kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА Г. КИРЕНСКА»

















Тема: Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе











Подготовила:

учитель Н.Ю.Карпова



















Киренск, 2023 г.



Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе


Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

К моменту появления компьютеров в специальной школе (в начале 90-х годов) уже имелся опыт нескольких лет использования компьютеров в массовой школе, в основном на уроках информатики. По мнению И.А. Никольской, по ряду причин этот опыт не мог быть использован в условиях специальной школы. Во-первых, информатика как предмет вводилась только в специальные школы с цензовым образованием, каковой не является, коррекционная школа VIII вида. Во-вторых, содержание курса информатики массовой школы рассчитано на неполное среднее образование, в то время как учащиеся девятых классов специальных школ имеют более низкий общеобразовательный уровень. Поэтому содержание компьютерного обучения в общеобразовательной школе не могло быть механически перенесено в специальную школу. В-третьих, в специальной школе обучение помимо общих целей имеет специфические, коррекционные цели, которые также следует иметь в виду при использовании компьютеров. В-четвёртых, методы компьютерного обучения должны соответствовать особенностям познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и не могут быть взяты в готовом виде из массовой школы.

Таким образом, вместе с новой техникой в специальные школы пришли и новые проблемы: методологические, педагогические, наконец, технические.


Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

– коррекция психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

– знакомство с информационными процессами в современном обществе;

– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

– формирование коммуникативных способностей;

– развитие творческих способностей;

– индивидуализация обучения;

– использование компьютера как средства познания.

Предмет математика – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Таким образом,  возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения – информационно-коммуникационных технологий.

Дети с ОВЗ- это  дети,  у  которых  в  результате  органических поражений  головного  мозга  наблюдается  нарушение   нормального развития психических, особенно   высших   познавательных,   процессов    (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для  этих   школьников характерно  наличие   патологических   черт   в эмоциональной сфере:  повышенной  возбудимости  или,  наоборот,  инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Внимание детей с ОВЗ плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако хорошо развита механическая память. Использование ИКТ повышает качество образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках математики существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Уроки математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы, физминутки. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

- демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

- тренажёр;

- контроль за умениями, навыками обучающихся.

Использование демонстрации материала в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.

Цифровая наглядность,  должна  быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний. Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: ребёнку с ограниченными возможностями здоровья намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных вычислительных навыков. Для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач учащимися, можно применять различные тренажеры.

Это простой и очень эффективный дидактический прием.

Тренажер- это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку вычислительных навыков до автоматизма.

Работу по тренажерам можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (по цепочке);

- при закреплении нового материала;

- при поведении самостоятельной работы;

- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Проведение уроков-презентаций включается в ряд традиционных занятий, где предусмотрен непосредственный контакт детей с учителем и использование традиционных учебных материалов. Постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей. Занятия с элементами мультимедийдых презентаций продумывается как комплекс мероприятий, обеспечивающий постепенное привыкание детей к использованию ТСО, позволяющий научить их работать с транслируемым изображением и звуком, полностью отвлекаясь от технической стороны занятия. При этом полезно предварительно познакомить школьников с устройством, продемонстрировать детям получаемый продукт (частично тот, который будет использован или аналогичный). С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 10-15 минут).

Тематический перечень электронных средств учебного назначения используемых на уроках в преподавании математики:

– клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;

– компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

– компьютерные лабиринты для управления объектом;

– компьютерные мозаики;

– логические игры на компьютере;

– компьютерные энциклопедии;

– компьютерные топологические схемы;

– компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;

– игры-кроссворды;

– компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

 

Формирование вычислительных навыков.

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая  и  порой  скучная

для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее  организацию.  В практике работы использую презентации «Учимся считать». Сборник игр, развивающих математические навыки, отличный способ увлекательно и с пользой провести время. «Игрок» научится быстро распознавать геометрические формы, выполнять арифметические действия и решать задачи. Каждая из шести игр имеет три уровня сложности. Например, игры «Баллончик с ответом» и «Арифметический тетрис» применяю  в индивидуальной работе для закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 20.

 

Работа по развитию внимания и памяти.

Упражнения на развитие памяти и внимания можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение на экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.

Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.

 

Работа  по коррекции логического мышления.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Предлагаемые мною логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Структура заданий:

1) загадки в числах;

2) ответы к загадкам и соответствующие им числа;

3) логические задачи.

Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя ВДТ или распечатав материал на принтере.

 Проверить знания учащихся,  организовать повторение и закрепление учебного материала, можно также построить, используя авторские презентации (медиауроки). Использование ИКТ при подготовке к таким урокам очень экономит время учителя. Учитель имеет возможность в любой момент заменить слайд, что значительно экономит время на поиски нужной информации. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как «записи» не стираются. Учитель имеет возможность еще и еще раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с ребенком за компьютером.

В медиауроки или отдельные слайды презентации могут быть включены обучающие, тренировочные и контролирующие задания

 

Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся в школах достигают следующих результатов:

– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

– глубже постигаются понятия числа и множества;

– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

– тренируется внимание и память;

– дети раньше овладевают чтением и письмом;

– активно пополняется словарный запас;

– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

– развиваются воображение и творческие способности;

– развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Карпова Наталья Юрьевна

Дата: 26.10.2024

Номер свидетельства: 658475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства