План элективногокурса по математике в 9-10 классах. Тема: Мир уравнений - мир алгебры.
План элективногокурса по математике в 9-10 классах. Тема: Мир уравнений - мир алгебры.
Данная программа Элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9-10 классов, которым интересна алгебра и её приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с её методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные , но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План элективногокурса по математике в 9-10 классах. Тема: Мир уравнений - мир алгебры. »
Элективный курс по математике
в 10 - 11 классе
Тема: МИР УРАВНЕНИЙ-
МИР АЛГЕБРЫ
Учитель высшей категории
В.В. Шевцова
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
Аннотация программы
Данная программа Элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9-10 классов, которым интересна алгебра и её приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с её методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные , но не имеющие глубокой проработки в общем курсе школьной алгебры вопросы. Стоит отметить, что навыки решения уравнений различной степени совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю жизнь. Поэтому его можно использовать как в рамках предпрофильной подготовки учащихся, так и для профильных классов различного направления.
Пояснительная записка
Элективный курс « Мир уравнений, мир алгебры» рассчитан на 34 часов для работы с учащимися 10 класса. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объём знаний необходим для решения задач, приводимых к составлению уравнений. У любознательных учащихся, освоивших теорию и методику решения линейных и квадратных уравнений, изучению которых уделяется большое внимание в школьной программе, как правило, возникает вопрос: «А как быть с уравнениями боле высокой степени?».Доля изучаемой по этой теме материала недостаточна и требует дополнительного обучения. Данный элективный курс и предусматривает более глубокое рассматривание этого вопроса, имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей ( прежде всего с физикой и историей).
Для работы с учащимися применены такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных, рекомендуется также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчёт о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, « защита решения», отчёт по результатам « поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме.
Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся ,предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачёт-незачёт», в зависимости от уровня подготовки группы.
Начиная с 3-4 занятия, учащиеся сами выбирают темы итоговой аттестации в форме защиты проектов.
Примерное тематическое планирование 10 класс
№
Тема
Количество часов
Дата
всего
лекция
семинар,
практика
1
Вводная лекция: Чем занимается алгебра
1
1
2
Основные законы и формулы алгебры в древних источниках
2
1
1
3
Как решал задачи Омар Хайям? Об эволюции понятия числа
1
1
4
Поиски универсального способа решения уравнений третьей степени
4
1
3
5
Из истории уравнений произвольной степени
4
1
3
6
Этьен Безу и его теорема
3
1
2
7
Защита проектов
2
2
1
Способы и методы решения уравнений, содержащих модуль
2
2
Способы и методы решения уравнений, содержащих радикал
2
3
Задачи на нахождение области определения и множеств значения функций.
1
4
Использование области определения и множество значений при решении уравнений .
1
5
Применение различных свойств функций к решению уравнений
2
6
Степенная функция, ее свойства и график. Способы решения иррациональных уравнений
2
7
Показательная функция, ее свойства и график. Способы решения показательных уравнений
2
8
Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений
2
9
Решение нестандартных уравнений
2
10
Итоговый урок
1
ВСЕГО
17
Примерное тематическое планирование 11 класс
Список рекомендуемой литературы:
Пичюрин Л.Ф. За страницами алгебры
Тлейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII классы
Кордемский Б.А., Ахабов А.А. Удивительный мир чисел
Талицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов
«МАТЕМАТИКА
В ЭКОНОМИКЕ И
БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ »
Элективный курс в 10 – 11 классах
Под редакцией В.В.Аникеева
СКИПКРО,2005 год
Учитель: Шевцова В.В.
2014-2015 год
2015-2016 год
Пояснительная записка
Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе, и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика – могучий инструмент для получения новых знаний. Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, интересующихся математикой и экономикой. Учителю математики курс даёт возможность дополнить экономическим содержанием программу курса математики.
Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все вопросы рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением ряду тем школьного курса математики. Учебный процесс построен так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованным.
Курс предполагает классно-урочную деятельность и лекционно-практическую системы обучения.
Цели курса:
Интеллектуальное развитие учащихся.
Формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности, необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни.
Изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса к ним, усвоения, углубления и расширения знаний по данным предметам, профориентация.
Задачи курса:
-сформировать у школьников понимание значения экономики для общественного прогресса; осознание экономических проблем России и возможных путей их преодоления;
-сформировать представление об идеях и методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковском деле;
-познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса, помочь правильно её понять и использовать;
-научить учащихся применять математический аппарат при решении экономических задач;
Вооружить конкретными экономическими знаниями, необходимыми для изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и продолжения образования,
-привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести переговоры, отстаивать свои интересы;
- познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики и банковского дела, требованиями, предъявленными к работникам этой сферы.
Организация учебного процесса.
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов, из них 10 лекций и 25 часов практических занятий. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: семинары, практикумы, деловые игры, защита рефератов, презентация проектов и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, соответствующий возрасту учащихся.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Дата проведения
Всего
Теории
Практикум
1
Метод математических моделей
2
1
1
1.1
Понятие о математических моделях
1
1
1.2
Математические модели в экономике
1
1
2
Производство, рентабельность и производительность труда
4
1
3
2.1
О проблемах экономической теории
1
1
2.2
Рентабельность и вычисление налогов на прибыль
1
1
1
2.3
Экскурсия в городскую налоговую инспекцию
1
1
2.4
Производительность труда
1
1
3
Функции в экономике
3
1
2
3.1
О понятиях функции. Откуда берутся функции в экономике
1
1
3.2
Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике
1
1
3.3
Функции спроса и предложения
1
1
4
Системы уравнений и рыночное равновесие
3
1
2
4.1
Спрос, предложение и равновесие
1
1
4.2
Встреча с местными предпринимателями
1
1
4.3
Примеры нахождения рыночного равновесия
1
1
5
Проценты и банковские расчеты
8
2
6
5.1
Простые проценты и арифметическая прогрессия
1
1
5.2
Начисление простых процентов за часть года
1
1
5.3
Ежегодное начисление сложных процентов
1
1
5.4
Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е.
1
1
5.5
Многократное начисление процентов в течение нескольких лет
1
1
5.6
Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки
1
1
5.7
Выбор банком годовой процентной ставки
1
1
5.8
Некоторые литературные и исторические сюжеты
1
1
6
Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей
4
2
2
6.1
Понятие о дисконтировании
1
1
6.2
Современная стоимость потока платежей
1
1
6.3
Бессрочная рента и сумма бесконечной геометрической прогрессии
1
1
6.4
Задача о «проедании вклада»
1
1
7
Банковская система
3
1
2
7.1
Как банки «создают деньги»
1
1
7.2
Понятие о мультипликаторе
1
1
7.3
Изменение величины суммарного кредитования
1
1
8
Расчеты заемщика с банком
3
3
8.1
Банки и деловая активность предприятий
1
1
8.2
Равномерные выплаты заемщиком банку
1
1
8.3
Консолидированные платежи
1
1
9
Олимпиада
2
2
10
Защита проектов юных экономистов и банкиров
2
2
Итого:
34
10
24
Список рекомендуемой литературы
Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М.: Инфарм, 1998.
Бочарова О. В. Математика в экономике: Программа элективного курса для классов профильного обучения\Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2003.
Вигдорчук Е. В., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнеса. – М.: Вита-Пресс, 1995.
Дорофеев Е. В., Седова Е. А. Процентные вычисления. СПб.: Специальная литература, 1997.
Липсиц И. В. Экономика без тайн. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1994.
Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. – М.: Вита-пресс, 1997.
Симонов А. С. Экономика на уроках математики. – М. Школа-Пресс, 1999.
Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики\\Математика в школе. - №5, -1997.
Симонов А. С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике\Математика в школе. - №3.- 1998.
Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты\\Математика в школе. - №4. – 1998.
Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 1998.
Фрейнкиан Е. Ю. Экономика и бизнес. – М.: Начала-Пресс, 1995.
Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1992.
Шевкин А. В. Текстовые задачи. – М.: Прсвещение, 1997.