов.
Для успешного обучения математике в классах с ЗПР необходимо сделать труд школьника источником радости, снять заниженную самооценку ребенка в освоении данного предмета. Успешность обучения в любом классе зависит от отношения учащихся к учебной деятельности, поэтому в классах с ЗПР очень важен принцип мотивации к учению.
Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания материала. А коррекционно-развивающие задания – это упражнения, направленные на исправление и развитие высших психических функций. Это задания, вызывающие интерес к процессу познания, активизирующие деятельность ребенка и помогающие легче усвоить учебный материал. Познавательная деятельность станет главным стимулирующим принципом в освоении учебного материала по предмету. Работая в классах с ЗПР необходимо использовать задания, способствующие:
Рассмотрим примеры таких заданий для учащихся 5-6 классов
Задания на коррекцию и развитие внимания.
«Найди и исправь ошибку». Ученикам предлагается числовое выражение (формула), но в записи допустили ошибку. Необходимо в числовом выражении (формуле) поставить скобки (знак действия) так, чтобы получилось верное равенство.
На написаны числа в цветных геометрических фигурах.
Учитель проводит математический диктант: «Умножьте число в синем овале на число в желтом прямоугольнике», «Найдите сумму чисел в зеленом треугольнике и красном круге», и т.д.
Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.
д
п
л
а
р
е
и
1
2
3
4
5
6
7
245433636261- Какое слово у вас получилось? (параллелепипед)
Задания на коррекцию зрительного восприятия.
Учащимся предлагается рисунок, состоящий из геометрических фигур. Необходимо посчитать, сколько треугольников, четырехугольников и т.д. изображено на рисунке.
Учащимся предлагается коллективно отгадать кроссворд. Потом кроссворд закрывается, и дети записывают слова в свой незаполненный кроссворд.
На доске начерчены углы различных градусных мер и пронумерованы. Учащимся нужно на глаз определить и записать номера угла, который является прямым, острым, тупым, развернутым.
Задание на развитие распределения внимания и зрительной памяти.
Предлагаются цифры записанные на доске следующим образом:
Запомнить цифры, записанные красным цветом.
- Какие цифры вы запомнили?
Составьте наименьшее трехзначное число.
Составьте наибольшее трехзначное число.
«Зрительные диктанты». Учитель показывает учащимся рисунок на 1 минуту (время может быть различным) и затем просит их воспроизвести, что было на нем изображено, с помощью вопросов.
Задания на развитие и коррекцию мышления.
«Логические цепочки». Уловите закономерность, по которой составлены следующие цепочки чисел и назовите следующее число:
2, 3, 5, 7, 11, 13,….
2, 4, 8, 16,…
1, 2, 4, 9, 16,…
Учащимся выдаются конверты с различными числами. Нужно разложить эти числа на столбики «кратные 2», «кратные 3».
На столе у учащихся имеются различные фигуры: круг, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, параллелепипед, трапеция, параллелограмм, шар. Ребятам предлагается распределить их по группам. Ответ объяснить.
«Логические задачки»
«Лена рисует цветных котят: сначала голубого, потом зеленого, потом желтого, потом черного, снова голубого, зеленого, желтого, черного и так далее… какого цвета двадцать шестой котенок?»
Упражнение на составление правильных связных высказываний:
«При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители …., а знаменатель ……»;
«Куб – это прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения ….»;
«Два числа, отличающиеся друг от друга ……, называются противоположными».
Задания на развитие и коррекцию памяти, внимания, мышления.
«Интеллектуальные минутки». Учитель задает ребятам несколько вопросов на разные темы, ответить на которые нужно быстро.
1). Как называется круглый хлеб?
2). Если откусить половину яблока, что останется?
3). На чем мы сидим?
4). Назовите число стоящее перед 40, 90, 33…
5). Какой месяц будет после января?
6). Назовите пятнадцатую букву алфавита.
7). Дом для машины?
8) 18 – это сумма 9 и …
9) Какого цвета вода?
Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их. Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений.