kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему при статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается исследовательская работа учащейся 10 класса. "Я обратила внимание, что мои одноклассники часто говорят о том, что математика не пригодится им в жизни. Почему же с начальных классов мы постоянно слышим фразу: «Математика — царица наук», что математика является обязательным выпускным экзаменом и необходима для поступления высшие учебные заведения и колледжи.

В ноябре 2013 года в городе Красноярске проходил Первый съезд учителей математики Красноярского края, где была ярко высвечена проблема математического образования. Заместитель министра образования и науки края Наталья Анохина с трибуны заявила, что "повышение качества математического образования учащихся в общеобразовательной школе является одной из наиболее актуальных проблем. С каждым годом увеличивается число неудовлетворительных результатов по математике среди выпускников школ. Математика перестала быть престижной и необходимой".

Выступающими было отмечено:

  1. 40 % выпускников школ реально имеют знания 6-8 классов;

  2. 50% учеников 10-11 классов приходят в школу не подготовленные к уроку;

  3. 20 % выпускников — неплохие абитуриенты;

  4. Решаемость текстовых задач по математике по результатам ЕГЭ составляет 30 %. Учащиеся не умеют рассуждать, неверно прочитывают условие задачи.

Почему при таком статусе "Математика - царица наук" падает качество математического образования?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Войлошникова Н.»

Полное название темы работы

Почему при статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?

Тип работы

проектно-исследовательская работа

Фамилия имя отчество автора, дата рождения

Войлошникова Анастасия Юрьевна, 23.08.1997

Место учебы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 Курагинского района

Класс

10

Место выполнения работы

Научное общество учащихся «Академик»

Лаборатория математики

Руководитель

Ованесян Инна Эдуардовна, МБОУ Шалоболинская СОШ №18 , учитель математики

e-mail

Контактный телефон

s-181@yandex.ru

(39136) 73-2-93 рабочий















АННОТАЦИЯ

Войлошникова Анастасия Юрьевна

МБОУ Шалоболинская СОШ №18, 10 класс

Почему при статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?

Руководитель: Ованесян Инна Эдуардовна, учитель математики, I категория


Цель исследовательской работы: Выявить причины снижения качества математического образования .

Методы проведенных исследований: опрос, анализ, обобщение, обработка данных, сравнение, описание, наблюдение.

Основные результаты исследования (научные, практические):

1) Привлечено внимание учащихся и учителей к проблеме снижения качества математического образования и его мотивационного характера в нашей стране;

2) Проанализированы результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе и привлечено внимание учащихся к необходимости качественной подготовки к главному экзамену;

      1. Проведенный опрос среди учащихся нашей школы выявил основную причину снижения качества математического образования — низкий уровень мотивации, связанный с общественной недооценкой значимости математического образования;

      2. Учащиеся и учителя школы ознакомлены с результатами работы, тем самым привлечено их внимание к необходимости и важности качественного изучения предмета математика, повышению у учащихся мотивации к его изучению;

      3. Приобретен дальнейший опыт исследовательской деятельности.















I. ВВЕДЕНИЕ

Тот, кто не знает математики,

не может узнать никакой другой

науки и даже не может обнаружить своего невежества

Роджер Бэкон, XII в.[7]

Актуальность темы

Почему я выбрала эту тему? Я стала часто слышать не только от своих одноклассников, но и от учащихся нашей школы, что математика не пригодится им в жизни. «Хочу (например) быть юристом и математика мне абсолютно не нужна!»

А может быть, действительно сделать так, чтобы в школе каждый изучал по несколько предметов, которые он считает нужными для себя?! Но!Все науки взаимосвязаны, и практически не могут существовать друг без друга, и роль математики особенно велика, не зря же, её зовут царицей наук. Математика является обязательным выпускным экзаменом и необходима для поступления высшие учебные заведения и колледжи.

Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы.

В ноябре 2013 года у нас в Красноярске проходил Первый съезд учителей математики Красноярского края, где была ярко высвечена проблема математического образования, и заместитель министра образования и науки края Наталья Анохина с трибуны заявила, что "повышение качества математического образования учащихся в общеобразовательной школе является одной из наиболее актуальных проблем. С каждым годом увеличивается число неудовлетворительных результатов по математике среди выпускников школ. Математика перестала быть престижной и необходимой".

С трибуны съезда звучали следующие цифры:

  1. 40 % выпускников школ реально имеют знания 6-8 классов;

  2. 50% учеников 10-11 классов приходят в школу не подготовленные к уроку;

  3. 20 % выпускников — неплохие абитуриенты;

  4. Решаемость текстовых задач по математике по результатам ЕГЭ составляет 30 %. Учащиеся не умеют рассуждать, неверно прочитывают условие задачи.

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые выступающими были объединены в следующие основные группы: проблемы мотивационного характера, проблемы содержательного характера и кадровые проблемы. Нас, учащихся средних школ касаются проблемы мотивационного характера. Почему при таком статусе «Математика — царица наук» падает качество математического образования?


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель работы: Выявить причины снижения качества математического образования ( на примере нашей школы) .

Задачи: 1) Ознакомиться с материалом о значении математики в современном мире и России с целью привлечения внимания учащихся к необходимости получения качественного математического образования ;

2) Проанализировать результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе;

3) Провести опрос среди учащихся нашей школы с целью выявления причин снижения качества математического образования, обобщить полученные сведения, проанализировать данные, описать результаты данной проблемы;

4)Ознакомить учащихся и учителей с результатами работы, тем самым привлечь их внимание к важности изучения предмета математики, повысить мотивацию у учащихся к изучению предмета.

Проблема: Снижение заинтересованности учащихся в изучении предмета математика в нашем классе.

Гипотеза исследования: предполагаю, что эта проблема есть не только в нашем классе.

Объект исследования: предмет математика.

Предмет исследования: проблема снижения заинтересованности в его изучении.

Методы исследования: опрос в форме анкетирования учащихся, анализ, обобщение, обработка данных, описание, наблюдение.


1. Значение математики в современном мире и в России

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 - 1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.[4]


2. Анализ результатов ЕГЭ по математике в 2013 году в Красноярском крае и успеваемости качества обучения по математике в школе

В Отчете о результатах единого государственного экзамена по математике в Красноярском крае в 2013 году представлены результаты ЕГЭ за 2012-2013 учебный год . В сравнении с 2012 годом по рейтингу среди муниципалитетов края выпускники района на 23-ем месте по математике.

Анализ данных о результатах выполнения ЕГЭ по математике 2013 года показывает, что значительное число участников экзамена усвоили основные разделы школьного курса математики, овладели базовыми математическими компетентностями.

По сравнению с 2012 годом наметилось улучшение результатов выполнения заданий по курсу геометрии выпускниками с базовым уровнем подготовки, в особенности это относится к стереометрическим задачам базового уровня. Хотя при этом общий уровень подготовки выпускников по геометрии по-прежнему остаётся недостаточным. .

В Красноярском крае в течение последних четырёх лет наблюдается устойчивый рост индекса среднего балла. Доля не набравших минимального количества баллов после стабильного снижения в период с 2010 по 2012 год в 2013 году возросла на 0,78%.

В течение последних четырёх лет наблюдается колебание доли участников, не приступивших к части С. В 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) доля участников, не приступивших к части С, снизилась на 5,6%, в 2012 г. (по сравнению с 2011 г.) повысилась на 4,7%, в 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) снизилась вновь на 2,86%. Качество выполнения заданий повышенного и высокого уровней данной группой участников в 2013 году (по сравнению с 2012 годом) ниже на 2,49% (сравнение проведено по доле участников, набравших за выполнение части С более 0 баллов).[6]


Качество обучения по математике в школе

Класс

Всего уч-ся

Обучаются на:

Успеваемость %

Качество

%

СОУ

%

«5»

«4»

«3»

«2»

Итого со 2 по 4 класс

43

4

24

14

1

98

65

57

Итого с 5 по 9 класс

59

9

27

23

-

100

61

58,6

Итого 10-11 класс

11

3

4

4

-

100

63,6

63,6

Итого со 2 по 11 класс

113

16

55

41

1

99

62,8

58,5


В нашей школе со 2 по 11 класс обучаются 113 детей, из них 16 (14 %) знают математику на «5», это очень маленький результат. Но радует, что 55 человек знают ее на «4» и у них есть все шансы заниматься на «5». В целом, я считаю, что результаты находятся на среднем уровне.

3. Проведенные исследования

С чего всё началось...

В разговоре со своей одноклассницей я узнала, что она не считает математику важным и необходимым предметом и уверена, что в её будущей профессии (юриста) она ей никак не понадобится. Я решила опросить моих одноклассников, как они считают?


Исследование №1

Я провела опрос в нашем классе. На вопрос, считаете ли вы важным и необходимым предметом, я получила такую информацию: 38% ее по значимости на 1 место.

Вывод: Престижность и важность предмета падает. Думаю, низкая учебная мотивация учащихся связана с недооценкой значимости математического образования.


Исследование №2

Я составила анкету-опросник и предложила ее в 3-11 классах нашей школы с целью прояснить отношение к математике, как предмету.

В ответе на вопрос каким для вас является предмет математики, я получила следующие результаты:














На вопрос, какой у вас любимый предмет, математика является любимым для 38% учащихся 3-6 класса и 17%учащихся 7-11 классов. В два раза «любовь» к математике уменьшилось с «возрастом».

На вопрос, что для вас является сложным в освоении математики, около 70 % учащихся ответили, что решение текстовых задач. По результатам проведенных исследований в нашей школе учащимися 6 класса было выявлено, что задачи решают 30 % учащихся.[3]

Вывод 1: 38% нашей школы считают математику важной, интересной ее считают 28%, и стоит заметить, что это представители 3-6 классов. 11% затруднились ответить. С годами интерес к предмету падает. Я решила исследовать проблему дальше.

Вывод 2: Решаемость текстовых задач составляет 30 %. Научиться решать математические задачи очень важно, так как, зная подходы к решению математических задач, мы тем самым обучаемся взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.


Исследование №3

Я провела исследование среди учащихся 3-11 классов и предложила распределить предметы школьной программы по приоритету? Проанализировав данные, я получила такой результат:















Вывод:

67% учащихся поставили предмет на 1 место. Из них 34% разделили его с другим предметом. Большая остальная часть из 33 %, кто выбрал другой предмет, отдали предпочтение истории и обществознанию.


Исследование №4

Я предложила анкету-опросник учителям-предметникам школы. Вопрос поставила тот же: каким для вас является предмет математики?Вот из них некоторые ответы:

  1. Математика является основой основ, но литература наоборот дала многое для математики.

  2. Математика является царицей наук только среди точных наук.

  3. Математика не является царицей наук, так как существуют более интересные и важные науки.

  4. «Математика — царица всех наук, но служанка физики»

Вывод: Все ответы были разнообразны. Каждый учитель — хозяин своего предмета и хочет видеть важным свой предмет.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Результаты исследовательской работы:

1) Привлечено внимание учащихся и учителей к проблеме снижения качества математического образования и его мотивационного характера;

2) Проанализированы результаты ЕГЭ по математике за 2013г в крае и уровень качества обученности по математике в нашей школе и привлечено внимание учащихся к необходимости качественной подготовки к главному экзамену;

3) Проведенный опрос среди учащихся нашей школы выявил основную причину снижения качества математического образования — низкий уровень мотивации, связанный с общественной недооценкой значимости математического образования;

      1. Учащиеся и учителя школы ознакомлены с результатами работы, тем самым привлечено их внимание к необходимости и важности качественного изучения предмета математика, повышению у учащихся мотивации к его изучению;

      2. Приобретен дальнейший опыт исследовательской деятельности.


Рекомендации:

Учащимся:

Ученик при всех условиях обязан усвоить курс математики средней школы – такова задача дня.

Не за горами выпускные экзамены и одним из основных является математика. Хочется видеть осознанный подход к изучению данного предмета и успешную его сдачу.


Не хочется на этом останавливать свою исследовательскую деятельность, а еще больше ее углубить. Рассмотреть и проанализировать остальные группы проблем развития математического образования, а также продолжить исследовать связь математики с другими науками. А так как я свою жизнь связываю с биологией и химией, очень хочется провести работу в этом направлении и показать место математики в этих науках, что позволит еще больше привлечь внимание учащихся к такой науке, как МАТЕМАТИКА.




















ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анализ работы МБОУ Шалоболинской СОШ №18

  2. База данных КИАСУО

  3. Исследовательская работа учащихся 6 класса Шалоболинской СОШ №18 «Почему решение текстовых задач вызывает затруднение у большинства школьников?»

  4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)

  5. Материалы I Съезда учителей математики Красноярского края

  6. Отчет о результатах единого государственного экзамена по математике в Красноярском крае в 2013 году (Центр оценки качества образования, Красноярск, 2013 г.)

  7. http://www.wikipedia.org

  8. Резолюция I Съезда учителей математики Красноярского края






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ованесян Инна Эдуардовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства