Полное название темы работы | Почему при статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования? |
Тип работы | проектно-исследовательская работа |
Фамилия имя отчество автора, дата рождения | Войлошникова Анастасия Юрьевна, 23.08.1997 |
Место учебы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 Курагинского района |
Класс | 10 |
Место выполнения работы | Научное общество учащихся «Академик» Лаборатория математики |
Руководитель | Ованесян Инна Эдуардовна, МБОУ Шалоболинская СОШ №18 , учитель математики |
e-mail Контактный телефон | s-181@yandex.ru (39136) 73-2-93 рабочий |
АННОТАЦИЯ
Войлошникова Анастасия Юрьевна
МБОУ Шалоболинская СОШ №18, 10 класс
Почему при статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?
Руководитель: Ованесян Инна Эдуардовна, учитель математики, I категория
Цель исследовательской работы: Выявить причины снижения качества математического образования .
Методы проведенных исследований: опрос, анализ, обобщение, обработка данных, сравнение, описание, наблюдение.
Основные результаты исследования (научные, практические):
1) Привлечено внимание учащихся и учителей к проблеме снижения качества математического образования и его мотивационного характера в нашей стране;
2) Проанализированы результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе и привлечено внимание учащихся к необходимости качественной подготовки к главному экзамену;
Проведенный опрос среди учащихся нашей школы выявил основную причину снижения качества математического образования — низкий уровень мотивации, связанный с общественной недооценкой значимости математического образования;
Учащиеся и учителя школы ознакомлены с результатами работы, тем самым привлечено их внимание к необходимости и важности качественного изучения предмета математика, повышению у учащихся мотивации к его изучению;
Приобретен дальнейший опыт исследовательской деятельности.
I. ВВЕДЕНИЕ
Тот, кто не знает математики,
не может узнать никакой другой
науки и даже не может обнаружить своего невежества
Роджер Бэкон, XII в.[7]
Актуальность темы
Почему я выбрала эту тему? Я стала часто слышать не только от своих одноклассников, но и от учащихся нашей школы, что математика не пригодится им в жизни. «Хочу (например) быть юристом и математика мне абсолютно не нужна!»
А может быть, действительно сделать так, чтобы в школе каждый изучал по несколько предметов, которые он считает нужными для себя?! Но!Все науки взаимосвязаны, и практически не могут существовать друг без друга, и роль математики особенно велика, не зря же, её зовут царицей наук. Математика является обязательным выпускным экзаменом и необходима для поступления высшие учебные заведения и колледжи.
Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы.
В ноябре 2013 года у нас в Красноярске проходил Первый съезд учителей математики Красноярского края, где была ярко высвечена проблема математического образования, и заместитель министра образования и науки края Наталья Анохина с трибуны заявила, что "повышение качества математического образования учащихся в общеобразовательной школе является одной из наиболее актуальных проблем. С каждым годом увеличивается число неудовлетворительных результатов по математике среди выпускников школ. Математика перестала быть престижной и необходимой".
С трибуны съезда звучали следующие цифры:
40 % выпускников школ реально имеют знания 6-8 классов;
50% учеников 10-11 классов приходят в школу не подготовленные к уроку;
20 % выпускников — неплохие абитуриенты;
Решаемость текстовых задач по математике по результатам ЕГЭ составляет 30 %. Учащиеся не умеют рассуждать, неверно прочитывают условие задачи.
В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые выступающими были объединены в следующие основные группы: проблемы мотивационного характера, проблемы содержательного характера и кадровые проблемы. Нас, учащихся средних школ касаются проблемы мотивационного характера. Почему при таком статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель работы: Выявить причины снижения качества математического образования ( на примере нашей школы) .
Задачи: 1) Ознакомиться с материалом о значении математики в современном мире и России с целью привлечения внимания учащихся к необходимости получения качественного математического образования ;
2) Проанализировать результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе;
3) Провести опрос среди учащихся нашей школы с целью выявления причин снижения качества математического образования, обобщить полученные сведения, проанализировать данные, описать результаты данной проблемы;
4)Ознакомить учащихся и учителей с результатами работы, тем самым привлечь их внимание к важности изучения предмета математики, повысить мотивацию у учащихся к изучению предмета.
Проблема: Снижение заинтересованности учащихся в изучении предмета математика в нашем классе.
Гипотеза исследования: предполагаю, что эта проблема есть не только в нашем классе.
Объект исследования: предмет математика.
Предмет исследования: проблема снижения заинтересованности в его изучении.
Методы исследования: опрос в форме анкетирования учащихся, анализ, обобщение, обработка данных, описание, наблюдение.
1. Значение математики в современном мире и в России
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 - 1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.[4]
2. Анализ результатов ЕГЭ по математике в 2013 году в Красноярском крае и успеваемости качества обучения по математике в школе
В Отчете о результатах единого государственного экзамена по математике в Красноярском крае в 2013 году представлены результаты ЕГЭ за 2012-2013 учебный год . В сравнении с 2012 годом по рейтингу среди муниципалитетов края выпускники района на 23-ем месте по математике.
Анализ данных о результатах выполнения ЕГЭ по математике 2013 года показывает, что значительное число участников экзамена усвоили основные разделы школьного курса математики, овладели базовыми математическими компетентностями.
По сравнению с 2012 годом наметилось улучшение результатов выполнения заданий по курсу геометрии выпускниками с базовым уровнем подготовки, в особенности это относится к стереометрическим задачам базового уровня. Хотя при этом общий уровень подготовки выпускников по геометрии по-прежнему остаётся недостаточным. .
В Красноярском крае в течение последних четырёх лет наблюдается устойчивый рост индекса среднего балла. Доля не набравших минимального количества баллов после стабильного снижения в период с 2010 по 2012 год в 2013 году возросла на 0,78%.
В течение последних четырёх лет наблюдается колебание доли участников, не приступивших к части С. В 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) доля участников, не приступивших к части С, снизилась на 5,6%, в 2012 г. (по сравнению с 2011 г.) повысилась на 4,7%, в 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) снизилась вновь на 2,86%. Качество выполнения заданий повышенного и высокого уровней данной группой участников в 2013 году (по сравнению с 2012 годом) ниже на 2,49% (сравнение проведено по доле участников, набравших за выполнение части С более 0 баллов).[6]
Качество обучения по математике в школе
Класс | Всего уч-ся | Обучаются на: | Успеваемость % | Качество % | СОУ % |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Итого со 2 по 4 класс | 43 | 4 | 24 | 14 | 1 | 98 | 65 | 57 |
Итого с 5 по 9 класс | 59 | 9 | 27 | 23 | - | 100 | 61 | 58,6 |
Итого 10-11 класс | 11 | 3 | 4 | 4 | - | 100 | 63,6 | 63,6 |
Итого со 2 по 11 класс | 113 | 16 | 55 | 41 | 1 | 99 | 62,8 | 58,5 |
В нашей школе со 2 по 11 класс обучаются 113 детей, из них 16 (14 %) знают математику на «5», это очень маленький результат. Но радует, что 55 человек знают ее на «4» и у них есть все шансы заниматься на «5». В целом, я считаю, что результаты находятся на среднем уровне.
3. Проведенные исследования
С чего всё началось...
В разговоре со своей одноклассницей я узнала, что она не считает математику важным и необходимым предметом и уверена, что в её будущей профессии (юриста) она ей никак не понадобится. Я решила опросить моих одноклассников, как они считают?
Исследование №1
Я провела опрос в нашем классе. На вопрос, считаете ли вы важным и необходимым предметом, я получила такую информацию: 38% ее по значимости на 1 место.
Вывод: Престижность и важность предмета падает. Думаю, низкая учебная мотивация учащихся связана с недооценкой значимости математического образования.
Исследование №2
Я составила анкету-опросник и предложила ее в 3-11 классах нашей школы с целью прояснить отношение к математике, как предмету.
В ответе на вопрос каким для вас является предмет математики, я получила следующие результаты:
На вопрос, какой у вас любимый предмет, математика является любимым для 38% учащихся 3-6 класса и 17%учащихся 7-11 классов. В два раза «любовь» к математике уменьшилось с «возрастом».
На вопрос, что для вас является сложным в освоении математики, около 70 % учащихся ответили, что решение текстовых задач. По результатам проведенных исследований в нашей школе учащимися 6 класса было выявлено, что задачи решают 30 % учащихся.[3]
Вывод 1: 38% нашей школы считают математику важной, интересной ее считают 28%, и стоит заметить, что это представители 3-6 классов. 11% затруднились ответить. С годами интерес к предмету падает. Я решила исследовать проблему дальше.
Вывод 2: Решаемость текстовых задач составляет 30 %. Научиться решать математические задачи очень важно, так как, зная подходы к решению математических задач, мы тем самым обучаемся взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.
Исследование №3
Я провела исследование среди учащихся 3-11 классов и предложила распределить предметы школьной программы по приоритету? Проанализировав данные, я получила такой результат:
Вывод:
67% учащихся поставили предмет на 1 место. Из них 34% разделили его с другим предметом. Большая остальная часть из 33 %, кто выбрал другой предмет, отдали предпочтение истории и обществознанию.
Исследование №4
Я предложила анкету-опросник учителям-предметникам школы. Вопрос поставила тот же: каким для вас является предмет математики?Вот из них некоторые ответы:
Математика является основой основ, но литература наоборот дала многое для математики.
Математика является царицей наук только среди точных наук.
Математика не является царицей наук, так как существуют более интересные и важные науки.
«Математика — царица всех наук, но служанка физики»
Вывод: Все ответы были разнообразны. Каждый учитель — хозяин своего предмета и хочет видеть важным свой предмет.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результаты исследовательской работы:
1) Привлечено внимание учащихся и учителей к проблеме снижения качества математического образования и его мотивационного характера;
2) Проанализированы результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе и привлечено внимание учащихся к необходимости качественной подготовки к главному экзамену;
3) Проведенный опрос среди учащихся нашей школы выявил основную причину снижения качества математического образования — низкий уровень мотивации, связанный с общественной недооценкой значимости математического образования;
Учащиеся и учителя школы ознакомлены с результатами работы, тем самым привлечено их внимание к необходимости и важности качественного изучения предмета математика, повышению у учащихся мотивации к его изучению;
Приобретен дальнейший опыт исследовательской деятельности.
Рекомендации:
Учащимся:
Ученик при всех условиях обязан усвоить курс математики средней школы – такова задача дня.
Не за горами выпускные экзамены и одним из основных является математика. Хочется видеть осознанный подход к изучению данного предмета и успешную его сдачу.
Не хочется на этом останавливать свою исследовательскую деятельность, а еще больше ее углубить. Рассмотреть и проанализировать остальные группы проблем развития математического образования, а также продолжить исследовать связь математики с другими науками. А так как я свою жизнь связываю с биологией и химией, очень хочется провести работу в этом направлении и показать место математики в этих науках, что позволит еще больше привлечь внимание учащихся к такой науке, как МАТЕМАТИКА.
ЛИТЕРАТУРА:
Анализ работы МБОУ Шалоболинской СОШ №18
База данных КИАСУО
Исследовательская работа учащихся 6 класса Шалоболинской СОШ №18 «Почему решение текстовых задач вызывает затруднение у большинства школьников?»
Концепция развития математического образования в Российской Федерации(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)
Материалы I Съезда учителей математики Красноярского края
Отчет о результатах единого государственного экзамена по математике в Красноярском крае в 2013 году (Центр оценки качества образования, Красноярск, 2013 г.)
http://www.wikipedia.org
Резолюция I Съезда учителей математики Красноярского края