Приемы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики (Слайд 1)
Учитель математики-информатики
ГУО «СШ № 2 г. Островца»
Максимова Марина Анатольевна
Основная задача обучения математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
«Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» Дьёрдь Пойа (Слайд 2). Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых приемах и формах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.
Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, оцениваю их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.
1. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с учебником (Слайд 3), являющимся одним из важнейших источников информации и знаний для учащихся. Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.
Но работа с учебником на уроках носит эпизодический характер, а хорошо бы обратить внимание на работу по овладению учениками навыков понимания прочитанного, так как: «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело» (К. Ушинский) (Слайд 4). Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания начинаю с 5 – го класса, так, как ученики начальной школы не имеют привычки работать с материалом учебника, а уже в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, над которым нужно работать, возбудить желание читать. Использую на уроке (если есть время) и дома следующие задания:
найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
прошу объяснить значение тех или иных слов;
сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
найти определение некоторых терминов, правил;
конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.
Еще одним из таких приемов является проведение нетрадиционных уроков – это уроки-сказки, уроки-путешествия, диспуты, соревнования, турниры, интегрированные уроки (Слайд 5). Уроки такого характера формируют положительные мотивацию и отношение школьников к учебной деятельности, развивают их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов, потребность в самообразовании, а также стимулирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся, повышают эффективность обучения. Например, интегрированные уроки «Алгоритм вычисления производной сложной функции», 10 класс (алгебра + информатика), «Десятичные дроби и действия над ними», 5 класс (математика + экология) и т.д.
3. На развитие познавательной активности и творческого мышления решающее значение оказывает рассмотрение различных способов решения задач (Слайд 6), ознакомление с различными методами, существующими в математических исследованиях, и закрепление их в практической деятельности. Задачи делятся на алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические. Роль алгоритмических задач в обучении математике очень важна. Решение задач этого типа легко и быстро приводят к желаемому результату, незнание же алгоритмов ведет к многочисленным ошибкам, потере времени и неуверенности в себе. К полуалгоритмическим задачам относятся задачи, методы решения, которых имеют обобщенный характер и не могут быть полностью сведены к одному из известных алгоритмов. В эвристических задачах необходимо выявить некоторые скрытые связи между элементами условий и требований. Это задачи олимпиадного характера.
В классе всегда найдется ученик, который мыслит отлично от остальных, нестандартно. После решения некоторых задач можно попросить решить ее по-другому. Например, решение задач на нахождение дроби от числа или числа по его дроби в 6 классе, задачи по геометрии и т.д.
4. Среди различных способов активизации познавательной деятельности одним из эффективных средств являются дидактические игры (Слайд 7). Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, развивает у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.
Включение в урок элементов дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
5. Еще одним средством активизации познавательной деятельности являются творческие задания (Слайд 8). На уроках и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как:
Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков). Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Здесь уместным будут слова Ж.А. Пуанкаре «…Всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета…»
Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями. (Некоторые из них можно решать на уроке, так как учащиеся не любят решать задачи, но всегда с удовольствием и интересом решают задачи собственного сочинения). При составлении задач вырабатывается навык творческой работы, давая возможность внести свой вклад в поиск рационального условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее, но развиваете желательный склад ума.
Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему, которые могут быть использованы при устном счете или для «угадывания» темы урока.
6. Использование практической направленности и межпредметных связей (Слайд 9) на уроках математики является еще одним приемом активизации познавательной деятельности.
В программе по математике указано, что математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому считаю важным вопрос осуществления межпредметных связей, что способствует повышению познавательного интереса. Известно, что прочность и практическая значимость приобретённых знаний во многом зависит от того, насколько они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других ситуациях.
Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных способностей.
На своих уроках я стараюсь показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.
Например: 1. «На земном шаре обитают птицы - безошибочные составители прогноза погоды на лето. Если вы правильно решите примеры, записанные на доске, то вы узнаете одну из них». Замените частные буквами, и вы узнаете такую птицу. (Фламинго из песка строят гнёзда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливое, то более низкими).
2. Или решив пример, вы получите массу черепахи-гиганта, живущей на островах Тихого океана. Она такой величины, что дети могут кататься, сидя на ее панцире.
(Самая крупная в мире черепаха весит 600 кг. Она называется дермохелис. Из ее панциря изготавливают украшения, а мясо и яйца идут в пищу).
3. Решая примеры и располагая ответы примеров в порядке возрастания, вы получите название города, единственного в своем роде, другого такого нет на свете. Он стоит в море, на 118 островах, расположенных в 4 км от суши. В этом городе нет автобусов, троллейбусов, а средством передвижения являются речные трамваи – катера и гондолы (Венеция).
4. Решив пример, вы узнаете, в каком году Петр I завез в Россию картофель.
Использование на своих уроках информации по другим предметам позволяет мне осуществлять межпредметные связи, воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, расширить их кругозор. Поэтому подобные фрагменты я включаю во многие уроки.
В 6 классе начинается курс географии, и я применяю знания учащихся из этой науки на своих уроках в темах: «Масштаб», «Графики». Так, при изучении темы «Масштаб» мы работаем по географической карте России, выполняя практическую работу: «Определить расстояние от Благовещенска до Москвы на местности, измерив его на карте». Интерес учащихся на таких уроках высокий.
7. Следующим приемом является выполнение нестандартных заданий по математике (Слайд 10). Известному французскому ученому Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» (Слайд 11). Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
Эффективным и занимательным приемом является математический софизм. Софизм - это доказательство заведомо ложного утверждения.
Ученикам 7-8-х классов уже можно привести софизм об Ахиллесе и черепахе, или доказательство утверждения 1=2 и т. д. Сколько восторгов, мнений, споров, а главное - неподдельного интереса. Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
(Слайд 12)
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности. В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определённым содержанием». Любой урок осуществляется путём функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебнопознавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным» (Слайд 13).
1. Индивидуально-обособленная форма. (Слайд 14) Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.
2. Фронтальная форма познавательной деятельности. (Слайд 15) Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.
3. Групповая форма организации познавательной деятельности (Слайд 16) - это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. (Слайд 17)
До недавнего прошлого - это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Признаки,
характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
Наличие у всех участников общей цели.
Между её участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.
Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив - это группа людей, сотрудничающих друг с другом.
Участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением.
Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.
Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.
Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика.
5. Работа в парах. (Слайд 18) Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем.
В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. (Слайд 19) И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.